Таможенная политика в Российской Федерации: разработка и реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовку;
– раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий государства;
– выделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ……………………………………
7
Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования…….…
7
1.2 Субъекты таможенной политики…………………………………………………………..
15
1.3 Структура таможенной политики……………………………………………………….…
16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………..
18
2.1. Внешнеторговый оборот…………………………………………………………………….
18
2.2. Анализ динамики экспортных показателей………………………………………………..
20
2.3. Анализ динамики импортных показателей………………………………………………..
22
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………..
25
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год……………………
25
3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………….
31
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики…………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
37

Файлы: 1 файл

таможенная политика в РФ разработка и реализация Курсовая работа по таможенному праву.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся6:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство  и недискриминация участников  внешнеторговой деятельности, если  иное не предусмотрено федеральным  законом;

3) единство  таможенной территории Российской  Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение  выполнения обязательств Российской  Федерации по международным договорам  Российской Федерации и осуществление  возникающих из этих договоров  прав Российской Федерации;

6) выбор  мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность  в разработке, принятии и применении  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность  и объективность применения мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение  обороны страны и безопасности  государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

13) единство  применения методов государственного  регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Рисунок 1 – Государственное  регулирование внешнеторговой деятельности7

 

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической  безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что  в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей  таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Таможенная  политика должна быть: относительно стабильна  и предсказуема; прозрачна для  деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается – оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности.

Основными этапами формирования и реализации являются:

  1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.
  2. Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.
  3. Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

Оценивая  уровень разработанности таможенной политики Российской Федерации в  условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности  в сфере внешней торговли, т.е. за последние десять лет, следует отметить, что ее направленность и ориентация, а также механизмы и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил. Существенным является также то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически оторваны друг от друга. Формированием, введением и отменой таможенных пошлин, составляющих основные экономические инструменты таможенной политики, занимается узкий круг высокопоставленных чиновников Минторга, Минэкономики, Минфина при участии ГТК под эгидой соответствующей правительственной комиссии, т.е. таможенные пошлины формируют, вводят, отменяют, организуют взимание и одновременно взимают органы исполнительной власти.

Принимая  во внимание направления генезиса и  эволюции, особенности исторического  опыта отечественной таможенной политики, а также специфику того внешне- и внутриполитического положения, в котором оказалась Россия, можно более четко определить те рамки, в которых развертывается таможенная политика в нашей стране, а также те задачи, которые стоят перед ней в современных условиях8. При определении влияния глобального контекста развертывания таможенной политики России на ее содержание целесообразно рассмотреть характер данного влияния на нескольких уровнях. Во-первых, следует принимать во внимание внешне- и внутриэкономическое положение страны (таможенная политика – составная часть государственной экономической политики). Во-вторых, следует учитывать необходимость выбора внешнеполитической стратегии государства.

На  данный момент таможенная политика нашей  страны развивается во многом в традиционном русле, в связи с чем можно  констатировать определенный недоучет этих проблем и вызовов. Соответственно, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, ключевой проблемой таможенной политики России в настоящее время, является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Необходима предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные научно- технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках.

Кроме того, как показывает анализ специфических  черт таможенной политики современной  России, взявшей курс на построение сильного экономического общества как  «главного условия ее политического  и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы»9, в первую очередь можно выделить такие приоритеты, как:

1) открытость  таможенной политики (открытое обсуждение  всех основных мероприятий таможенной  политики Российской Федерации);

2) равенство  участников таможенной сферы деятельности (таможенная политика должна в равной степени учитывать законные интересы всех участников таможенной сферы деятельности независимо от их финансового потенциала, формы собственности, государственной принадлежности);

3) поддержка  мероприятий таможенной политики со стороны государства (таможенная политика Российской Федерации должна иметь преимущественно государственные источники финансирования своих основных мероприятий, что позволит избежать субъективных трактовок общественно значимых целей таможенной политики, зависимостипроцесса ее реализации от текущей конъюнктуры, узкокорпоративных интересов).

Основными задачами таможенной политики России, которые поставлены перед ней  глобализацией в целом и местом России в глобализационных процессах  в частности, можно считать:

- защиту экономического суверенитета России и национальной безопасности в целом; осуществление продуманной таможенной политики на путях построения суверенной демократии; защиту и реализацию национальных интересов России;

- обеспечение участия нашей страны в международных экономических отношениях;

- реализацию национальных приоритетов внутренней политики; осуществление региональной политики, стимулирование развития регионов, региональной инфраструктуры, обеспечение сокращения регионального неравенства;

Информация о работе Таможенная политика в Российской Федерации: разработка и реализация