Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:04, курсовая работа
В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовку;
– раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий государства;
– выделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ……………………………………
7
Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования…….…
7
1.2 Субъекты таможенной политики…………………………………………………………..
15
1.3 Структура таможенной политики……………………………………………………….…
16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………..
18
2.1. Внешнеторговый оборот…………………………………………………………………….
18
2.2. Анализ динамики экспортных показателей………………………………………………..
20
2.3. Анализ динамики импортных показателей………………………………………………..
22
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………..
25
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год……………………
25
3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………….
31
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики…………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
37
- решение существующих проблем таможенной системы России (проблемы технического характера – нехватка необходимого оборудования, необустроенность границ; проблемы, обусловленные «человеческим фактором» – нехватка кадров, коррупция).
Последние события («пятидневная война» в Южной Осетии, пересмотр позиции России по отношению к ВТО, мировой финансовый кризис и т.д.) с необходимостью подталкивают российскую элиту к формированию четкой и взвешенной государственной политики по всем ключевым направлениям, причем торговая и таможенная политика занимают среди них отнюдь не последнее место. При формировании таможенной политики в условиях обострения отношений между Россией и Западом, с одной стороны, и рядом стран ближнего зарубежья, с другой, в условия мирового экономического кризиса следует принимать во внимание то, что:
- особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан, причем самостоятельной и самоценной (тогда как по большей части преобладает отношение к таможенной политике как к средству решения тех или иных внутри- и внешнеполитических проблем);
- таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на двух уровнях – федеральном и региональном;
- таможенная политика
должна вырабатываться с
- федеральные органы власти должны оставлять часть таможенных платежей субъекту Федерации.
Последние два принципа особенно актуальны в условиях мирового кризиса, их реализация может способствовать смягчению его негативных последствий как для отдельных отечественных производителей, так и для целых регионов страны.
1.2 Субъекты таможенной политики
К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.
К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:
А. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).
Б. Специальные государственные органы:
1. Министерство
торговли РФ и институт
2. Министерство экономики РФ
3. Министерство финансов РФ
4. Министерство науки и технологий РФ
5. Министерство транспорта РФ
6. МПС РФ
7. Государственный таможенный комитет РФ и его система
8. Федеральная
служба по валютному и
В. Содействующие организации:
1. Торгово-промышленная палата с входящими в нее региональными отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.
2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский банк реконструкции и развития.
3. Ассоциации
делового сотрудничества с
4. Неправительственные
и негосударственные
1.3 Структура таможенной политики
В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.
Целостность,
развитие и реализация таможенной политики
обеспечиваются сбалансированностью
ее внутренних компонент, а также
взаимодействием и
С точки зрения реализационного подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.
Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих ныне законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.
Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.
Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.
Психоэтическая компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.
Технико-технологическая
Коммуникационная составляющая проявляется через стратегию и тактику развития внешних коммуникаций таможни и механизмы реализации.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
2.1. Внешнеторговый оборот
По данным таможенной статистики в январе-феврале 2010 года внешнеторговый оборот России составил 81,6 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 43,5%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 70,4 млрд.долларов США (рост на 43,4%), со странами СНГ – 11,2 млрд.долларов США (рост на 44,2%)10.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 34,4 млрд.долларов США, что на 18,9 млрд. долларов США больше, чем в январе-феврале 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 30,5 млрд.долларов США (рост на 17,7 млрд.долларов США), со странами СНГ – 3,8 млрд. долл. США (рост на 1,2 млрд.долларов США).
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-феврале 2010 года приходилось 53,2% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 года – 50,0%). На страны СНГ в январе-феврале 2010 года приходилось 13,7% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 года – 13,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,5% (8,6%), на страны АТЭС – 19,2% (21,9%).
Основными торговыми партнерами России в январе-феврале 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 8,4 млрд.долларов США (183,0% к январю-февралю 2009 года), Китай – 7,2 млрд.долл. США (139,6%), Германия – 6,8 млрд.долл. США (144,2%), Италия – 5,5 млрд.долл. США (139,3%), Турция – 3,9 млрд.долл. США (134,9%), Польша – 3,6 млрд.долл. США (226,9%), Франция – 2,7 млрд.долл. США (133,2%), Финляндия – 2,4 млрд.долл. США (123,6%), Япония – 2,3 млрд.долл. США (105,7%), Соединенное Королевство – 2,1 млрд.долл. США (112,9%).
Объемы торговли со странами СНГ в январе-феврале 2010 года приведены ниже (миллионов долларов США) (таблица 1).
Таблица 1
Объемы торговли со странами СНГ в январе-феврале 2010 года
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
В % к январю-февралю | |||
оборот |
экспорт |
импорт | ||||
Азербайджан |
187,0 |
149,9 |
37,1 |
76,1 |
69,5 |
124,0 |
Армения |
110,6 |
95,1 |
15,5 |
99,2 |
101,5 |
86,9 |
Белоруссия11[1] |
3533,4 |
2307,5 |
1225,9 |
118,1 |
107,1 |
146,2 |
Казахстан |
2073,4 |
1367,1 |
706,3 |
147,1 |
138,0 |
168,6 |
Киргизия |
148,3 |
123,8 |
24,5 |
113,2 |
111,8 |
120,9 |
Молдавия |
256,7 |
217,1 |
39,6 |
401,5 |
686,3 |
122,6 |
Таджикистан |
107,0 |
71,8 |
35,2 |
96,0 |
83,6 |
137,8 |
Туркмения |
78,0 |
71,0 |
7,0 |
55,9 |
51,8 |
271,4 |
Узбекистан |
285,0 |
168,3 |
116,7 |
111,0 |
84,3 |
204,4 |
Украина |
4394,6 |
2927,2 |
1467,4 |
196,1 |
257,8 |
132,8 |
Рисунок 1 – Динамика экспорта и импорта РФ
2.2 Анализ
динамики экспортных
Экспорт России в январе-феврале 2010 года составил 58,0 млрд.долларов США и по сравнению с январем-февралем 2009 года увеличился на 60,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 50,5 млрд.долларов США (рост на 63,1%), в страны СНГ – 7,5 млрд.долларов США (рост на 44,2%)12.
Увеличение стоимостного объема экспорта в феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов экспортных поставок. Индекс средних цен экспорта в феврале 2010 года составил 119,6%, а индекс физического объема экспорта – 121,1%.
Основу российского экспорта в январе-феврале 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 76,0% (в январе-феврале 2009 года – 69,2%) (Прил.1).
В январе-феврале 2010 года по сравнению с январем-февралем 2009 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 79,1%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 52,8%, нефти сырой – на 6,1%, газа природного – на 85,2%, электроэнергии – на 24,2%, нефтепродуктов – на 11,9%, в том числе: дизельного топлива – на 21,1%, топлив жидких – на 5,9%. При этом сократились физические объемы экспорта кокса – на 15,9%, бензина автомобильного – на 19,8%, керосина, топлива реактивного – на 15,5%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них снизилась с 12,7 % в январе-феврале 2009 года до 9,4% в январе-феврале 2010 года. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-февралем 2009 года на 21,1%. Физические объемы экспорта алюминия возросли на 10,7%, черных металлов и изделий из них – на 15,3%, в том числе: ферросплавов – на 7,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 42,1%. Физические объемы экспорта чугуна снизились на 32,9%, меди – на 7,3%, никеля – на 9,7%.
Доля продукции химической промышленности в январе-феврале 2010 года составила 5,0% (в январе-феврале 2009 года – 6,9%). По сравнению с январем-февралем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 17,7%. Физические объемы поставок органических химических соединений возросли на 10,8%, метанола – на 47,5%, пластмасс и изделий из них – на 45,4%, каучука – на 73,9%, удобрений – на 21,3%, в том числе: калийных удобрений – на 79,8%, смешанных удобрений – на 21,4%.
Информация о работе Таможенная политика в Российской Федерации: разработка и реализация