Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:04, курсовая работа
В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовку;
– раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий государства;
– выделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ……………………………………
7
Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования…….…
7
1.2 Субъекты таможенной политики…………………………………………………………..
15
1.3 Структура таможенной политики……………………………………………………….…
16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………..
18
2.1. Внешнеторговый оборот…………………………………………………………………….
18
2.2. Анализ динамики экспортных показателей………………………………………………..
20
2.3. Анализ динамики импортных показателей………………………………………………..
22
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………..
25
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год……………………
25
3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………….
31
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики…………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
37
Доля экспорта машин и оборудования в январе-феврале 2010 года составила 2,6% (в январе-феврале 2009 года – 3,5%). Стоимостной объем поставок механического оборудования возрос на 3,9%, инструментов и аппаратов оптических – на 26,4%, вместе с тем сократились поставки электрооборудования на 20,3%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 11,3%.
Доля экспорта продовольственных товаров в январе-феврале 2010 года составила 2,0% (в январе-феврале 2009 года – 2,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 42,6%. Физические объемы поставок пшеницы увеличились на 49,8%, ячменя – на 28,1 %.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-феврале 2010 года составила 2,0% (в январе-феврале 2009 года – 2,6%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 24,5%. По сравнению с январем-февралем 2009 года возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 35,6%, фанеры – на 56,3%, бумаги газетной – на 15,6%.
В экспорте в страны СНГ в январе-феврале 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 58,1% от всего экспорта в эти страны, что на 17,2 процентных пункта выше, чем в январе-феврале 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года в 2,4 раза. Физические объемы экспорта угля каменного возросли в 2,5 раза, кокса в 2,1 раза, газа природного – в 3,7 раза. Поставки нефти сырой снизились на 21,9%, нефтепродуктов – на 22,7%, в том числе: бензина автомобильного – на 13,6%, дизельного топлива – на 27,1%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе-феврале 2010 года составила 8,7% (в январе-феврале 2009 года – 13,5%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 9,9%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них возрос на 41,0%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 72,0%.
Доля машин и оборудования в январе-феврале 2010 года составила 9,9% (в январе-феврале 2009 года – 12,2%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 22,7%, а инструментов и аппаратов оптических остался на уровне января-февраля 2009 года.
Доля продовольственных
товаров и
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-феврале 2010 года составил 8,0% (в январе-феврале 2009 года – 9,9%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 3,9% (6,1%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп возросли по сравнению с январем-февралем 2009 года на 37,8% и 9,0% соответственно.
1 |
Азербайджан |
3,1 |
2 |
Армения |
1,3 |
3 |
Беларусь |
35,8 |
4 |
Грузия |
0,3 |
5 |
Казахстан |
19,6 |
6 |
Киргизия |
2 |
7 |
Республика Молдова |
1,5 |
8 |
Таджикистан |
1,2 |
9 |
Туркмения |
2,1 |
10 |
Узбекистан |
36 |
11 |
Украина |
29,5 |
Рисунок 2 – Структура экспорта России по странам СНГ, в %13
2.3 Анализ динамики импортных показателей
Импорт России в январе-феврале 2010 года составил 23,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-февралем 2009 года увеличился на 14,1%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 19,9 млрд.долларов США (рост на 9,9%), из стран СНГ – 3,7 млрд.долларов США (рост на 44,1%)14.
Увеличение стоимости российского импорта в феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года было обусловлено ростом физического объема импортных поставок, индекс которого составил 112,9%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил к февралю 2009 года 101,4%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-феврале 2010 года приходилось 41,4% (в январе-феврале 2009 года – 45,7%) (Прил.2). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции остался на уровне января-февраля 2009 года (темп роста составил 99,6%). Закупки средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) снизились на 15,1%, механического оборудования остались на уровне января-февраля 2009 года. Вместе с тем возрос стоимостной объем импорта электрооборудования на 25,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 50,2%, грузовых – на 35,1%.
Доля импорта
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 18,7% против 15,7% в январе-феврале 2009 года. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 30,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 12,1%, лаков и красок на 23,5%, мыла и моющих средств на – 20,7%, пластмассы и изделий из нее – на 45,9%, каучуковых и резиновых изделий – на 38,7%.
Доля импорта текстильных
изделий и обуви в январе-
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-феврале 2010 года составил 5,6% (в январе-феврале 2009 года – 5,3%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 17,6%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 16,7%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 2,9 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2010 года доля машин и оборудования составила 22,9% (в январе-феврале 2009 года – 27,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 18,8%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 27,2%, электрооборудования – на 62,2%, железнодорожного оборудования – на 1,5%.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2010 года составил 18,7% (в январе-феврале 2009 года – 17,1%), топливно-энергетических товаров – 15,3% (12,3%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 15,0% (14,7%), продукции химической промышленности – 9,4% (11,9%).
Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с январем-февралем 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт металлов и изделий из них увеличился на 57,0%, топливно-энергетических товаров – на 76,9%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 46,2%, продукции химической промышленности – на 13,8%.
Физические объемы импорта угля каменного возросли на 13,5%, нефтепродуктов – на 69,7%, сыров и творога – на 28,3%, цитрусовых – в 2,0 раза, подсолнечного масла – на 6,9%, продуктов, содержащих какао – на 31,5%, черных металлов и изделий из них – на 92,6%, пластмассы и изделий из нее – на 15,5%.
1 |
Азербайджан |
1,4 |
2 |
Армения |
0,5 |
3 |
Беларусь |
30,8 |
4 |
Грузия |
0,1 |
5 |
Казахстан |
16,9 |
6 |
Киргизия |
1,7 |
7 |
Республика Молдова |
1,6 |
8 |
Таджикистан |
1,0 |
9 |
Туркмения |
0,2 |
10 |
Узбекистан |
3,9 |
11 |
Украина |
41,9 |
Рисунок 3 – Структура импорта России по странам СНГ, в %15
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год
Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.
Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.
I этап – до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.
На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей.
Важнейшими задачами являются:
Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно:
- снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин;
- снижение платежеспособного спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках;
- отток капитала, вызывающий необходимость повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов;
- дефицит федерального бюджета, вызывающий необходимость сохранения фискальной нагрузки на отдельные товары, не являющиеся социально-значимыми.
При этом
принимаемые меры не должны противоречить
долгосрочным задачам в сфере
таможенно-тарифного
II этап – 2011-2012 гг. – стабилизация экономики, переход к поступательному развитию.
Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
Информация о работе Таможенная политика в Российской Федерации: разработка и реализация