Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:29, реферат
Менеджмент- это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность белорусского менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.
Введение
1 Теоретический обзор организационных структур менеджмента
1.1 Сущность и общая характеристика организационных структур
1.2 Виды и классификация организационных структур менеджмента
1.3 Механистические (бюрократические) и адаптивные организационные структуры менеджмента
1.4 Проектирование и совершенствование организационной структуры
Литература
Введение
1 Теоретический обзор
организационных структур
1.1 Сущность и общая
характеристика
1.2 Виды и классификация
организационных структур
1.3 Механистические (
1.4 Проектирование и
Литература
Введение
Менеджмент- это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность белорусского менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.
В процессе производственной
деятельности между сотрудниками предприятия
и его структурными подразделениями,
управляющей и управляемой
Совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчиненности) образует структура управления.
Производственная структура
предприятия непосредственно
На организационное устройство хозяйства влияют такие факторы производства как: природно- климатические условия, размеры хозяйства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства и др.
1 Теоретические аспекты
организационных структур
1.1 Сущность и общая
характеристика
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (организации).
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
1) цели и задачи организации;
2) производственные и
3) факторы внутренней среды (внутренние переменные);
4) факторы внешней среды.
Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.
В процессе хозяйственной
деятельности организационные структуры
предприятия объединяют его человеческие
и материальные ресурсы. При этом
структуры имеют общее
В силу этого каждая управленческая
структура индивидуальна и
В организационную структуру
включают такие понятия, разделение
работ (по функциональным признакам
и уровням управления), соотношение
ответственности и полномочий, делегирование
полномочий, централизация и
В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием.
Общие характеристики организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом:
1. Структура организации
обеспечивает координацию всех
функций менеджмента при
2. Структура организации
определяет права и
3. Структура, принятая
в конкретной организации,
4. Организационная структура
определяет эффективность
Приведенные характеристики
отражают назначение и способность
организационных структур влиять на
достижение ожидаемых результатов
предприятия, определяемых его целями.
Кроме того, существуют внутренние
свойства структуры, которые определяют
условия рационального
1.2 Виды и классификация
организационных структур
Организационные структуры
имеют большое разнообразие видов
и форм. В рамках настоящей главы
рассматриваются два наиболее общих
подхода к классификации
Первый подход предусматривает разделение организационных структур на формальные и неформальные структуры.
Формальная структура -- это
структура, выбранная и установленная
менеджерами высшего уровня путем
соответствующих
Формальная структура
определяется (проектируется) в процессе
организации хозяйственной
Неформальная структура
возникает на основе взаимоотношений
членов коллектива, единства или противоречия
их взглядов, интересов, личных целей
и целей предприятия, подразделения
и т.д. Неформальная структура отражает
межличностные отношения в
Второй подход связан с
разделением организационных
Сложность структуры означает степень дифференциации (то есть разделения) видов управленческой деятельности, в том числе функций управления (разделение по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем сложнее структура.
Формализация структуры определяется степенью унификации (однотипности) управленческих правил и процедур. Чем больше, установленных правил и процедур, тем сложнее структура.
Степень централизации (децентрализации)
управления предприятием зависит от
того, на каких уровнях менеджмента
принимаются конкретные решения. Чем
больше ответственных решений
В зависимости от степени выраженности указанных выше компонентов (сложности, формализации и централизации) структуры менеджмента делятся на две группы: механистические и органические (адаптивные) структуры.
Механистическая структура является жесткой иерархией (пирамидой) управления. Органическая структура в отличие от нее является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях.
1.3 Механистические (
Механистическая структура
отражает жесткую иерархию управления,
называемую также пирамидой управления.
Долгое время эта модель была и
остается господствующей в менеджменте.
В большей или в меньшей
степени она объединяет в себе
разнообразные линейные и линейно-штабные
формы организационных
Концепция рациональной бюрократии
сформулирована Максом Вебером. Теория
Вебера не содержала описаний конкретных
организаций. Он обозначил бюрократию
как некоторую нормативную
Бюрократическая организационная
структура характеризуется
Функциональную
Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения в данной структуре способствуют наиболее важным направлениям деятельности организации. Традиционными функциональными зонами (областями) деятельности организации являются подразделения маркетинга, производства и финансов. Функциональные области (зоны) деятельности имеются в каждой организации для формулирования в обеспечения достижения целей. Если размер организации или конкретного подразделения велик, то их можно, в свою очередь, разделить на более мелкие функциональные подразделения. Основная идея такой организационной структуры состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.
Преимущества функциональной
организационной структуры
Недостатки функциональной организационной структуры: функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач самих подразделений, чем общих целей организации. Увеличивается возможность конфликтов между функциональными областями. Цепь команд в сложной организации (от руководителя до непосредственного исполнителя) становится слишком длинной, что делает управление в такой цепи оперативным.
Уже в начале прошлого века
наиболее проницательные руководители
корпораций встали перед проблемами,
когда традиционная функциональная
организационная структура
Кроме того, многие корпорации распространили свою деятельность на обширные географические регионы. Появились организации, которые начали производство и поставки товаров для нескольких различных групп покупателей. В этих условиях одному руководителю какой-либо функциональной области не под силу удерживать под контролем такую деятельность в организации. Чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размерами предприятия (корпорации), диверсификации его деятельности, технологиями и изменениями условий внешней среды, были разработаны дивизиональные структуры.