Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:29, реферат

Описание работы

Менеджмент- это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность белорусского менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.

Содержание работы

Введение

1 Теоретический обзор организационных структур менеджмента

1.1 Сущность и общая характеристика организационных структур

1.2 Виды и классификация организационных структур менеджмента

1.3 Механистические (бюрократические) и адаптивные организационные структуры менеджмента

1.4 Проектирование и совершенствование организационной структуры

Литература

Файлы: 1 файл

номер 2.docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

 

В дивизиональных структурах деление организации на элементы и структурные подразделения  стало проводиться по видам товаров  и услуг, группам покупателей  или по географическим регионам.

 

Эти структуры назвали  соответственно: продуктовая структура; структура, ориентированная на покупателя, и региональная структура.

 

Продуктовая организационная  структура является одной из самых  распространенных структур. Такая структура  способствует развитию организации, когда  та увеличивает ассортимент и  объемы производимой и реализуемой  продукции. При успешном управлении этим процессом и его развитием  отдельные направления производства, ориентированные на конкретные продукты могут потребовать реструктуризации для обеспечения успеха организации  в целом. В продуктовой структуре  полномочия по руководству производством  и сбытом конкретного продукта или  услуги передаются одному руководителю, который становится ответственным  за данный тип продукции в организации  в целом. Руководители соответствующих  функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. По статистике (исследования Гарвардского университета) организации с продуктовой  структурой достигают больших успехов  в производстве новой продукции  по сравнению с другими структурами.

 

 Основные преимущества  продуктовой структуры:

 

1. Успешный контроль затрат  и соблюдение графика отгрузок.

 

2. Организация с такой  структурой способна быстрее,  чем с функциональной структурой, реагировать на изменения условий  конкуренции, технологии и покупательского  спроса.

 

3. Улучшение координации  работ по производству и сбыту  конкретного продукта.

 

Недостатком продуктовой  структуры является увеличение затрат в организации из-за дублирования одних и тех же видов работ  для различных видов продукции. Поэтому дублирование функциональных служб в такой структуре может  быть оправдано только при достижении определенного объема продаж, когда  обеспечение этого объема приводит к увеличению соответствующих функциональных служб практически почти в  тех же размерах, что и дублирование. Однако это правило не всегда может  быть выполнено по всем службам.

 

Организационная структура, ориентированная на потребителя, характеризуется  тем, что организация производит большой ассортимент товаров  или услуг для определенной целевой  группы, конкретного потребителя. При  этом товары и услуги могут отвечать запросам нескольких потребителей или  рынков. Каждая группа покупателей  или рынок имеют четко выраженные специфические потребности. Если два  или более клиентов становятся особенно важными для успеха организации, то она использует специальную структуру, ориентированную на этих потребителей.

 

Преимущества и недостатки организационной структуры, ориентированной  на покупателя в общем те же, что  и для продуктовой структуры  с учетом различий, связанных с  другой целевой функцией. Примеры. Издательства, банки, торговые компании и т.д.

 

Региональная организационная  структура целесообразна для  организаций, которые охватывают большие  географические зоны, особенно в международном  бизнесе. Региональная структуризация подразумевает наличие и очень  мелких подразделений. Региональная структура  обеспечивает решение проблем, связанных  с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой  подход упрощает связь организации  с клиентами, а также связь  между членами организации.

 

Относительные преимущества и недостатки региональной организационной  структуры аналогичны тем, которые  имеют структуры, ориентированные  на продукты и на потребителей.

 

Примеры. Сбытовые организации  крупных компаний (корпораций).

 

Различные типы дивизиональных структур имеют одни и те же преимущества и недостатки потому, что они имеют  одну и ту же цель -- обеспечить более  эффективную реакцию организации  на тот или иной фактор окружающей среды.

 

Начиная с 60-х годов XX столетия, внешние условия деятельности многих компаний стали меняться так быстро, проекты становились настолько  сложными, что недостатки механистических  структур стали превышать их достоинства. Чтобы организации смогли реагировать  на изменения окружающей среды и  внедрять новые технологии» были разработаны адаптивные организационные  структуры. Эти структуры были лучше  приспособлены к быстрой смене  внешних условий и появлению  новой наукоемкой продукции.

 

Новые адаптивные структуры, называемые также органическими, нельзя считать в любой ситуации более  эффективными, чем механистические.

 

Органическая и механистическая  структуры представляют две крайности  в континууме таких форм. Рациональные структуры реальных организаций  лежат между ними, обладая признаками как тех, так и других, в разных соотношениях. Часто бывает, что  в крупных организациях различные  подразделения имеют различные (механистические  и органические) структуры.

 

Основными адаптивными структурами  являются: проектные и матричные.

 

Проектная организационная  структура. В механистической организационной  структуре руководитель структурного подразделения имеет массу различных  обязанностей и несет ответственность  за различные аспекты нескольких разных проектов. В итоге те или  другие вопросы могут остаться без  его внимания и могут быть не выполненными. В крупномасштабных проектах Отсутствие постоянного внимания руководителя к ходу реализации проекта может  повлечь серьезные последствия. Поэтому для управления крупномасштабными  проектами (строительство платины, запуск космического корабля, разработка и выпуск нового вооружения и т.д.) стали использовать проектную организацию  работ и соответствующую ей структуру.

 

Проектная организация работ  по своей сути является временной  структурой, создаваемой для решения  конкретной проблемы (задачи). Суть этой организации работ состоит в  том, чтобы собрать команду из квалифицированных сотрудников  организации для осуществления  сложного проекта в заданные сроки  и с заданным качеством (не выходя при этом за пределы установленной  сметы и бюджета). Команда работает вместе до завершения проекта.

 

Основное преимущество такой  организации (проектной структуры) состоит в том, что в ней  концентрируются усилия всей команды  по решению одной задачи. Руководитель проекта (подразделения, организации) в такой структуре концентрирует свое внимание на одном конкретном проекте (в отличие от руководителя в механистической структуре). При этом существуют различные типы проектных организаций:

 

а) Чистые или связные структуры -- созданная временная группа специалистов представляет собой уменьшенную  копию функционирующей структуры  данной организации. В этом случае руководству  проекта подчинены полностью  все члены и все выделенные для этой цели ресурсы.

 

Чистые проектные структуры  используются для решения специфических  крупномасштабных задач, например, для  сое космического корабля.

 

б) В случае менее крупных  проектов приведенная выше проектная  структура приводит к дублированию уже существующих в организации  подразделений (служб), что становится непозволительным с позиций эффективного управления. Поэтому проектная структура  должна быть модифицирована. В такой  структуре руководитель проекта  в основном является консультантом  высшего руководства организации, осуществляющей проект, координация  работ по проекту осуществляется в этом случае либо из высшего руководства  организации в рамках обычной (I правило, функциональной) структуры.

 

Матричная организационная  структура.

 

В матричной организации  члены проектной группы подчиняются  как руководителю проекта, так и  руководителю соответствующего функционального  отдела.

 

Руководители проектов в  матричной структуре отвечают в  целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по конкретному проекту. Им выделяются все необходимые для  этого территориальные и финансовые ресурсы. Руководитель проекта обладает проектными полномочиями. Эти полномочия могут изменяться (наделяться) в  широких пределах с учетом конкретной организации работ в компании (от практически линейных до практически  штабных полномочий).

 

К новым формам адаптивных структур относят: групповую (бригадную) организационную структуру, организационные  структуры по принципу рынка, венчурные  организационные структуры, инновационные  внутрифирменные подразделения. Групповая (бригадная) организационная структура  имеет не- сколько разновидностей при передаче нового изделия в  серийное производство:

 

* Проектная группа (ИТР  и организация производства).

 

* Бригадная форма (комплексная  бригада по изготовлению конкретного  изделия).

 

* Рабочий центр, имеющий  ячеистую структуру (может вести  одновременно изготовление нескольких  новых изделий и проектов), формируется  с учетом существующих производственных  структур (цехов) компании.

 

* Бизнес-центр. Отличается  большей автономностью в организационной  структуре промышленного предприятия  (практически используется принцип  проектных групп применительно  производству).

 

* Конгломераты (организации  конгломератного типа), сложившаяся  структура в условиях приспособления  организации к конкретной ситуации: в одном отделении компании -- продуктовая структура, в другом -- функциональная, в третьем -- матричная  или проектная.

 

Организационные структуры  по принципу рынка отражают специфику  внутрифирменного хозрасчета при достаточной  финансовой самостоятельности рабочих  центров и групп, в составе  которых практически имеются  уже и функционеры группы управления. Взаимоотношения внутри компании между  структурными подразделениями строятся по принципу купли -продажи (по принципу рынка), но цены, как правило, находятся  под контролем ее руководства.

 

Венчурные организационные  структуры получили свое название от слова «венчур» -- рисковое дело. Им присущи следующие особенности:

 

1. Рискованный бизнес, реализуемый  в рамках этих структур, в том  числе малый бизнес в среде  научных исследований и внедрения  в производство научных достижений, ноу-хау, патенте другие направления  интеллектуального бизнеса. Риск  создания и финансирования работ  таких структур компенсируется  возможностью получения прибылей  и сверхприбылей при внедрении  полученных результатов в компании.

 

2. Ускоренная разработка  и доведение до внедрения в  производство новых изделий, технологий  и других технических и производственных  «ноу-хау».

 

3. Использование основных  качеств предпринимателя», нацеленного  на внедрение своей идеи, в  интересах компании.

 

Инновационные внутрифирменные  подразделения организуются в крупных  компаниях и имеют ряд разновидностей: отдел разработки нового продукта или  новой технологии, подразделения  разработки и внедрения в производство, группы поисковых исследований и  посреднические центры для создания и внедрения новаций.

 

1.4 Проектирование и совершенствование  организационной структуры

 

 

Проектирование организационной  структуры предприятия предусматривает  определение ее основных свойств  с учетом специфики конкретной хозяйственной  деятельности, условий осуществления  этой деятельности и ее стратегической ориентации. Основные факторы, влияющие на выбор организационной структуры  при ее проектировании, можно разделить  на три группы: внутренние, общие  и специальные факторы.

 

К внутренним факторам относят: основные свойства структуры (ее сложность, формализацию и централизацию), объем  управления и нормы управляемости, определяемой также как сфера  контроля.

 

Общие (внешние) факторы включают: цели и стратегию предприятия, вид  продукта или услуги(вид технологии их производства), внешнюю среду, размер и устойчивость организации (изменчивая, стабильная) и другие факторы, определяющие специфику хозяйственной деятельности конкретного предприятия. При учете  внешней среды рассматриваются  ее основные факторы, оказывающие влияние  на результаты деятельности предприятия.

 

Специальные факторы должны учитывать: власть и контроль (в том  числе забота менеджеров об интересах  своих отделов, фактор власти в высших эшелонах) и компьютеризацию информационных процессов, а также реализации коммуникаций менеджмента в целом. При оценке взаимосвязи власти и определяемой структуры следует учитывать, что  более рациональна и привлекательна та структура (организация работ), в  которой власть легче поддерживать. Уровень компьютеризации управления и организация коммуникаций создают  предпосылки и необходимые условия  для возможности выбора адаптивных структур.

 

Определение организационной  структуры (называемое часто организационном  проектированием) непосредственно  связано с инжинирингом конкретных работ по достижению целей (задач), функциональным группированием спроектированных работ (рабочих мест) с учетом применяемых технологий и необходимых навыков персонала для их выполнения. После определения технологической схемы работ определяются организационные взаимоотношений между функциональными группами работ и уровнями управления для общей координации деятельности по достижению целей в конкретном бизнесе и предприятием в целом. Проектирование организационной структуры проводится поэтапно.

 

На первом этапе осуществляется деление проводимых в организации  работ в соответствии с важнейшими направлениями ее деятельности. На этом этапе принимается решение, какие виды деятельности должны быть отнесены к линейными и штабными подразделениям соответственно.

 

На втором этапе определяются организационные полномочия различных  уровней управления и устанавливаются  соотношения этих полномочий для  различных должностей. Формируется  цепь команд и производится специализация  управления, чтобы избежать перегрузки руководства (линейных руководителей).

Информация о работе Таможенное дело