Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:40, реферат
Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра «Гражданское,
предпринимательское и
транспортное право»
Реферат
Дисциплина: Введение в специальность
Тема: Таможенное законодательство
дата регистрации работы на кафедре |
№ |
дата проверки преподавателем |
результат проверки |
Отметка о выдаче работы студенту |
Хабаровск
1. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1.1. Понятие и виды источников таможенного права.
Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.
Под источником таможенного права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства (международной организации), в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.1
Таким образом, источником таможенного права является только тот правовой акт, который содержит общие правила в таможенном деле. Он носит нормативный характер. Особенность источников таможенного права - множественность участников нормотворческого процесса, что приводит к появлению совместных нормативных актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и Центрального Банка России, Министерства финансов, Министерства экономического развития и др.
Источники таможенного права составляют единую, целостную систему со своей структурой. Элементы (составные части) системы источников таможенного права находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.
Основными принципами построения системы источников таможенного права являются:
- конституционность, предполагающая строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ;
- законность - обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, т. е. никогда не действовавшими.
Основными источниками международного таможенного права являются международные договоры, правовые обычаи международного характера, решения международных организаций, обязательные для стран-участниц этих организаций.
Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня.
К основным элементам системы источников таможенного права РФ относятся:
- Федеральное таможенное законодательство (нормативные акты - законы и подзаконные акты);
- Международные договоры и соглашения в таможенной сфере с участием России.2
- Таможенный закон - нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в таможенной сфере, принимаемый высшим представительным органов государства и обладающий высшей юридической силой.3
С помощью законов регулируются, как правило, наиболее важные и значимые общественные отношения в таможенном деле.
Среди законов - источников таможенного права следует выделить:
- Конституцию РФ;
- таможенные законы;
- законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы.
Конституция РФ закрепляет основы таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации и:
- устанавливает, что таможенное регулирование относится к ведению РФ (п. «ж» ст. 71);
- гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров на - территории России (ст. 8);
- запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74).4
На конституционном уровне установлено, что принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (к которым относится таможенная пошлина), таможенное регулирование, а также ратификация и денонсация международных договоров (в том числе касающихся сотрудничества в таможенной сфере) подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106).5
В системе источников по своей значимости особо выделяют два таможенных закона - Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года) (далее ТК ТС), ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Отдельные таможенно-правовые нормы могут содержаться и в других законах. Например, Федеральный закон от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» определяет основы правового регулирования внешней торговли оружием и регламентирует сопровождающие ее таможенные процедуры.6
Комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права, - Уголовном кодексе РФ (валютные преступления и т.п.), Гражданском кодексе РФ (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и СВХ и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданско-процессуальном кодексах РФ и др.
Подзаконный акт - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение.7
Организационно-правовой гарантией этого соответствия является обязательная регистрация нормативных подзаконных актов в Министерстве юстиции.
Подзаконные акты - источники таможенного права, и в зависимости от органа, их издавшего, выделяют:
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- подзаконные акты в области таможенного права, принимаемые совместно несколькими государственными органами;
- подзаконные акты, принимаемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой России), и другими центральными органами исполнительной власти.
Приведенная иерархическая структура характеризует юридическую силу подзаконных актов:
- правовые отношения в области таможенного дела в России могут регулироваться указами Президента РФ;
- на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ.8
1.2. Конституция как основной источник таможенного права.
Конституция, будучи основным
источником таможенного права, содержит
достаточно ограниченное число
юридических норм, непосредственно
относящихся к таможенному
Таким образом, Конституция занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом. В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права. Конституция является не только юридической базой для последующего развития таможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.
В соответствии с
Конституцией какие-либо
Данное положение является гарантом демократичности
и стабильности таможенного права, в то
же время, допуская определенную гибкость.
Следующий по значению источник таможенного права – законы. Среди них надо выделить:
а) таможенные кодексы;
б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права. О значении, характере и специфике таможенных кодексов как комплексных законов в сфере таможенного дела.
2. ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
2.1. Таможенный кодекс Таможенного союза как основной источник таможенного права.
Таможенное законодательство таможенного
союза состоит из:
1) Таможенного кодекса Таможенного союза;
2) международных договоров государств
- членов таможенного союза, регулирующих
таможенные правоотношения в таможенном
союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза,
регулирующих таможенные правоотношения
в таможенном союзе, принимаемых в соответствии
с настоящим Кодексом и международными
договорами государств - членов таможенного
союза.
Таможенное законодательство таможенного
союза действует на таможенной территории
ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством
таможенного союза таможенное регулирование
в таможенном союзе осуществляется в соответствии
с законодательством государства - члена
таможенного союза, такое законодательство
действует на территории этого государства
- члена таможенного союза.
В рамках Таможенного союза действует
шестиуровневая система законодательства,
включающая ТК ТС, международные соглашения,
решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный
закон «О таможенном регулировании в Российской
Федерации», иные федеральные законы,
акты Правительства РФ и нормативные правовые
акты Федеральной таможенной службы (ФТС
России).
Таким образом, кроме Таможенного
кодекса Таможенного союза, в области
таможенного регулирования будут применяться
и другие акты, входящие в законодательство
ТС:
- международные договоры государств -
участников ТС, регулирующие таможенные
правоотношения в ТС;
- решения Комиссии Таможенного союза,
регулирующие таможенные правоотношения
в ТС, принимаемые в соответствии с ТК
ТС и международными договорами государств
- участников ТС.
Таможенный кодекс Таможенного союза
(ТК ТС) - это закон прямого действия, обязательный
к исполнению на территории трех государств
- членов Таможенного союза. Отсылочные
нормы касаются в основном вопросов не
таможенного регулирования, а административного
законодательства, законов в сфере защиты
безопасности и других вопросов, которые
выходят за пределы компетенции Комиссии
Таможенного союза.
С вступлением в силу с 1 июля (6 июля)
2010 г. ТК ТС в практику таможенных органов
Российской Федерации внедряются новые
понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений.
Для привычных таможенных процессов изменена
их правовая природа и смысловое наполнение.
Таможенное регулирование на территории
Таможенного союза осуществляется в соответствии
с законодательством ТС, а в части, не урегулированной
им, - в соответствии с национальными законодательствами
государств - участников ТС.
Единая таможенная территория таможенного
союза. Состав Единой таможенной территории
ТС (таможенной территории ТС) определен
п. 1 ст. 2 ТК ТС. Единую таможенную территорию
таможенного союза составляют территории
Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации,
а также находящиеся за пределами территорий
государств - членов ТС искусственные
острова, установки, сооружения и иные
объекты, в отношении которых названные
государства обладают исключительной
юрисдикцией. Пределы таможенной территории
таможенного союза являются таможенной
границей таможенного союза. В соответствии
с международными договорами государств
- членов таможенного союза таможенной
границей могут являться пределы отдельных
территорий, находящихся на территориях
государств - членов таможенного союза.