Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:40, реферат
Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.
Таможенная территория России является составной частью Единой таможенной территории Таможенного союза и включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, над которыми она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Особые экономические зоны также являются частью таможенной территории ТС. Пределы таможенной территории ТС, а также пределы указанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономических зон являются таможенной границей ТС. Таким образом, понятие «таможенная территория» Российской Федерации утрачивает силу, понятие «территории РФ» остается.
2.2. Таможенно - тарифное регулирование.
Таможенно - тарифное регулирование.
В соответствии со п. 3 ст. 3 ТК ТС при таможенном
регулировании применяются меры таможенно-тарифного
регулирования, запреты и ограничения.
В рамках первого этапа формирования
Единой таможенной территории с 1 января
2010 г. КТС уже осуществляются полномочия
в сфере таможенно-тарифного и нетарифного
регулирования внешней торговли, применяются
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности ТС и Единый таможенный тариф
ТС. В соответствии с этими полномочиями
и установленными процедурами КТС приняты
решения по корректировке ставок ЕТТ ТС
на отдельные виды товаров и решения в
части обеспечения функционирования единой
системы нетарифного регулирования.
Утверждены и вступили в силу документы,
формирующие единую систему тарифных
преференций Таможенного союза. Введено
в действие Соглашение о правилах определения
происхождения товаров из развивающихся
и наименее развитых стран.
Утверждены единые унифицированные
формы лицензии и заявления на лицензию.
Разработано Положение о едином порядке
контроля за ввозом на таможенную территорию
ТС и вывозом с этой территории лицензируемых
товаров. Разработана единая форма заключения
(разрешительного документа) на ввоз, вывоз
и транзит отдельных товаров, включенных
в Единый перечень товаров, к которым применяются
запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами - членами ТС в торговле
с третьими странами.
Для предварительного рассмотрения
предложений государств - членов ТС в области
тарифного и нетарифного регулирования
в качестве вспомогательного органа КТС
создан Комитет по вопросам регулирования
внешней торговли, который сформирован
из уполномоченных должностных лиц соответствующих
органов исполнительной власти государств
- участников ТС.
При перемещении товаров через таможенную
границу с нарушениями требований, установленных
таможенным законодательством таможенного
союза, применяются таможенное законодательство
таможенного союза, меры таможенно-тарифного
регулирования, запреты и ограничения,
законодательные акты государств - членов
таможенного союза в сфере налогообложения,
действующие на день фактического пересечения
товарами таможенной границы, если иное
не установлено ТК ТС или в соответствии
с международными договорами государств
- членов таможенного союза.
Если день фактического пересечения
товарами таможенной границы не установлен,
применяются таможенное законодательство
ТС, действующие на день выявления нарушения
установленных требований.
2.3. Единая товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности Таможенного
союза.
С 1 января 2010 г. на территории Таможенного
союза установлена Единая товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности ТС.
Согласно ст. 51 ТК Таможенного союза
ТН ВЭД основывается на Гармонизированной
системе описания и кодирования товаров
Всемирной таможенной организации и единой
товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности СНГ.
В связи с формированием Таможенного
союза решением КТС о едином таможенно-тарифном
регулировании установлена единая ТН
ВЭД ТС.
Единая ТН ВЭД ТС построена по принципу
действовавшей на территории России до
1 января 2010 г. ТН ВЭД России.
В единой ТН ВЭД ТС содержатся 1221 товарная
позиция, 5052 товарных субпозиции, 11 171 товарная
подсубпозиция.
Согласно п. 4 ст. 51 ТК ТС установлено,
что техническое ведение единой ТН ВЭД
ТС осуществляет ФТС России, так как аналогичные
функции, перечисленные в указанной статье,
ФТС России уже выполняла в отношении
ТН ВЭД РФ в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 10 июня 2005 г. № 367 «О
ведении товарных номенклатур внешнеэкономической
деятельности», и в том числе:
1) мониторинг изменений международной
основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности, а также пояснений и решений
по толкованию этой основы;
2) внесение предложений в Комиссию таможенного
союза о приведении Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности в соответствие
с ее международной основой;
3) составление и направление в Комиссию
таможенного союза таблиц соответствия
кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности на уровне товарных позиций,
субпозиций и подсубпозиций при переходе
на очередную версию ее международной
основы;
4) подготовку к опубликованию и направление
в Комиссию таможенного союза Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности
и пояснений к ней;
5) осуществляет иные функции, необходимые
для технического ведения Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности.
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности утверждается КТС.
Разработаны и введены в действие
с 1 июля 2010 г. Положение о порядке ведения
единой ТН ВЭД ТС и соответствующий Регламент
взаимодействия по вопросу его ведения,
Порядок принятия решений и разъяснений
о классификации товаров, Порядок формирования
и ведения Сборника принятых предварительных
решений, а также Технические условия
передачи данных о предварительных решениях
по классификации товаров.
2.4. Полномочия таможенных
органов государств - членов Таможенного
союза.
Таможенные органы государств - членов
ТС принимают:
1. Решение по классификации товаров в
случае выявления неверной классификации
товаров.
Таможенный орган самостоятельно
осуществляет классификацию товаров и
принимает решение по классификации товаров
по форме, определенной законодательством
государств - членов ТС.
Если таможенный орган выявляет, что
участник ВЭД (декларант) неправильно
заявил классификационный код, то принимает
решение о классификации товара. Код может
влиять на размер подлежащих уплате платежей,
налогов, на принятие решения о помещении
товара под заявленный режим, на применение
запретов и ограничений. При этом недостоверная
классификация может говорить не только
об ошибке декларанта. Это может привести
к привлечению его к административной
ответственности в соответствии с КоАП
РФ.
2. Предварительные решения по классификации
товаров.
Порядок принятия предварительного
решения по классификации товаров по единой
ТН ВЭД ТС определяется статьями 53-57 ТК
ТС, а в части, не определенной ими, - законодательством
РФ.
Предварительное решение по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
Предварительное решение принимается
таможенным органом того государства
- члена ТС, в котором будет осуществляться
выпуск товаров. Предварительное решение
является обязательным при декларировании
товаров на территории государства - члена
ТС, таможенный орган которого принял
предварительное решение.
Участники ВЭД после 1 июля 2010 г. по
вопросам принятия предварительных решений
по классификации товаров по единой ТН
ВЭД ТС могут обращаться в Управление
товарной номенклатуры ФТС России в соответствии
с Административным регламентом Федеральной
таможенной службы по предоставлению
государственной услуги по принятию предварительных
решений о классификации товаров в соответствии
с ТН ВЭД, т.е. государственная услуга по
принятию предварительных решений на
территории России исполняется ФТС России.
Порядок принятия предварительных решений
по классификации товаров, изложенный
в Административном регламенте, в основном
соответствует порядку принятия предварительных
решений, который регламентирован ст.
53-57 ТК ТС.
В связи с тем что в соответствии с
п. 2 ст. 55 ТК ТС предварительное решение
по классификации товаров по ТН ВЭД ТС
действует в течение трех лет, ФТС России
разъяснила, что предварительные решения
по классификации товаров, принятые до
1 июля 2010 г. в соответствии с законодательством
РФ, предусматривающим срок действия предварительного
решения в течение пяти лет, считаются
действительными до истечения срока их
действия, если они не изменены, не отозваны
либо их действие не прекращено.
Предъявление при совершении таможенных
операций предварительного решения ФТС
России сокращает время их производства,
а также исключает возможность ошибки
заявления неверного кода товара и, следовательно,
недостоверного декларирования кода товара
со стороны участника ВЭД (т.е. страхует
декларанта участника ВЭД от нарушений).
3. Решения и разъяснения по классификации
отдельных видов товаров.
КТС наделено правом принимать решения
и разъяснения по классификации товаров.
Данный порядок будет применяться в случае
различных подходов уполномоченных таможенных
органов государств - участников ТС при
классификации товаров и недостижения
между ними согласия по данному вопросу.
После принятия КТС решений и разъяснений
по классификации отдельных видов товаров
решения и разъяснения, принятые таможенными
органами в отношении тех же видов товаров,
подлежат отмене или внесению в них изменений.
КТС формирует и ведет Сборник принятых
решений о классификации товаров.
4. Решение о классификации товара при
перемещении товаров в несобранном или
разобранном виде, в том числе некомплектном
или незавершенном виде, в течение установленного
периода времени.
При перемещении товаров в несобранном
или разобранном виде, в том числе в некомплектном
или незавершенном виде, в течение установленного
периода времени законодательством государств
- членов ТС могут быть установлены особенности
их таможенного декларирования (п. 4 ст.
194 ТК ТС). Таможенные органы государств
- членов ТС осуществляют информационный
обмен, касающийся принятия предварительных
решений, в соответствии со ст. 124 ТК ТС.9
3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
3.1. Общая характеристика и классификация международно-правовых актов как источников таможенного права
Таможенное право регулирует отношения, связанные с международной торговлей, т.е. сферу общественных отношений, имеющую иностранный элемент. Поэтому огромную роль в таможенном правовом регулировании имеют международные договоры — межгосударственные соглашения, содержащие общеобязательные правила поведения в таможенной сфере.10 В сфере таможенных отношений существует довольно значительный массив международных соглашений и конвенций. Для их более полного изучения необходимо их классифицировать. Оснований для такой классификации можно выделить несколько.
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть:
- универсальными (объединяющими все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), например, Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.;
- региональными (объединяющими несколько стран-соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара);
двусторонними (связывающими только два государства и выражающими только их волю), например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 ноября 2003 г.11
По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить на две группы:
- Международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Международную Конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киотскую конвенцию) 1973 г. или Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцию МДП) 1975 г.
- Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).12
Кроме того, общие международные договоры по таможенным вопросам, можно классифицировать по следующим основаниям:
- Закрепляющие международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур. Наиважнейшее значение имеют Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) 1973 г., Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Таможенная конвенция о корнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г., и др.
- Закрепляющие систему таможенных привилегий и преференций в международном праве. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
Посвященные международно-правовому регулированию сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах. Например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.
- Иные международные договоры. Таможенные конвенции 1954 г., касающиеся льгот для туристов; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., и др.13
В целях координации сотрудничества в таможенной сфере государства и иные субъекты международного таможенного права создали международные таможенные организации:
- Универсальные, например ВТО/СТС, к международным торговым организациям относится ВТО/ГАТТ;
- Региональные - организации, созданные в различных регионах и объединениях - ЕврАзЭС, СНГ, ЕС, на Африканском континенте, в Латинской Америке.14
К источникам международного таможенного права можно отнести также обязательные решения международных межгосударственных организаций, например Совета Безопасности ООН, ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, касающиеся особенностей СТО и ТК, специальных таможенных процедур.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.15 Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение в настоящее время является наиболее актуальным для таможенного права.
Международные таможенные договоры не только выражают основные признанные общемировым сообществом таможенные нормы и принципы, но и отечественные основы таможенного правового регулирования. Международные таможенные договоры являются неотъемлемой и важнейшей составляющей системы таможенного права.
Таким образом, в качестве основных выводов по данному разделу могут выступать следующие:
- внешние формы выражения правотворческой деятельности государства (международной организации), в результате которой устанавливаются нормы таможенного права - это источники таможенного права;
- основные принципы построения системы источников таможенного права: конституционность и законность. В системе международного таможенного права в качестве источников выделяют международные договоры, правовые обычаи международного характера и решения международных организаций, обязательные для стран-участниц этих организаций.
К основным элементам системы источников таможенного права РФ относятся:
- Федеральное таможенное законодательство (нормативные акты - законы и подзаконные акты);
- Международные договоры и соглашения в таможенной сфере с участием России, а также судебная практика и международный правовой обычай;
Большую роль в таможенном правовом регулировании имеют международные договоры — межгосударственные соглашения, содержащие общеобязательные правила поведения в таможенной сфере. Их можно классифицировать по различным основаниям: по сфере распространения (универсальные, региональные, двусторонние), по объекту правового регулирования (международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов и международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений) и т.п.
3.2. ТК ТС и иные международные нормативно-правовые акты в рамках таможенного союза
Действующий в настоящее время ТС трех государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, дает основание для пересмотра всей системы источников таможенного права, сложившейся в РФ. Да и само таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права. Кроме того, существенно расширился предмет правового регулирования: это уже отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации. Исчезло и само понятие «таможенная граница РФ», в соответствии со ст. 2 ТК ТС таможенной границей ТС являются пределы таможенной территории ТС, т.е. пределы территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящихся за пределами территорий государств – членов ТС искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства – члены ТС обладают исключительной юрисдикцией.16
Также ТК ТС установил, что в соответствии с международными договорами государств – членов ТС таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов ТС (п. 3 ст. 2).17 К отдельным территориям, пределы которых могут являться таможенной границей, относятся:
свободная (специальная, особая) экономическая зона;
портовая свободная (специальная, особая) экономическая зона;
логистическая свободная (специальная, особая) экономическая зона;