Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:40, реферат
Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.
свободный склад.18
В ТК ТС акты, составляющие договорно-правовую базу ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации названы «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3). Однако данное положение является спорным и уже подвергалось критике ввиду совсем другой юридической природы данных актов, по сравнению с законами19. Справедливость этих замечаний фактически подтверждена нормой п. 2 ст. 4 нового Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», где речь идет о международных договорах, составляющих договорно-правовую базу ТС и о решениях органов ТС.20
К актам, составляющим договорно-правовую базу ТС, относятся следующие:
1.ТК ТС, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа ТС) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.
ТК ТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции).21 Также в ходе разработки норм проекта ТК ТС использовались лучшие нормы национального таможенного законодательства государств-членов ТС, подтвердившие на практике свою правовую эффективность. Помимо этого, в работе над проектом ТК ТС применялись предложения и рекомендации, содержащиеся в научно-исследовательских разработках Российской таможенной академии, связанных со сравнительным анализом норм таможенного законодательства государств-членов ТС и положениями названной Конвенции, а также содержанием Концепции ТК ТС.22
Разработка проекта ТК ТС осуществлялась на основе следующих принципов:
- соблюдение суверенных прав государств - членов ТС;
- соблюдение основных принципов, заложенных в международных нормах права, принятых на себя государствами - членами ТС;
- обеспечение экономической безопасности каждого государства - члена ТС;
- обеспечение экономической целесообразности участия каждого государства - члена ТС в реализации единой системы таможенного регулирования;
- сохранение, развитие и эффективное использование положительного опыта деятельности таможенных служб государств - членов ТС;
- соблюдение норм международного права при разработке и применении единой системы таможенного регулирования, определяемой нормами ТК ТС;
- признание и обеспечение равенства государств - членов ТС при разработке норм проекта ТК ТС.23
В ходе разработки за основу структуры проекта ТК ТС была принята структура Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии со стандартами названной Конвенции была разработана глава, регулирующая порядок оказания взаимной административной помощи таможенными органами, нормы которой не имеют правовой аналогии в национальном законодательстве государств - членов ТС.24
ТК ТС состоит из двух частей - Общей и Специальной, включающих 8 разделов:
1) «Основные положения»;
2) «Таможенные платежи»;
3) «Таможенный контроль»;
4) «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации»;
5) «Таможенные операции, связанные
с помещением товаров под
6) «Таможенные процедуры»;
7) «Особенности перемещения
8) «Переходные положения»; которые разбиты на 50 глав и 372 статьи.25
Предметное содержание таможенного регулирования в ТС в рамках ЕврАзЭС определено в статье 1 ТК ТС - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.26
2. Международные договоры государств – членов ТС, направленные на формирование ТС: Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г., в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.), Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), и др.
Статья 2 Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г. предписывает, что решение о вступлении в силу международных договоров государств – членов Таможенного союза принимает Высший орган таможенного союза при наличии информации депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого международного договора, т.е. после ратификации. Функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза выполняет Комиссия Таможенного союза.27
3. Международные договоры государств – членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) и др.
4. Решения органов ТС, прежде всего, Решения Высшего органа ТС - Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Например, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», и др.
Договором от 6 октября 2007 г. (действует в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.) учреждена Комиссия ТС (далее КТС) как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС, к функциям которой отнесены: исполнение решений, принятых Высшим органом ТС; разработка рекомендаций для Высшего органа ТС по вопросам формирования и функционирования ТС; обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС, и др. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 Комиссии ТС предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа ТС.28
В пределах своих полномочий КТС принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, т.е. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например: Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов», Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 333 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории», Решение КТС от 17 августа 2010 г. № 343 «О вопросах технического регулирования в Таможенном союзе», Решение КТС от 17 августа 2010 г. № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза», Решение КТС от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения», Решение КТС от 18 ноября 2010 г. № 505 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза», и др.
Решения КТС, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования; в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении КТС может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения29 (ст. 8 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.).
5. К современным источникам таможенного права следует отнести Протоколы и иные документы рабочих встреч руководителей таможенных служб Российской Федерации (Федеральная таможенная служба), Республики Беларусь (Государственный таможенный комитет РБ) и Республики Казахстан (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК). Например: Протокол рабочей встречи заместителей руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, состоявшейся 15 декабря 2010 г. в г. Астане.30
ТК ТС, международные договоры государств – членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения, решения КТС, названные ТК ТС «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), действуют на таможенной территории ТС.
В соответствии со ст. 10 ТК ТС информирование о таможенном законодательстве ТС осуществляется путем опубликования актов таможенного законодательства ТС в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации.
КТС и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве ТС, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.
4. ИЗМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕСЛЬСТВЕ
4.1. Терминология Таможенного кодекса Таможенного союза.
В связи с изменениями в терминологии,
согласно статье 4 ТК ТС, содержащей основные
термины и их определения, изменился и
порядок таможенного регулирования по
сравнению с Таможенным кодексом Российской
Федерации:
- термин «таможенное декларирование»
введен вместо «декларирование»;
- термин «таможенная процедура» вместо
терминов «таможенная процедура» и «таможенный
режим». Исключение составляет «временное
хранение товаров», которое не является
таможенной процедурой - это таможенная
операция, предшествующая подаче таможенной
декларации в соответствии с разделом
4 ТК ТС;
- вместо термина «таможенное оформление»
употребляется термин «совершение таможенных
операций».
Из терминов исключены такие понятия,
как «свободное обращение», «статус товаров
и транспортных средств для таможенных
целей», которые были определены ст. 11
ТК РФ.
Изъятие указанных понятий связано
с появлением нового термина – «товары
Таможенного союза». Иностранные товары,
ввезенные в любое из государств - членов
ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру
выпуска для внутреннего потребления
(приобретая статус товаров ТС), получают
право свободно обращаться на всей территории
ТС. Такое же право свободного обращения
на всей территории ТС получают товары,
происходящие из РФ, Белоруссии и Казахстана,
том числе товары, которые на 1 июля (6 июля)
2010 г. признавались отечественными в государствах
- членах ТС.
Исключения составляют товары, в отношении
которых на таможенной территории ТС применяются
ставки ввозных таможенных пошлин, размер
которых меньше, чем размер ставок ввозных
таможенных пошлин, установленных ЕТТ
ТС. Это касается товарных позиций, в отношении
которых сроком от 1,5 до 5 лет в Казахстане
будут применяться ставки меньше, чем
установлены ЕТТ ТС.
При ввозе товаров на территорию ТС
таможенные органы устанавливают их статус
для таможенных целей (имеют ли они статус
товаров ТС). В качестве документов, подтверждающих
страну происхождения ввозимых товаров,
могут быть представлены:
- декларация о происхождении товара или
сертификат происхождения товаров формы
СТ-1;
- оригинал или заверенная таможенным
органом копия экземпляра таможенной
декларации, оформленной при выпуске товаров
для внутреннего потребления на территории
государства - члена ТС;
- документ, подтверждающий соблюдение
запретов и ограничений. Товары, в отношении
которых не представлены документы, свидетельствующие
о том, что страной их происхождения является
государство - член ТС либо что они выпущены
для свободного обращения на территории
ТС, подлежат помещению под таможенную
процедуру таможенного транзита или иную
таможенную процедуру в ближайшем таможенном
органе.
В отношении товаров, которые выпущены
для внутреннего потребления в Республике
Казахстан после 01.01.2010 и для которых в
России в зависимости от страны происхождения
товаров и условий их ввоза применяются
таможенные пошлины более высокие, чем
в Казахстане, при ввозе в Россию взимаются
таможенные пошлины в соответствии с законодательством
РФ.
В отношении товаров, которые выпущены
для внутреннего потребления в Республике
Казахстан после 01.01.2010 и для которых в
России в зависимости от страны происхождения
товаров и условий их ввоза применяются
таможенные пошлины более высокие, чем
в Казахстане, при ввозе в Россию взимаются
таможенные пошлины в соответствии с законодательством
РФ.
4.2. Новые формы декларации.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) содержит множество отсылочных норм к национальному законодательству государств-членов Таможенного союза. В России таким документом стал Федеральный Закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 года.
Большинство норм закона уже вступило в силу, некоторые — вступят позднее. С 1 октября 2011 года вступают в силу положения, регулирующие ставки таможенных сборов за таможенные операции (размеры этих ставок, так же как в настоящее время, будут устанавливаться Правительством РФ), и с этой даты Таможенный кодекс РФ окончательно утратит силу. До 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации. Впоследствии планируется переход к стопроцентно электронному декларированию. Это целенаправленные шаги по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах приближенных к границе РФ. С 1 февраля 2011 года Тамбовский таможенный пост включен в перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль товаров с применением технологии удаленного выпуска.
Новые формы таможенных деклараций
С 1 января 2011 года введены новые формы транзитной декларации и деклараций на товары.
Серьезным изменением в правилах декларирования товаров для Российской Федерации является то, что с 1 января 2011 года не будут использоваться сброшюрованные в комплекты бланки ТД1 (ТД2) и ТД3 (ТД4), изготавливаемые типографским способом (которые представляли собой единый документ, используемый как при подаче грузовой таможенной декларации, так и при подаче транзитной декларации) и применяемые в Российской Федерации с 1 января 2007 года.
С 1 января 2011 года применяются отдельные формы для декларации на товары и транзитной декларации, которые могут распечатываться на обычном листе формата А4 в необходимом количестве экземпляров, порядок заполнения которых также определен отдельными правовыми актами - решениями Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 и от 18.06.2010 № 289, соответственно.
Инструкцией, в частности, предусмотрено, что заполняется декларация заглавными буквами, а в одной декларации возможно заявить сведения не более чем о 999 товарах. Ранее наши национальные правила декларирования не содержали ограничения в количестве товаров, содержащихся в одной товарной партии, которые можно заявить в одной грузовой таможенной декларации.