Таможенные тарифные льготы и их предоставление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

таможня.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 1

«Таможенные тарифные льготы и их предоставление.»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТАХ

Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятие «таможенная преференция» и «таможенная льгота имели сходное  значение. Однако  в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

Таможенные льготы проявляются как благоприятные  исключения из общеприменимого таможенного режима, принято считать режим наибольшего благоприятствования.

В свою очередь, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (англ.- MostFavouredNationtreatment (MFN) – основополагающий международно-правовой режим, в соответствии с которым товары и услуги одной страны при их ввозе на таможенную территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, услуги, происходящие из любой третьей страны. Иными словами, режим наибольшего благоприятствования в межстрановых торгово-экономических отношениях представляет собой  принцип недискриминации.

По юридической природе таможенные  льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.     

Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных  государств и их работникам и иным иностранным лицам.    

В зависимости от того, в какой области  таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

    • льготы по таможенному декларированию и таможенному контролю;
    • льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Льготы  по таможенному декларированию и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного декларирования. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).    

К этой категории льгот относятся  и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной  юрисдикции определенных лиц из числа  вышеуказанных, в том числе при  совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Льготы  по уплате таможенных платежей предоставляются Таможен- ного союза (далее ТС) на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Они также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу ТС.

 

 

 

 

 ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Понятие тарифных преференций

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.3

Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.4

Тарифные преференции предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлин, снижения ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).

Величина пошлины дифференцируется в зависимости от страны происхождения  товаров. Если товар преференциальный и его страной происхождения является страна, которая относится к развивающимся странам – пользователям этой системой преференций, то применяется ставка ввозной пошлины в размере 75% от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа, то есть от базовой ставки.Если товар преференциальный и его страной происхождения является страна, которая относится к наименее развитым странам – пользователям этой системой преференций, то применяется ставка ввозной пошлины в размере 0%. В отношении преференциальных товаров, происходящих с территорий государств, образующих  вместе с Россией зону свободной торговли (государства участники СНГ, Республика Грузия и т.д.) и ввозимые на таможенную территорию ТС с таможенной территории какого-либо из этих государств,применяется ставка ввозной пошлины в размере 0%.

Определение страны происхождения товаров обеспечивает таможенным органам ведение таможенной статистики и возможность осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза тех или иных товаров на таможенной территории ТС. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.

В соответствии с п.1 ст.58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями. Под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в установленных случаях   таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется таможенному органу декларантом при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны должно быть документально подтверждено. Обязанность заявления, подтверждения и доказывания страны происхождения товара лежит на декларанте. При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за принятием предварительного решения.

Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательствами государств – членов ТС. На территории РФ ФТС России по запросу заявителя принимает предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров установлен приказом ФТС России № 1978 от 30 сентября 2011 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара». Принятие предварительного решения таможенным органом производится, в том числе заблаговременно, до представления в таможенный орган товара для совершения таможенных операций и таможенного контроля в целях сокращения времени проведения таможенных процедур, осуществления мер тарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, единообразного применения единой ТН ВЭД ТС.

Порядок предоставления тарифных преференций 

С 1 января 2010 года в государствах-членах Таможенного Союза введена в действие единая система тарифных преференций Таможенного Союза, которая унифицировала подходы к предоставлению тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного Союза.

27 ноября 2009 года решением  МежгоссоветаЕврАзЭС был утверждён перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, перечень наименее развитых стран - пользователей системой тарифных преференций Таможенного Союза, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

С 1 июля 2010 года в государствах-членах ТС определение страны происхождения  товаров, происходящих из развивающихся  и наименее развитых стран, осуществляется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятыми соглашениями от 12 декабря 2008 года.

За период с начала, с 1 июля 2010 года таможенными органами Российской Федерации было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 миллиона долларов США.

Предоставление Российской Федерации большой группе стран преференциальных льгот при ввозе их товаров на территорию Российской Федерации делает необходимым и важным точно определить страну происхождения товара.

Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускорения интеграционных процессов в мировой экономике.  Экономическая интеграция государств – это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект – взаимную выгоду для ее участников. Для этого государства – участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего в рамках интеграции, например путем создания льгот и преференций при таможенно-тарифном регулировании.

Приложением № 4 Решения МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 г. на таможенной территории ТС утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В Приложении №4 товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД ТС, а наименование товара приведено только для удобства пользования.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ТС, предоставляются, если товар соответствует критериям происхождения, и только при одновременном условии: 

  1. в отношении товаров соблюдаются правила непосредственной закупки и прямой поставки, что подтверждено документами; 
  2. таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара; 
  3. странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит товар и на которую распространяется тарифные преференции.

Прямой поставкой считается поставка товаров транспортируемых из стран – пользователей единой системы тарифных преференций ТС на таможенной территории ТС без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении условий:

1.) товары были поставлены  с территории развивающейся или  наименее развитой страны, на  которую распространяются тарифные  преференции, на территорию страны  проведения выставки или ярмарки  и оставались под таможенным  контролем при их проведении;

2.) товары с момента  их отправки на выставку или  ярмарку не использовались в  каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

3.) товары ввозятся на  таможенную территорию ТС в  том же состоянии, в котором  они были отправлены на выставку  или ярмарку, без учета изменений  состояния товаров вследствие  естественного износа либо убыли  при нормальных условиях транспортировки  и хранения.

Правилу прямой поставки отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут рассматриваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения из экспортирующей страны через страны транзита, или документ, выданный таможенными органами страны транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки/перегрузки товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в стране транзита.

Информация о работе Таможенные тарифные льготы и их предоставление