Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изложению сущности таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, то есть его элементов, целей, выполняемых функций, мер применения. Для достижения целей работы необ-ходимо решить следующие задачи, ими являются:
1. Исследования таможенно-тарифного механизма в качестве инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Определение мер тарифного регулирования
3. Рассмотрение порядка действия Единого таможенного тарифа
4. Рассмотрение особенностей таможенно-тарифного регулирования, а именно: возможные проблемы, значение для современной международной торговли, порядок рассмотрения спорных вопросов.

Файлы: 1 файл

курсовая основа.docx

— 104.69 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба вышеперечисленных вида.

Соглашением от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» предусматривается, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. 

От уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются: 

  • валюта государств-членов Таможенного союза, валюта третьих стран, а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза; 
  • товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; 
  • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров и др.

Для оперативного регулирования  ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного  союза при необходимости могут  устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может  превышать 6 месяцев в году, применяемые  вместо ввозных таможенных пошлин [15].

В настоящее время допускается  предоставление тарифных льгот в  отношении следующих категорий товаров:

  • ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
  • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза [7].

В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике (в соответствии с ГАТТ).

Основы применения Единой системы тарифных преференций Таможенного союза установлены статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании. Данная система применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и менее развитых стран, соответствует рекомендациям ООН этой области, а также направлена на реализацию принципа международной солидарности в его гуманитарном аспекте [16].

Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящий из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, определяются Евразийской экономической комиссией [16].

Единая система тарифных преференций предусматривает следующее: 

  • в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. 
  • в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин [16].

Согласно положениям Соглашения от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот» при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории. 

В заключение важно отметить, что в системе таможенно-тарифного регулирования таможенный тариф выполняет стимулирующую функцию путем взаимовыгодного сотрудничества между государствами, предоставления тарифных льгот и преференций, установления тарифных квот, беспошлинного или льготного режима вывоза товара. Основное место в системе мер таможенно-тарифного регулирования занимает таможенная пошлина, которая является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

 

3.1 Проблемы таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической деятельности и пути их решения

 

За  последнее время таможенные отношения  претерпели существенные изменения, которые связаны с созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Объединение трех государств предполагало создание единой таможенной территории, отсутствие внутри данной территории таможенных границ, единообразное таможенное регулирование. Для нормального функционирования Таможенного союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегружать его отсылочными нормами, не допустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы таможенного-тарифного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, в частности Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (законопроект о её ратификации в настоящее время находится в Правительстве РФ), рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией [18].

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер  в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств. Основополагающее значение имеет наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий [18].

 Одновременная настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

 

Стоит заметить, что тарифные и нетарифные меры политики Таможенного союза необходимо использовать максимально корректно, при этом стараясь не идти на уступки, которые могут повлиять на замедление роста отечественного рынка, притока инфестиций и других положительных экономических эффектов.

В настоящее время введены в действие все предусмотренные договорно-правовой базой Таможенного союза соглашения, наделяющие Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по принятию решений в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Имеющийся опыт реализации полномочий ранее действующей  Комиссии таможенного союза и  правоприменительной практики исполнения законодательства Таможенного союза позволяет обосновать предложения по совершенствованию работы Комиссии и ее Секретариата в части реализации осуществляемых в настоящее время функций в сфере единого таможенно-тарифного регулирования. Главным направлением дальнейшей работы должно стать повышение качества обоснования принимаемых решений с точки зрения их влияния на создание условий для развития и модернизации экономики государств-членов Таможенного союза, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производства и занятости. В этих целях планируется приступить к разработке основных направлений торговой политики Таможенного союза в увязке с приоритетными направлениями модернизации и развития экономики государств-членов Таможенного союза и экономики Таможенного союза в целом и методики оценки макроэкономической эффективности проектов изменения единого таможенного тарифа Таможенного союза [19].

В целях обеспечения международной  сопоставимости принимаемых решений по классификации товаров и приведения этой работы в соответствие с мировыми стандартами представляется целесообразным присоединение Таможенного союза к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее ГС) и вступление во Всемирную таможенную организацию. Необходимо обеспечить сотрудничество со Всемирной таможенной организацией по вопросам классификации и ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД ТС) и участие в заседаниях Комитета по ГС. Это позволит передать ведение международной основы ТН ВЭД ТС, что будет способствовать повышению эффективности этой работы [19].

Важно осуществлять совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в тесной взаимосвязи со структурными изменениями в экономике стран, особенно в условиях интеграции.

3.2 Значение таможенно-тарифного регулирования  для развития современной международной торговли

 

В различные периоды истории перед  таможней ставились различные, часто  противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др.  При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государств отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государств. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государств. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем [20].

Все страны в той или иной форме  используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они  решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

Республика  Беларусь сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Несмотря  на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет  регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет  свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами [20].

Таможенно-тарифное регулирование различных групп  стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин [20].

Информация о работе Таможенный контроль