Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изложению сущности таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, то есть его элементов, целей, выполняемых функций, мер применения. Для достижения целей работы необ-ходимо решить следующие задачи, ими являются:
1. Исследования таможенно-тарифного механизма в качестве инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Определение мер тарифного регулирования
3. Рассмотрение порядка действия Единого таможенного тарифа
4. Рассмотрение особенностей таможенно-тарифного регулирования, а именно: возможные проблемы, значение для современной международной торговли, порядок рассмотрения спорных вопросов.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
Соглашением от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» предусматривается, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
От уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин [15].
В настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих категорий товаров:
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.
Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике (в соответствии с ГАТТ).
Основы применения Единой системы тарифных преференций Таможенного союза установлены статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании. Данная система применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и менее развитых стран, соответствует рекомендациям ООН этой области, а также направлена на реализацию принципа международной солидарности в его гуманитарном аспекте [16].
Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящий из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, определяются Евразийской экономической комиссией [16].
Единая система тарифных преференций предусматривает следующее:
Согласно
положениям Соглашения от 12 декабря 2008
года «Об условиях и механизме применения
тарифных квот» при осуществлении регулирования
ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственны
В
заключение важно отметить, что в системе
таможенно-тарифного регулирования таможенный тариф выполняет
стимулирующую функцию путем взаимовыгодного сотрудни
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
За последнее время таможенные отношения претерпели существенные изменения, которые связаны с созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Объединение трех государств предполагало создание единой таможенной территории, отсутствие внутри данной территории таможенных границ, единообразное таможенное регулирование. Для нормального функционирования Таможенного союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегружать его отсылочными нормами, не допустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы таможенного-тарифного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, в частности Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (законопроект о её ратификации в настоящее время находится в Правительстве РФ), рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией [18].
С учетом задачи ускорения перехода
к инновационной экономике
Одновременная настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Стоит заметить, что тарифные и нетарифные меры политики Таможенного союза необходимо использовать максимально корректно, при этом стараясь не идти на уступки, которые могут повлиять на замедление роста отечественного рынка, притока инфестиций и других положительных экономических эффектов.
В настоящее время введены в действие все предусмотренные договорно-правовой базой Таможенного союза соглашения, наделяющие Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по принятию решений в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
Имеющийся опыт реализации полномочий ранее действующей Комиссии таможенного союза и правоприменительной практики исполнения законодательства Таможенного союза позволяет обосновать предложения по совершенствованию работы Комиссии и ее Секретариата в части реализации осуществляемых в настоящее время функций в сфере единого таможенно-тарифного регулирования. Главным направлением дальнейшей работы должно стать повышение качества обоснования принимаемых решений с точки зрения их влияния на создание условий для развития и модернизации экономики государств-членов Таможенного союза, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производства и занятости. В этих целях планируется приступить к разработке основных направлений торговой политики Таможенного союза в увязке с приоритетными направлениями модернизации и развития экономики государств-членов Таможенного союза и экономики Таможенного союза в целом и методики оценки макроэкономической эффективности проектов изменения единого таможенного тарифа Таможенного союза [19].
В
целях обеспечения
Важно осуществлять совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в тесной взаимосвязи со структурными изменениями в экономике стран, особенно в условиях интеграции.
В
различные периоды истории
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
Республика Беларусь сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.
Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами [20].
Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин [20].