Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:09, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из ключевых институтов таможенного права. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
В рамках Таможенного союза
между его странами-
Принцип выборочности – использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза.6 Иными словами, должностное лицо вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза.
Принцип результативности заключается в том, что достижение поставленных перед таможенными органами целей должно соотноситься с расходами на его осуществление.
Принцип необременительности. Таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным как для физических лиц, пересекающих таможенную границу, так и для юридических лиц – участников внешнеэкономической деятельности.
Принцип эффективности. Таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеторговой деятельности, таможенными представителями, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Принцип осуществления таможенного контроля на основе системы управления рисками. В соответствии с п. 2 ст. 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. СУР основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза:
Согласно Киотской конвенции управление рисками – основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности проведения таможенного контроля и освобождая большинства участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Таможенные операции, основанные на системе управления рисками, позволяют сфокусировать таможенный контроль на тех участках, где существуют наибольшие риски, позволяя тем самым основной массе товаров и физических лиц беспрепятственно пересекать таможенную границу.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные платежи и налоги, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»), - непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.
Таможенный контроль способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком.
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенных контроля.
Способы проведения таможенного
контроля представляют собой меры,
применяемые таможенными
В соответствии с п. 2 ст. 97 ТК ТС зоны таможенного контроля могут быть:
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях:
1) если владелец земельного
участка, помещения
2) если на отдельных
участках территории
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 3 ст. 97 ТК ТС).
Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.8
В соответствии с п. 3 ст. 138 ТК ТС таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.
Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза (п. 8 ст. 138 ТК ТС).
В соответствии с п. 5 ст. 144 ТК ТС по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза. Исходя из этого, в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» прописано: порядок применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС России).9
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 102 ТК ТС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
В подпункте 2 статьи 183 ФЗ «О
таможенном регулировании в РФ»
указаны основания для
1) обнаружение товаров
без наличия на них
2) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации;