Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:09, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из ключевых институтов таможенного права. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст. 116 ТК ТС таможенный
досмотр – действия должностных
лиц таможенных органов, связанные
со вскрытием упаковки товаров или
грузового помещения
Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.
Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре.
По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.10
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:
1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) при существовании угрозы
3) при пересылке товаров в
международных почтовых
4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
В этих случаях таможенный досмотр проводится в присутствии двух понятых.
По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза (п. 7 ст. 116 ТК ТС).
Согласно ст. 117 ТК ТС личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.
Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары (п. 2 ст. 117 ТК ТС).
Действия должностного лица таможенного
органа при проведении личного таможенного
досмотра не должны ущемлять честь
и достоинство физического
Основываясь на п. 5 ст. 117 ТК ТС, в ходе личного таможенного досмотра досматриваемое лицо или его законный представитель обязаны выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный таможенный досмотр.
При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.
марками, наличия на них идентификационных знаков
Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 118 ТК ТС).
Отсутствие на товарах специальных
марок, идентификационных знаков или
обозначений товаров иными
Таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС) проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.
Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.
Согласно п. 7 ст. 119 ТК ТС если законодательством государств – членов Таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.
Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств – членов Таможенного союза.
контролем
Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий (ст. 120 ТК ТС).
Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Согласно п. 2 ст. 121 ТК ТС форма и
порядок представления
Проверка системы учета
1) при применении специальных упрощений в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
2) в отношении лиц,
3) в отношении товаров,
В соответствии со ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
Таможенная проверка проводится таможенным органом государства – члена Таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, описанные выше.
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки (глава 19 ТК ТС).
Согласно ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.11
2 Таможенный контроль. Учебник / Под общ. ред. В. А. Шамахова. – М.: Софт Издат, 2006. – С. 78-79.
3 Пп. 14 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.
4 Пп. 9 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.
5 Таможенный контроль: Монография / Под общ. ред. С.В. Сенотрусовой. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. – С. 28.
6 П.1 ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза.
7 П. 3 ст. 163 Федерального закона Российской Федерации №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
8 П. 1, п. 2 ст. 138 ТК ТС.
9 Ст. 170 Федерального закона РФ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
10 П. 4 ст. 116 ТК ТС.
11 Ст. 132 ТК ТС.