Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран, в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

Содержание работы

1. Введение…………………………………..………………………………………………………………3
2. Глава 1. История тарифного регулирования в России, понятие и правовое регулирование тарифа. …………………………………………………………………………..……5
3. §1 История тарифного регулирования в России………………………………...……5
4. § 2. Понятие «тариф» и его виды…………………………………………………………….16
5. §3 Правовое регулирование тарифа……………………………………………………….21
6. Глава 2. Роль таможенных тарифов в совершенствовании внешнеторговой деятельности РФ…………………………………………………………………………………………..26
7.§1 Тарифы в Таможенном Союзе как средство внешнеполитической деятельности………………………………………………………………………………………………..26
8. §2 Перспектива тарифов как меры воздействия на внешнеэкономическую деятельность при вступлении в ВТО………………………………………………….………..33
9. Заключение………………………………………………………………………………..…………….43
10. Список использованной литературы……………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

курсовая без титульника.docx

— 80.48 Кб (Скачать файл)

- исключено требование о представлении  таможенным органам сведений  о таможенной стоимости данных  товаров;

- определен перечень случаев,  в которых таможенный орган  вправе осуществить проверку  товаров и запросить дополнительные  документы и сведения.

Также предусмотрена возможность  сократить перечень документов и  сведений, представляемых при таможенном декларировании товаров и в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, установить, что  подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.

Законопроект определяет упрощенный порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза научных и  коммерческих образцов. При этом установлена  возможность заявления таможенной процедуры уничтожения научных  и коммерческих образцов, которые  были использованы, оказались уничтожены или повреждены при проведении с  ними испытаний, исследований, экспериментов. А также установлена возможность  упрощенного декларирования (путем письменного заявления) научных и коммерческих образцов, временно ввозимых в РФ и вывозимых за пределы Таможенного союза в личном багаже пассажира, экспресс - почтой, а также научных или коммерческих образцов стоимостью до 300 тысяч рублей. Срок их выпуска при временном ввозе (допуске) и временном вывозе составляет 4 часа. Предусматривается освобождение от взимания в отношении этих товаров таможенных сборов за таможенные операции.

В статье 117 закона предусматривает  применение новых технологий уплаты таможенных платежей - посредством  электронных пластиковых карт. В  случае уплаты таможенных пошлин, налогов  через платежные терминалы и  банкоматы обязанность по их уплате считается исполненной непосредственно  с момента такой уплаты.

Ряд упрощений в части уплаты таможенных платежей на товары промышленного  назначения планируется установить отдельными постановлениями Правительства  Российской Федерации. Готовятся проекты  постановлений, предусматривающие  установление фиксированного размера  сборов за таможенное оформление высокотехнологичных  товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

Таким образом, большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство РФ принятым законом, направлено на упрощение  таможенных операций и, как следствие, облегчение ведения внешнеэкономической  деятельности на территории России, Белоруссии и Казахстана.

По оценке ответственного секретаря  Комиссии Таможенного союза, заместителя  генерального секретаря ЕврАзЭС Сергея Глазьева формирование единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана обеспечит им к 2015 году 12-15%-й прирост ВВП. Так что экономические дивиденды для участников таможенной интеграции очевидны.

§2 Перспектива тарифов как меры воздействия на внешнеэкономическую  деятельность при вступлении в ВТО

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС - ВОТС на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. было принято решение уведомить ВТО о намерении начать переговорный процесс по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории, а Комиссии Таможенного союза поручено инициировать этот процесс.

На девятом заседании Комиссии Таможенного союза (21 октября 2009 года, Москва) были одобрены проекты Договора о Таможенном кодексе Таможенного  союза, Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса  Таможенного союза, Правил процедуры  Комиссии Таможенного союза, Концепции  создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС. Рассмотрены проекты документов по таможенно - тарифному регулированию.

Решающим шагом в деле создания таможенной территории стало заседание  Межгоссовета ЕврАзС - ВОТ на уровне глав государств 27 ноября 2009 г.

 В Минске на котором был дан «зеленый свет» запуску с 1 января 2010 года механизма Таможенного союза.

Участники «тройки» подписали Договор  о таможенном кодексе ТС и согласовали  план мероприятий по введению Таможенного  кодекса в действие. Утверждены Единый таможенный тариф Таможенного союза (введен в действие с 1 января 2010 года, а полномочия по его формированию передаются наднациональному органу - КТС), Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности и другие международные  документы, направленные на осуществление  единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС. По предложению казахстанской  стороны таможенное оформление на российско-казахстанской  границе уже с 1 июля 2010 года (вместо ранее запланированного срока - 1 июля 2011 года) будет перенесено на внешнюю  границу Казахстана. Члены ТС утвердили  также Положение об Экспертном совете - рекомендательном органе, который  по квазисудебной процедуре сможет рассматривать обращения хозяйствующих субъектов в связи с их деятельностью в ТС.

Выступление на переговорах о членстве ВТО - позволило бы нашим странам  добиваться определенных уступок, выдвигать  скоординированные встречные требования, оперативно и согласованно разрешать  возникающие в ходе переговоров вопросы. Объединенные в единый Таможенный союз экономически таких стран как Белоруссия, Россия и Казахстан могли бы вести переговоры на значительно более выгодных условиях, чем сегодня. Прежде всего это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение таможенного тарифа.

В Белоруссии так же надеются, что  создание Таможенного союза позволит ЕвРАзЭс вступить в ВТО на тех выгодных условиях, которая оговаривает для себя Российская Федерация.

Еще одним преимуществом вступления в ВТО единой организацией является установления внутренних (между странами - членами Таможенного союза) таможенных пошлин, налоговых льгот, дотаций  для сельского хозяйства.

Россия, Белоруссия и Казахстан  приняли правильное решение, вступление в ВТО по одиночке, положило бы конец интеграции на постсоветском пространстве, так как правила ВТО запрещают отдавать одному члену организации предпочтение перед другим.

Иначе говоря, если снизить или  вообще отменить тарифы для Белоруссии и Казахстана, обязательно нужно  сделать то же самое и для третьих  стран. Но существует лазейка, сделанная  для крупных экономических блоков, таких как Евросоюз, НаФТА и другие. Они не заинтересованы, чтобы правила ВТО разрушили их взаимную торговлю. Поэтому ВТО разрешает вступать в свой состав таможенным территориям. Таможенная территория рассматривается как единое целое и потому может быть сопоставима с другими государствами. Появляется возможность коллективного протекционизма.

Создание единой таможенной границы  по внешней границе трех государств, позволит членам Таможенного союза  утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением груза через таможенную границу и за полнотой уплаты таможенных платежей.

Уже можно говорить об изменениях в таможенной политике Российской Федерации, после создания таможенного союза, начиная с 2010 года.

Наметились и проблемы формирования единого Таможенного законодательства. Главная проблема, происходящая по всем направлениям рассматриваемой  законодательной деятельности - согласование сторонами нормативных документов. За более чем за полтора десятилетия  независимости образовались сильно разнящиеся законодательства государств- Участников Таможенного союза. Экспертам приходится выполнять титаническую работу, чтобы найти взаимоприемлемые компромиссы для формулировок норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать в трех государствах.

Проблема так же состоит в  том, что до сих пор остаются несогласованными 5 процентов тарифов, в отношении  товаров, не произведенных на общей  таможенной территории. К тому же, существуют реальные риски для внутренних производителей. Этот вопрос уже активно обсуждается. Потому что с введением единой Таможенной территории Россия, Казахстан  и Белоруссия активно открывают  друг перед другом свои рынки.

Наиболее острая конкуренция даже не между Российской Федерацией и Казахстаном в сырьевом секторе (мы осуществляем транзит казахских углеводородов), а между РФ и Белоруссией. Мы конкурируем в сферах, начиная от химического производства и заканчивая продукцией сельского хозяйства. Нас интересует так же продвижение продукции легкой промышленности, а так же электроника, продукция машиностроения (особенно транспортного). Конечно, в идеале, в рамках единого Таможенного пространства, все эти белорусские товары должны беспрепятственно проходить на территорию Российской Федерации. Но здесь имеются оговорки. И переход к такому состоянию реальности может затянуться на долгие годы.

В 2009 году десятый председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев подписал закон о ратификации особого протокола, в исключительных случаях разрешающего понижать или повышать ввозные таможенные пошлины, установленные единым таможенным тарифом. Ранее директор департамента регулирования ВЭД Минэкономики предупредил, что Таможенной комиссии Союза только предстоит согласовать список «чувствительных» товаров для каждого из участников Таможенного союза. Например, Казахстану пришлось идти на довольно большие уступки в части повышения таможенных пошлин (их средний уровень был почти в два раза ниже по сравнению с Россией) для ряда товаров сохранены определенные льготные переходные режимы, в частности, Казахстан получил право применять ставки, отличные от ЕТТ по 400 товарным позициям за период от полутора до четырех лет. И для того, чтобы не возникало злоупотреблений со стороны ряда импортеров, будут сохраняться определенные виды таможенного контроля с Казахстаном до середины 2011 года, хотя казахстанские товары должны попадать в Россию и Белоруссию и в обратном направлении.

Гибкость механизма введения ЕТТ  заключается, во-первых, в том, что  все решения принимаются совместно, во-вторых, в том, что для сложных  вопросов предусматриваются переходные периоды. ЕТТ будет иметь некоторое  небольшое количество исключений для  исполнения ранее принятых обязательств. Например, у России есть обязательство  по подготовке проведении олимпиады в Сочи, у Казахстана есть обязательство по выполнению ряда крупных инвестиционных проектов и иностранным участием.

Установить единые таможенные тарифы - это одна из задач. Ведь еще можно  запретить поставки товара внутри Таможенного  союза на основании неправильно  оформленных документов. Естественно, вторая сторона посчитает такие  действия неправомерными. Для этого возникает необходимость в создании наднациональных судебных органов, которые будут рассматривать спорные случаи.

Нерешенный вопрос - как будут  распределяться платежи по ЕТТ? Анализируя последнюю информацию, можно сделать  вывод, что существуют три основных варианта его решения: первый вариант  предполагает распределение пошлин по объемам собираемых платежей, второй - по объемам импорта, третий вариант  объединяет два первых варианта плюс к ним добавляются макроэкономические показатели, в частности объем национального ВВП. По словам большинства аналитиков, при применении разных подходов к распределению платежей по ЕТТ Российской Федерации причитается 90% всех платежей. Наднациональный порядок согласования распределения платежей по ЕТТ ждет своего разрешения.

На рабочей встрече членов КТС (Москва, 25 марта 2010 года) было принято  решение о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Согласно принятому решению суммы ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны распределяются следующим образом:

Республика Белоруссия - 4,7%

Республика Казахстан - 7,33%

Российская федерация - 87, 97%

Что касается вступления в ВТО, то в неопределенности этого вопроса  можно убедиться, проанализировав  соответствующий ход событий. 9 июня 2009 года Казахстан, Белоруссия и Россия решили вступать в ВТО не поодиночке, а единым Таможенным союзом. 17 июня 2009 года были проведены первые «жесткие консультации участников Таможенного  союза со странами, входящими в  ВТО. На встречах ряд участников переговоров высказали мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. 8 июля министр торговли США Гэри Локк оценил сценарий коллективного вступления в ВТО как «невыполнимый». Более того, Локк отмечал, что так же считает и большинство стран - членов торгового союза. После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО каждой стране - участнице в отдельности. Однако в августе стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб всем строем. Но уже 15 августа стало известно, что члены Таможенного союза решили вести переговоры о вступлении в ВТО как отдельные государства, но в тесной координации друг с другом. При этом подчеркивалось, что речь идет о предварительных переговорах, вступать во Всемирную торговую организацию Россия, Белоруссия и Казахстан по-прежнему собираются в составе Таможенного союза, а не по отдельности.

Существуют ли другие противоречия между государствами - членов Таможенного  союза. Здесь можно отметить и переговоры по тарифообразованию и по объемам потребления, связанными с поставками российской нефти Белоруссии. Многих наблюдателей пугает повышение таможенных пошлин на некоторые импортные товары. Например, для Белоруссии самая чувствительна позиция - иномарки. Дело в том, что союзники (особенно Россия) активно проводят протекционистскую политику в отношении своего Автопрома. Пошлины на заграничные авто у них гораздо выше, чем в Белоруссии. Эксперты автомобильного рынка уверены, что даже Таможенный союз не заставит Россию пойти на снижение пошлин до уровня Белоруссии. Отсутствие преград для движения товаров между странами может проявиться не только в широко ассортименте товаров, на прилавках, но и в огромном количестве «серого импорта». Когда все барьеры исчезнут, на рынки стран Таможенного союза хлынет дополнительный поток дешевых, но не всегда качественных товаров, попадающих к соседям нелегальными путями. У предпринимателей вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что предприятия трех стран будут работать в условиях жесткой конкуренции. Ее могут не выдержать те из них, которые не прошли соответствующую модернизацию или не отвечающие современным требованиям.

Форсируя переговоры по Таможенному  союзу, Россия сделала выбор в  пользу своих ближайших союзников, членов ЕврАзЭС - Белоруссии и Казахстана - стран, обладающими схожими политическими режимами и находящихся в непосредственной территориальной близости. Таможенный союз выгоден производителям всех стран - участниц соглашения. Теперь производители смогут продавать свои товары на рынках трех стран без ограничений. Отмена таможенной границы с Белоруссией приведет к тому, что производство комплекса машиностроительных изделий, сборку которых осуществляют в Белоруссии с использованием российских комплектующих будет гораздо эффективнее и дешевле

Информация о работе Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства