Управленческая деятельность в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах…………..6
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных
органах..........................................................................................................14
1.3 Организационные основы управления таможенными органами......19
Глава 2. Управленческая деятельность таможенных органов на основе международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества»
2.1 Международные стандарты ISO серии 9000 «Системы менеджмента
качества»: назначение, структура и основные требования.....................23
2.2 Совершенствование системы управления таможенным органом на
основе международных стандартов ISO серии 9000...............................26
Заключение...........................................................................................................32
Список использованных источников..............................................................34

Файлы: 1 файл

Управленческая деятельность в тамженных органах.Никитенкова Екатерина.docx

— 255.54 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности в таможенных органах

1.1 Сущность и функции управления  в таможенных органах…………..6

1.2 Требования, предъявляемые к управлению в  таможенных

органах..........................................................................................................14

1.3 Организационные основы управления таможенными органами......19

Глава 2. Управленческая деятельность таможенных органов на основе международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества»

2.1 Международные стандарты ISO серии 9000 «Системы менеджмента

качества»: назначение, структура и основные требования.....................23

2.2 Совершенствование системы управления таможенным органом на

основе международных стандартов ISO серии 9000...............................26

Заключение...........................................................................................................32

Список использованных источников..............................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Проблематика темы заключаются в том, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

Стоит обратить внимание и на то, что признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Центр тяжести в организации таможенного дела переносится на совершенствование управления, обеспечивающего высокую дееспособность таможенных органов и активность таможенной системы в целом. Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Введенный в действие с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного Союза заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.

Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.

Перед таможенной службой Российской Федерации в настоящее время стоит ряд важнейших задач:

- всемерное содействие торговле, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Российской Федерации;

- осуществление таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации, а также защиты отечественного товаропроизводителя;

- наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования являются процессы управления в таможенных органах Российской Федерации.

Предметом исследования выступает управление в системе таможенных органов.

Цель курсовой работы заключается в изучении различных аспектов управления в системе таможенных органов.

Для достижения цели в работе определены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.

2. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.

3. Рассмотреть организационные основы управления таможенными органами.

4. Произвести исследование  в области управленческой деятельности на основе международных стандартов.

Методами исследования послужили сбор, анализ и систематизация научной литературы по выбранной теме.

Теоретической основой работы являются труды отечественных специалистов в области таможенного менеджмента таких как: Дианова В.Ю., Кибанов А.Я., Макрусев В.В., Черных В.А. и другие. Информационной базой послужили официальные данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ).

Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Первая глава посвящена сущности и особенностям управления в таможенных органах. В частности дана характеристика функций управления, рассмотрены требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах, а также организационные основы управленческой деятельности таможенных органов.

Во второй главе рассмотрена управленческая деятельность таможенных органов на основе Международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

 

1.1 Сущность и функции управления  в таможенных органах

 

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.

Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России.

Важным компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человеко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управленческой деятельности в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и других.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.

Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

Информация о работе Управленческая деятельность в таможенных органах