Управленческая деятельность в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах…………..6
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных
органах..........................................................................................................14
1.3 Организационные основы управления таможенными органами......19
Глава 2. Управленческая деятельность таможенных органов на основе международных стандартов ISO серии 9000 «Системы менеджмента качества»
2.1 Международные стандарты ISO серии 9000 «Системы менеджмента
качества»: назначение, структура и основные требования.....................23
2.2 Совершенствование системы управления таможенным органом на
основе международных стандартов ISO серии 9000...............................26
Заключение...........................................................................................................32
Список использованных источников..............................................................34

Файлы: 1 файл

Управленческая деятельность в тамженных органах.Никитенкова Екатерина.docx

— 255.54 Кб (Скачать файл)

Данное Руководство, положения об отделах и службах, должностные инструкции персонала, документированные процедуры реализации функций, стандарты и рабочие инструкции таможенного органа, в совокупности определяющие организационную структуру, распределение ответственности, процедуры и процессы, представляют собой систему управления таможенным органом.

Стандарты предусматривают ведение записей о результатах реализации документированных процессов и процедур с целью использования их для предоставления свидетельств соответствия системы управления установленным требованиям и результативности функционирования.

С целью реализации принципа «ответственность руководства» стандарт ИСО 9001:2008 содержит раздел «обязательства руководства». В соответствии с этим разделом руководство организации должно обеспечивать наличие свидетельств принятия обязательств по разработке и внедрению системы управления на основе МС ИСО серии 9000 и постоянному улучшению ее результативности посредством:

- разработки политики  таможенного органа в области  качества процессов и результатов;

- установления целей в  области качества процессов и  результатов.

Руководство организации должно управлять ресурсами, требуемыми:

- для обеспечения соответствия  системы управления стандартам  ИСО серии 9000, поддержания ее в  рабочем состоянии и постоянного  повышения результативности;

- для повышения уровня  соблюдения таможенного законодательства  и удовлетворения законных требований  участников ВЭД.

В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 руководство организации должно обеспечить соответствие производственной среды особенностям профессиональной деятельности, санитарным нормам и правилам, правилам техники безопасности и пожарной безопасности и обеспечить соблюдение этих норм и правил в процессе работы.

Постоянное улучшение производственных процессов и обеспечивается в результате разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих действий, направленных на устранение причин несоответствий.

 

2.2 Совершенствование системы управления  таможенным органом на основе  международных стандартов ISO серии 9000

 

С тем чтобы управлять таможенной деятельностью с учетом требований МС ИСО серии 9000, таможенный орган должен разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления на основе процессного подхода и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Следуя требованиям этого стандарта, таможенный орган должен:

- определить процессы  и факторы, формирующие и гарантирующие  качество таможенных технологий (таможенных операций, таможенных  процессов и процедур);

- определить последовательность  реализации и взаимодействие  этих факторов и процессов;

- определить критерии  и методы, необходимые для обеспечения  результативности управления процессами;

- обеспечить наличие ресурсов  и информации, необходимых для  мониторинга и поддержания процессов  в актуальном состоянии;

- принимать меры, необходимые  для достижения запланированных  результатов и постоянного улучшения  процессов.

Работу по освоению требований ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в таможенных органах целесообразно выполнять поэтапно в рекомендованной ниже последовательности.

Общая методическая схема совершенствования системы управления таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000 включает пять этапов (Рис. 1).

Рис. 1. Этапы совершенствования системы управления таможней на основе МС ИСО серии 9000

 

Первый, или подготовительный, этап включает выполнение следующих работ (Рис. 2):

Рис. 2. Подготовительный этап совершенствования системы управления на основе МС ИСО серии 9000

- издание приказа о  начале работы по совершенствованию  системы управления таможенным  органом на основе ГОСТ Р  ИСО 9001:2008;

- проведение самооценки  действующей системы управления  таможенным органом на соответствие  ее требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008;

- определение целей и  задач совершенствования системы  управления таможенным органом  на соответствие ее требованиям  ГОСТ Р ИСО 9001:2008;

- обучение руководящего  состава таможенного органа по  дисциплине «Управление качеством  таможенного дела»;

- разработка политики  таможенного органа в области  качества исполнения возложенных  на него функций;

- разработка предварительной  программы совершенствования системы  управления.

Приказ о начале работы по совершенствованию системы управления таможенным органом должен определить следующее:

- констатировать факт  о том, что руководство таможенного  органа приступило к работе  по совершенствованию системы  управления;

- назначить представителя  руководства таможенного органа  для управления процессом совершенствования  системы управления.

Самооценка действующей системы управления таможенным органом на соответствие ее требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 может быть выполнена специалистами таможенного органа на основе сопоставления требований стандарта с фактическим состоянием системы управления. Для этой цели могут быть использованы вопросники, которыми пользуются органы по сертификации систем качества.

Обучение руководящего состава таможенного органа по дисциплине «Управление качеством таможенного дела» целесообразно осуществить в объеме 36 часов, используя возможности российской таможенной академии, ее филиалов, а также контакты отделов подготовки кадров с вузами в регионах.

Разработка и опубликование политики в области качества имеют колоссальное значение.

Это обязывает руководство непрерывно планировать целевые установки по качеству конечных результатов труда, что рассматривается как механизм достижения все новых рубежей в повышении эффективности работы таможенного органа.

Предварительная программа совершенствования системы управления заключается в разработке первой редакции Руководства по системе управления, решении задач, сформулированных в приказе о начале работы над освоением требований ГОСТ Р ИСО 9001:2008, а также решении очевидных проблем.

Второй этап совершенствования системы управления таможенным органом заключается в разработке или переработке первоочередных общесистемных документов, т.е. тех, необходимость в которых очевидна. На данном этапе рекомендуется разработать:

- первую редакцию Руководства  по системе управления. Методика  разработки первой редакции Руководства  предполагает возможность и необходимость  ссылки на еще неразработанные  документы. На их основе формируется  план документального обеспечения  системы управления.

- мотивационный механизм  обеспечения качества труда персонала  таможенного органа;

- целевую программу повышения  результативности работы таможенного  органа на ближайший год.

Третий этап совершенствования системы управления таможенным органом заключается в разработке подсистем по каждому подразделению таможенного органа.

Подсистемы обеспечения качества труда разрабатываются в развитие «Руководства» с целью доведения до конкретных исполнителей целей и задач в области качества труда и конкретизации технологических процедур выполнения закрепленных функций.

Исходя из структурного принципа каждое подразделение таможенного органа фактически является подсистемой обеспечения качества выполнения закрепленных на них функций, построенной на основе цикла управления качеством.

Подсистема обеспечения качества труда должна состоять из следующих документов (Рис. 3):

Рис. 3. Структура подсистемы качества труда в подразделениях таможни

 

- описания подсистемы, роль  которого играет переработанное  соответствующим образом положение  о подразделении;

- комплекта нормативных  документов, определяющих требования  к видам работ и результатам  труда подразделения;

- комплекта технологических  схем и рабочих инструкций, определяющих  технологию выполнения всех видов  работ, закрепленных за подразделением;

- комплекта персональных  должностных инструкций.

Заключительный этап совершенствования системы управления предполагает разработку окончательной редакции Руководства по системе управления и введение его в действие приказом руководителя таможенного органа.

Завершение заключительного этапа не предполагает прекращения работы по совершенствованию системы управления. С этого момента начинается наиболее трудный этап. Необходимо добиться реального функционирования системы управления и обеспечить постоянное улучшение процессов и результатов на основе анализа несоответствий. На этой стадии должен быть отшлифован и постоянно совершенствоваться организационно-экономический механизм постоянного улучшения процессов и результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды.

В настоящее время таможенная служба России находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.

Оптимальное решение задач принятия управленческих решений, организации планов дальнейшего развития, прогноза путей развития невозможно без проведения оценки деятельности всей системы в целом, анализа соответствия результатов работы с поставленными целями.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, что предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами. Организационная структура управления в таможенных органах РФ не является завершенной, она постоянно развивается, совершенствуется, создаются новые виды организационных структур. Сущность проводимых работ по ее совершенствованию сводится к следующему:

- разработке  комплекса мероприятий по созданию  и оформлению типовых и конкретных  структур управления таможенными  органами;

- осуществлению  работы по установлению категорий  таможенным органам;

- ведению  аналитической и справочной работы  по организационно-структурным вопросам;

- внесению  изменений в утвержденные структуры  таможенных органов.

В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.

Следует отметить следующее, что проблемы управления в таможенных органах РФ приобрели в настоящее время особую актуальность. Это обуславливается рядом весьма существенных особенностей управления таможенными органами России.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой деятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей, за принятые решения, за так называемый управленческий акт.

Таким образом, управленческая деятельность таможенных органов осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни.

Цель достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Литература

  1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
  2. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Основы теории управления: курс лекций. — М.: Изд-во РТА, 2009. – 305 с.
  3. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. — М.: Изд-во РТА, 2009. – 248 с.
  4. Барамзин С.В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов). — М.: Изд-во РТА, 2009. – 224 с.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 501 с. 
  7. Гусев Н.И. Теория и практика управления в таможенных органах. - СПб.: РИО РТА, 2010. – 125 с.
  8. Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах – М.: Дашков и К, 2010. – 269 с.
  9. Демченко А.А. Организация и управление в системе таможенных органов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 435 с. 
  10. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: учебное пособие. – СПб.: Знание, 2009. – 321 с. 
  11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 288 с.
  12. Колобова И.Н., Кузнецов С.С. Управление таможенными органами на основе процессно-ориентированного подхода: Монография. — М.: Изд-во РТА, 2010. – 312 с.
  13. Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы: Монография. – М.: РИО РТА, 2012. – 244 с.
  14. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: учебник. — М.: Изд-во РТА, 2010. – 340 с.
  15. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. — М.: Изд-во РТА, 2012. – 233 с.
  16. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Я., Барамзин С. В., Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России / В.А. Черных. — М.: Изд-во РТА, 2013. – 256 с.
  17. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. – 347 с.
  18. Просянников Н.Н. Управление в таможенных органах: учебное  пособие / Н.Н. Просянников. – М.: РИО ВФ РТА, 2011. – 172 с.
  19. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: КноРус, 2013. – 304 с.

Информация о работе Управленческая деятельность в таможенных органах