Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами, поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Содержание работы

Введение 2
І. Валютное регулирование 3
II. Валютный контроль 9
III.Организация валютного контроля в Российской Федерации 13
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Каждое  государство мира осуществляет собственную  валютную политику, которая является мощным экономическим рычагом и  регулируется посредством правовых норм. В рамках валютной политики решаются такие задачи, как стабилизация экономической ситуации в стране, укрепление валютно-финансового механизма, привлечение иностранных инвестиций, пресечение незаконного оттока капитала за границу, обеспечение приоритета национальной валюты.

Валютная  политика предопределяет основные направления  развития валютного регулирования  и его элемента – валютного  контроля. В современных условиях для Российской Федерации характерно проведение политики либерализации  в регулировании валютных отношений. Причина тому – отмена государственной монополии на валюту и часть валютных ценностей и на операции с ними. Выход хозяйствующих субъектов на международный рынок обусловил возможность вывоза из страны валюты и ряда валютных ценностей. При этом государство не осталось в стороне от происходящих процессов, взяв их под свой контроль.

Актуальность  исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической  деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Цель  и задачи работы: Охарактеризовать понятие и основы валютного регулирования и валютного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Валютное регулирование

Валютное регулирование в каждом государстве зависит прежде всего  от того, какая используется система  валютных курсов: система твердых  курсов или плавающих. Поэтому валютный (обменный) курс национальной валюты является одним из ключевых моментов в проведении экономических преобразований, опирающихся на механизм валютных курсов.

Система твердых курсов представляет собой систему, основанную на жестко фиксированных паритетах и полной валютной обратимости. Речь идет о валютной системе, в которой установлены относительные цены валют, но не фиксируется абсолютный уровень цен. В такой системе возникает проблема “п”-ной валюты, так как курс является относительной ценой двух валют, а в системе с числом валют, равным “/г”, может быть “п — 1″ валютных курсов. Из этого следует, что страна одной из “/г”-ного числа валют может и не стремиться к установлению определенного курса своей валюты, а ограничиться поддержанием того или иного уровня цен. 
В Бреттон-Вудской системе роль ключевой валюты, служившей эталоном уровня цен, играл доллар США—денежная единица наиболее мощного в экономическом отношении участника системы. Тем самым США обладали “привилегией” определять уровень инфляции в рамках всей системы. Проблему “/г”-ной валюты труднее разрешить, если участники системы одинаковы по силе. Возможным вариантом решения был бы контроль за денежной политикой страны, согласившейся, чтобы ее валюта играла роль лидера. Однако едва ли найдется страна, которая согласилась бы с тем, чтобы уровень цен в ней определяли другие участники валютного картеля, поскольку это влияет на состояние платежного баланса государства и т.д. Поэтому система твердых валютных курсов характеризуется постоянным конфликтом между внутриэкономическими и внешнеэкономическими целями.1

В системе гибких валютных курсов выравнивание платежных балансов происходит при помощи девизных рынков. Поэтому  центральные банки освобождаются  от обязанности интервенироватъ  на валютных рынках и получают возможность проводить автономную денежную политику. Если валютные курсы соответствуют различиям в ценах на внутреннем и внешнем рынках, то колебания валютных курсов не наносят ущерба внешнеторговым отношениям. Однако опыт показывает, что и после введения плавающих курсов валютные курсы могут в течение длительного времени отклоняться от паритетов покупательной способности. Это подрывает национальную денежную политику. 

 

Плавающие валютные курсы оказывали  самое негативное влияние на механизм ценообразования и кредитные операции внешнеторговых предприятий государств Европейского экономического сообщества. По инициативе правительств ФРГ и Франции 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система. С этой даты были установлены твердые валютные курсы для марки ФРГ, итальянской лиры, французского франка, голландского гульдена, бельгийского франка, датской кроны и ирландского фунта. Одновременно были установлены пределы колебаний +2,5 % для всех валют, за исключением валюты Италии, для которой эти рамки были расширены до ±6 %. Если курсы отдельных валют угрожали выйти из установленных границ, то центральные банки стран—членов ЕВС должны были проводить с данной денежной единицей валютные интервенции, покупая и продавая собственную или иностранные валюты до тех пор, пока курс их национальной валюты не стабилизируется в установленных пределах. Для преодоления временных затруднений страны — участницы ЕВС создали Европейский фонд для валютно-политического сотрудничества (ЕФВС), в который центральные банки внесли 20 % своих золотых и долларовых резервов. Эти средства остались в собственности стран-вкладчиков, а фонд может выдавать различного вида кредиты. Для обеспечения механизма действия Европейской валютной системы была создана валютная единица (экю), базирующаяся на валютной корзине. 
Опыт использования плавающего валютного курса показывает, что он не приводит к какому-либо длительному равновесию платежного баланса, усиливает нестабильность валютных рынков и является значительным фактором инфляции. Поэтому многие государства используют твердые (жесткие), но регулируемые валютные курсы и практикуют “жесткое” регулирование плавающего курса

В этом случае исходят из того, что  относительная твердость валютных курсов оказывает благоприятное  воздействие на внутреннее и внешнее экономическое равновесие. Твердый обменный курс способствует (при прочих равных условиях) улучшению условий обмена, поскольку позволяет “подавлять” цену импорта и усиливать борьбу с инфляцией. Причиной же сильных отклонений валютных курсов от паритетов покупательной способности многие экономисты называют: 
• медленную реакцию торговых балансов, которая происходит из-за негибкости товарных цен; 
• наличие договорных обязательств и другие причины. 
Не случайно колебания курса доллара особенно наглядно свидетельствуют об ограниченности модели свободно плавающих валютных курсов, используемой обычно в теоретических дискуссиях. Эффективность использования твердого или плавающего валютного курса подтверждает зарубежный опыт. Так, благодаря ЕВС возникла зона, характеризующаяся относительно высокой устойчивостью валютных курсов и цен. За время существования ЕВС изменчивость курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу заметно уменьшилась. В отличие от этого колебания курсов других важнейших “плавающих” валют — доллара и фунта стерлингов — были исключительно сильными. В то же время лежащая в основе ЕВС концепция твердых, но периодически приспосабливаемых (периодически изменяемых) валютных курсов себя оправдала и будет сохраняться в будущем, поскольку нет предпосылок для формирования системы полностью твердых (фиксированных) курсов.

В условиях Советского Союза существовал  валютный режим, специфические особенности  которого состояли в том, что:

• обменный курс советского рубля  по отношению к валютам зарубежных стран являлся твердо фиксированным;

• действовала плановая конвертируемость, означающая, что все предприятия  могли обменивать советские рубли  на иностранную валюту в пределах установленного жесткого плана; 
• рубль являлся замкнутой валютой в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в советских рублях;

• советские рубли и валютные ценности не могли вывозиться в крупных  размерах из страны советскими и иностранными гражданами, а также юридическими лицами; 
• иностранцам запрещалось приобретать в СССР предприятия, земельную собственность и другую недвижимость;

• основой внешнеэкономических  связей Советского Союза на мировом  социалистическом рынке являлся  переводной рубль, который в отличие  от национальных валют индустриально развитых стран нес основную нагрузку по обслуживанию внешнеторгового оборота СССР.

В то же время система твердых  курсов (с узкими пределами курсовых колебаний, как это имело место  в ЕВС) порождает два эффекта  конвергенции (сближения) экономик различных государств. Первый заключается в том, что твердые курсы вызывают тесную международную связь цен и конъюнктуры, вследствие чего происходит сближение темпов инфляции и синхронизации конъюнктуры. При этом механизм выравнивания платежных балансов ведет к сближению темпов изменения денежной массы на единицу товара, благодаря чему происходит дальнейшее изменение темпов инфляции. Этот эффект можно назвать эффектом экономической конвергенции, который, вместе с тем, не в состоянии вызывать конвергенцию реальных хозяйственных величин (НД, СОП и т.д.), поскольку ограничивается главным образом, монетарными величинами. Второй, косвенный эффект конвергенции, вызываемый твердыми валютными курсами, заключается в конвергенции экономической политики, так как при этой системе существует необходимость долгосрочной поддержки валютных курсов.

Стабилизация валютных курсов ведет  к большей конвергенции цен в  разных странах. Поэтому можно сделать  вывод, что ЕВС вызвала значительную стабилизацию валютных курсов, внесла позитивный вклад в конвергенцию динамики цен в регионе, хотя статистически это невозможно доказать. В то же время введение в 1973 г. механизма плавающих курсов в промышленно развитых странах означало передачу рынку функций определения равновесных валютных курсов. Однако вытекающее из этого возрастание колебаний валютных курсов нарушило стабильность международной торговли, вызвало неравновесие торгового и платежного балансов. Все это требует активной и гибкой валютной политики со стороны центральных банков. Иными словами, особую важность приобретает регулирование валютных курсов.

Существует рыночное и государственное  регулирование валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов  стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется относительно стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики — комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся валютные интервенции, дисконтная политика, протекционистские меры.2

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции—операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель валютных интервенций — изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. 
 
 

Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и  изменение их уровня может служить  показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на “стерилизованные” и “нестерилизованные”. “Стерилизованными” называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной “денежной базы”. Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является “нестерилизованной”. 
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций, доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка, изменение таких фундаментальных экономических показателей, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения (увеличения или уменьшения) денежной массы и другие условия.3

В связи с валютными интервенциями центрального банка на девизном рынке в рамках так называемого “управляемого плавания” возникает вопрос о том, можно ли оказать влияние на валютный курс путем стерилизованных интервенций или интервенций, не изменяющих количество денег центрального банка. С теоретической точки зрения на этот вопрос нельзя дать окончательного ответа. Однако результаты исследований показывают, что с помощью стерилизованных интервенций невозможно оказывать влияние на валютные курсы.

Это означает, что для проведения валютно-курсовой политики в распоряжении государства имеются лишь “классические” инструменты денежной и фискальной политики.

При проведении валютных интервенций  существуют опасения, что главные  причины долгосрочного движения валютных курсов останутся вне поля зрения. Это связано с тем, что импортные ограничения и финансовая поддержка, оказываемая отдельным отраслям в целях их защиты, усиливают валютные риски для незащищенных отраслей, а также товаров и услуг, интегрированных в международный обмен. Эти отрасли будут требовать защиты путем мер денежной политики и сдерживания заработной платы.4

Однако денежная политика и политика в области зарплаты для этой цели непригодны. Лишь демонтаж протекционистских  мер может способствовать уменьшению давления на национальную валюту в сторону повышения ее курса. 
Дисконтная или учетная политика — это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Валютный контроль 

Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) — это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим  законодательством.

Вопросы необходимости границ валютного  контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются  и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине XX в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рынка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка — наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А. Смита), постольку отсутствие мер валютного контроля — необходимое условие быстрого экономического роста.5

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль