Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами, поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Содержание работы

Введение 2
І. Валютное регулирование 3
II. Валютный контроль 9
III.Организация валютного контроля в Российской Федерации 13
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Паспорт импортной сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется в двух экземплярах, которые скрепляются печатями импортера и банка импортера и подписываются от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи по счету импортера в банке импортера, а от имени банка импортера — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит основанием для открытия досье валютного контроля, другой — возвращается импортеру.

Подписание  паспорта импортной сделки банком импортера  означает принятие им обязательств по выполнению функций контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортируемым по данному контракту товарам. В паспорте импортной сделки содержатся сведения об основных условиях внешнеторгового контракта, а именно: сумма контракта, валюта цены и валюта платежа, форма расчета, валютная оговорка (способ расчета курса валюты цены к валюте платежа), дата последнего платежа за импортируемые товары или дата завершения таможенного оформления на территории Российской Федерации. Импортер самостоятельно определяет расчетный срок оплаты импортируемого товара как время между планируемыми датами оплаты товара и завершения таможенного оформления.

По  завершении таможенного оформления импортируемых товаров копия ГТД, заверенная таможенными органами, передается импортеру, который в течение одного календарного месяца с даты завершения таможенного оформления представляет ее в банк импортера, где она помещается в соответствующее досье, что служит подтверждением для банка факта ввоза товара на российскую таможенную территорию.

В ГНИВЦ  ГТК России на основании ГГД составляются учетные карточки импортируемых  товаров, содержащие сведения о перемещении товаров и об условиях расчетов за них. Учетные карточки объединяются в одном реестре, который направляется в банк импортера один раз в 10 календарных дней для идентификации платежей и последующего возврата в ГТК России не позднее указанного контрольного срока возврата вместе с относящимися к ним заполненными карточками платежа. Контрольным сроком возврата учетной карточки в ГТК России считается последний календарный день месяца, получаемый путем прибавления к дате завершения таможенного оформления партии импортируемых товаров.

Учетная карточка заполняется банком с участием самого импортера. В /течение пяти рабочих дней с момента поступления учетной карточки в банк ее бумажная копия направляется импортеру для идентификации платежей, произведенных в оплате товаров, указанных в учетной карточке. Банк импортера осуществляет оплату -импортируемых товаров при условии указания в поручении импортера номера и даты паспорта сделки. Банк импортера не позднее пятнадцатого календарного дня с даты платежа за импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте, поступившей на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее переведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточку платежа (возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных средств, который формируется банком импортера и отправляется в ГТК России при оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств.10

Функции органов валютного контроля в РФ. Основным органом валютного   регулирования   и   валютного   контроля   в   РФ   является Банк России. В его компетенцию входит: (а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; (б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами; (в) устанавление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; (г) устанавление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий; (д) установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их предоставления; (е) подготовка и публикация статистики валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

Главные территориальные управления Банка  России: (а) дают заключения по запросам уполномоченных банков; (б) запрашивают разъяснения Банка России по спорным либо неурегулированным вопросам; (в) анализируют поступающие в их адрес предложения по совершенствованию валютного законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России; (г) направляют соответствующие предложения от своего имени в Банк России.

Функции Правительства РФ по валютному контролю выполняют в основном ГТК России, Минфин России и Министерство экономического развития и торговли России.

Таможенные  органы РФ осуществляют, во-первых, валютный контроль за 'перемещением лицами через  таможенную границу РФ (за исключением  примеров таможенных зон и свободных  складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей и, во-вторых, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Минфину и Министерству по экономическому развитию и торговле России переданы следующие функции Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю: (а) проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций; (б) осуществление межотраслевой координации; (в) обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями, участвующими в регулировании и осуществлении экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В валютном контроле участвуют и другие федеральные  органы исполнительной власти; так, Федеральная  служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней  разведки РФ и Министерство обороны РФ информируют Правительство РФ о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций.11

Меры воздействия за нарушения  валютного законодательства Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами. Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе кредитных организаций, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По  действующему Уголовному кодексу (принят 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ) уголовно наказуемыми являются: (а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174); (б) незаконное получение кредита (ст. 176); (в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177); (г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185); (д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); (е) изготовление пли сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187); (ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); (з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст, 102); (и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.   193).12

Совершение  кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение санкций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 75). К ним относятся: штрафы; ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев; осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению; замена руководителей; реорганизация; изменение обязательных нормативов на срок до шести месяцев; запрет на осуществление остальных банковских операций, предусмотренных лицензией, а также на. открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Требование  об уплате штрафа с указанием срока его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания направляется кредитной организации в форме предписания. Если кредитная организация не выполнит в установленный срок предписание, взыскание штрафа может осуществляться в судебном порядке.

 

Правовой режим валютных операций представляет собой урегулированный  законодательством с помощью  определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преобладания дозволений или запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения, можно выделить соответственно два типа правового режима: общедозволительный (или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой режим разрешительного профиля).

Первый правовой режим основан  на диспозитивных началах, второй -- на императивных.

Правовой режим валютных операций определяющим образом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале государства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валютном регулировании означает и преобладание в составе правовых средств, используемых законодателем, запретов и позитивных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений.13

Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валютные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, -- только в порядке и на условиях, определяемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом правового регулирования валютных операций являлся принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено», который соответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преобладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.

Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по достижению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режима валютных операций.

Действующее валютное законодательство закрепило в качестве одного из принципа регулирования валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на значительное ослабление императивного воздействия на участников валютных операций, административные меры по-прежнему играют существенную роль в механизме валютного регулирования.14

Специфический характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность устанавливать одновременно различные типы правовых режимов для разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний:

валютные операции между резидентами  и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между  резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограничений.

Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении  резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.

В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволительный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».

Валютные операции между резидентами, наоборот, запрещены, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ.

Сочетание правовых средств, используемых для регулирования валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».

Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валюту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за границы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполномоченных банках.

При проведении нерезидентами между собой на территории РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.

Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ограничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.

Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, дифференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения -- ввоз или вывоз, а также статуса лица, осуществляющего такую операцию.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль