Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Введение
Глава 1. Валютный контроль
1.1. Цель и направление валютного контроля
1.2. Органы и агенты валютного контроля
Глава 2. Порядок проведения валютного контроля таможенными органами
2.1. Полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля
2.2. Этапы проведения валютного контроля таможенными органами
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Глава 3. Проблемы и предложения по осуществлению валютного контроля таможенными органами
3.1. Проблемы осуществления валютного контроля таможенными органами
3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля
Заключение
Список использованных источников
Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля. при этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определены Приказом ФТС РФ № 627. Вот их основной перечень:
Таможенные посты – низший уровень организации таможенный системы РФ – участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.
Итак, являясь агентом
валютного контроля, таможенные органы
осуществляют деятельность в данном
качестве на системной основе, посредством
четкого распределения
2.2. Этапы проведения
валютного контроля
Компетенция таможенных органов
РФ как органов и агентов
Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ФТС России совместно с ЦБ России.
Специально для реализации технологии валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров введено 2 новых документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).
При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов.
Первый этап (предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС России сводных форм отчетности.
Второй этап (информационно-аналитический контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки и направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделкам; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне деятельности которых зарегистрированы экспортеры.
Третий этап (окончательный контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ.
Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами, однако, оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях в валюте. Поэтому, к бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки.
Целью проводимого таможенными органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней7.
2.3. Ответственность
за нарушение валютного
Резиденты и нерезиденты,
нарушившие положения актов валютного
законодательства и актов органов
валютного регулирования, несут
ответственность, установленную
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:
Гражданско-правовая ответственность
российских организаций заключается
в недействительности сделок, совершенных
с нарушением положений актов
валютного законодательства РФ и
актов органов валютного
Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки согласно п.1 ст.181 ГК РФ может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее возникновения.
Уголовная ответственность
Руководитель юридического лица несет уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в сумме, превышающей 5 млн. руб., в виде лишения свободы на срок до трех лет (ст.193 УК РФ).
Но стоит заметить, что уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если в ходе судебных разбирательств будет доказано, что противоправные действия совершены умышленно. Кроме того, стоит иметь в виду, что назначение наказания по уголовному праву не освобождает от ответственности по КоАП. Верно и обратное: санкции Кодекса об административных правонарушениях не избавляют от уголовной ответственности.
Административная
Вид нарушения |
Ответственность |
Основание |
1 |
2 |
3 |
Осуществление валютных |
Наложение административного штрафа в размере от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции |
п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ |
Нарушение установленного |
Наложение административного штрафа:
|
п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ |
Невыполнение резидентом
в |
Наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% от суммы неполученных денежных средств |
п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ |
Невыполнение резидентом в
установленный |
Наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% от суммы денежных средств, не возвращенных в РФ |
п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ |
Несоблюдение установленных |
Наложение административного штрафа:
|
п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ |
Недекларирование либо недостоверное
декларирование физическими лицами иностранной
валюты или валюты РФ, перемещаемых через
таможенную |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 руб. |
ст. 16.4 КоАП РФ |
Запрещенные валютные операции, получившие наибольшее распространение:
При малозначительном нарушении фирма может быть освобождена от административной ответственности.9
Правонарушение расценивается как малозначительное в том случае, если не наносит существенного ущерба охраняемым отношениям (п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10). Даже если к моменту обнаружения правонарушения уполномоченными органами организация репатриировала денежные средства по валютному контракту, на нее может быть наложен штраф. Ведь сам факт просрочки платежа по валютному контракту является нарушением валютного законодательства.
Постановление по делу об административном
правонарушении за любое из перечисленных
нарушений валютного
Невыполнение резидентом обязанности по возврату денежных средств в срок не признается длящимся административным правонарушением. Такие разъяснения приведены в письме Генпрокуратуры РФ от 22 июня 2006 г. № 47-13-06. При этом срок привлечения к ответственности за невыполнение обязанности по репатриации (возврату) денежных средств начинает исчисляться со дня, когда истекает срок возврата денежных средств, предусмотренный внешнеэкономическим контрактом.
Как снизить или избежать санкций за нарушение сроков получения денежных средств:
В случае нарушения сроков получения денежных средств российская компания является не столько "виновной", сколько "пострадавшей" стороной. Действительно, помимо того что продавец не может получить деньги, он еще и вынужден платить за это штраф. Что же предпринять с целью уйти от ответственности за чужие недоработки? На помощь приходит постановление Президиума ВАС от 28 апреля 2009 г. № 15714/08.
Итак, экспортера нельзя оштрафовать за несвоевременное поступление на банковский счет выручки в случаях, когда действия экспортера не образуют состава преступления, а именно: