Запреты и ограничения в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является научное осмысление и правовой анализ таможенно-правового института запретов и ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ, обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования процесса перемещения указанных товаров и эффективности привлечения к административной ответственности за нарушение правил такого перемещения, разработка конкретных предложений по решению назревших организационно-правовых проблем деятельности таможенных органов в указанной области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 88.84 Кб (Скачать файл)

            С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза термины "запреты и ограничения" и "меры нетарифного регулирования" получили однозначное определение.

           Под запретами и ограничениями согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

-меры нетарифного регулирования;

- меры, затрагивающие внешнюю  торговлю товарами и вводимые  исходя из национальных интересов;

- особые виды запретов  и ограничений внешней торговли  товарами; 
- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; 
- меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств

членов таможенного союза.

            В настоящее время в соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса таможенного союза при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза.

          Юридическими последствиями несоблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут быть:

-отказ в выпуске товаров;

- начисление таможенных  платежей и пеней (в случаях  несоблюдения в отношении товаров  запретов и ограничений экономического  характера); 
- привлечение к административной ответственности в зависимости от квалифицирующих признаков совершенного деяния по части 3 статьи 16.2 либо по части 1 или по части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

             При этом следует отметить, что отсутствие в период действия ТК ТС РФ однозначно определенного понятия запретов и ограничений создавало некоторые трудности в правоприменительной деятельности таможенных органов и судов.

           Такой пробел в известной степени восполнен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". 
            Пунктом 31 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при применении статьи 16.3 КоАП РФ следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения)

конкретного запрета и (или) ограничения.

           К ограничениям экономического характера, как указал в названном Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации, относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, пункт 1 части 1 статьи 24, статья 26 Закона N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Закона N 164-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (например лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной).         Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (статьи 163, 166, 173 и 187 ТК РФ). 
             К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отнес те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Закона N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). 
           При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в названном Постановлении, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.

           Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

               Вместе с тем, поскольку изменения, коснувшиеся таможенного законодательства, принципиально не повлияли на основные правила и требования, предъявляемые к соблюдению запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, представляется возможным привести в настоящей статье материалы судебной практики, демонстрирующие основные вопросы, возникшие в связи с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу до 1 июля 2010 года, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.

             Оспаривание действий (бездействия), решений таможенных органов, связанных с проверкой соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ 

         Если лицензия на ввоз товара выдана с превышением квоты и признана недействительной с момента ее выдачи, то требование таможенного органа о доначислении неуплаченных таможенных платежей правомерно.

            При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

I. CОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ

 

2.1 Правовое  регулирование стран ВТО и  ТС

 

 

22 августа 2012 г. Россия вступила  в ВТО, став первым представителем  государств-членов Таможенного союза  и Единого экономического пространства (ТС/ЕЭП) в Организации. Одновременно  вступил в силу Договор о  функционировании Таможенного союза  в рамках многосторонней торговой  системы. 

Этот Договор предусматривает, что с даты присоединения России к ВТО положения соответствующих Соглашений, а также обязательства, зафиксированные в протоколе о присоединении России к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Россией органам Евразийской экономической комиссии (Комиссия), и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. 

Комиссия ведет активную работу в целях обеспечения исполнения обязательств России перед ВТО в рамках компетенции, переданной государствами-членами Таможенного Союза на наднациональный уровень по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, разработке таможенного законодательства, защитным мерам, техническому регулированию (разработка и принятие технических регламентов Таможенного союза), санитарным и фитосанитарным мерам, в других сферах. 

 

В рамках законодательной деятельности для исполнения обязательств России перед ВТО Решением Коллегии Комиссии от 31 мая 2012 года № 54 был принят План мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы.

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Однако нормы и правила ВТО создают для российского государства и бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. Многие эксперты указывают на негативные последствия, которые принесет России присоединение к ВТО.

Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов государственных органов, учреждений и предприятий, а также российского бизнеса.

Цели и принципы ВТО. Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

ВТО функционирует во многом так же, как иТАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

-взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

-взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;

-регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

-отказ от использования количественных и иных ограничений;

-транспарентность торговой политики;

-разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

-получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

-устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

-возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС), (см. Таблицу 1). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Условия участия в ВТО. ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот.

Информация о работе Запреты и ограничения в таможенной сфере