Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей территориальной организации транспортной системы России (на примере Пермского края), выявление проблем в данной области и разработка вариантов их решения.
Для достижения данной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «транспортная система»;
определить роль транспортного комплекса в экономике страны и её отдельных регионов;
проанализировать особенности размещения транспорта;
рассмотреть современное состояние транспортной системы Пермского края, выявить проблемы и варианты их решения.
Для снижения выбросов вредных веществ автомобильным транспортом должна существенно измениться структура парков автотранспортных средств Пермского края по нормам Евро(в процентах) в зависимости от сценарных вариантов.
Помимо железнодорожного и автомобильного транспорта развивается и водный.
Внутренний водный транспорт в период до 2030 года в основном сохранит свою специализацию на перевозках массовых навалочных грузов, прежде всего минерально-строительных материалов собственной добычи, минеральных удобрений, соли, руды и ряда других, а также лесных грузов и нефтепродуктов. Различия в объемах перевозок грузов между сценарными вариантами будут обусловлены, главным образом, величиной спроса на перевозки этих товаров со стороны экономики Пермского края, развитием материально-технической базы внутреннего водного транспорта, а также степенью его интеграции в современные логистические цепочки товародвижения.
Перевозки пассажиров также будут различаться по сценарным вариантам в связи с различной прогнозной динамикой численности населения края, средней заработной платы, а также с различными перспективами обновления материально-технической базы.
По пессимистическому сценарному варианту прогнозируется сохранение современных негативных тенденций развития внутреннего водного транспорта Пермского края.
Ожидаемы рост перевозок грузов в 1,9 раза и грузооборота в 2 раза будет обусловлен увеличением транспортировки массовых низкотарифицируемых грузов в основном в границах края и в сообщении с соседними регионами. Продолжится ухудшение конкурентных позиций внутреннего водного транспорта края при осуществлении перевозок в межрегиональном и международном сообщениях.
Сокращение перевозок пассажиров и пассажирооборота внутренним водным транспортом в Пермском крае будет обусловлено низкими темпами обновления пассажирского флота, снижением ценовой доступности перевозок, а также уменьшением объемов перевозок на паромных переправах в связи со списанием значительной части судов из-за физического износа.
По базовому сценарному варианту прогнозируется повышение роли внутреннего водного транспорта в перевозках грузов в регионе. Сохранение тенденций приоритетного развития экспортно-ориентированных сырьевых отраслей экономики региона и меры по обновлению транспортного флота и портового хозяйства позволят увеличить к 2030 году превозки грузов в 2,6 раза, грузооборот – в 3 раза. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в крае и интеграция в неё речных портов и судоходных компаний позволят в период после 2020 года привлечь дополнительные потоки тарно-штучных грузов, контейнеров и других высокотарифицируемых грузов и таким образом повысить уровень конкуренции на рынке транспортных услуг и увеличить эффективность межрегиональных и международных перевозок грузов отраслей специализации региона.
Незначительный рост превозок пассажиров (на 7%) и пассажирооборота (на 18%) будут обусловлены увеличением платежеспособного спроса населения на транспортные, прогулочные и в меньшей мере на экскурсионно-туристские маршруты.
По оптимистическому сценарному варианту прогнозируется рост перевозок грузов во всех видах сообщений – внутрирегиональном, межрегиональном и международном, что станет возможным благодаря обновлению транспортного флота, в том числе компаний, базирующихся в Пермском крае, реконструкции речных портов и их интеграции с объектами транспортно-логистической инфраструктуры. В результате уже к 2015 году внутренний водный транспорт сможет повысить свою конкурентоспособность и частично диверсифицировать номенклатуру перевозимых грузов, повысив в общем объеме перевозок долю тарно-штучных грузов и контейнеров.
По этому варианту к 2030 году ожидается рост перевозок грузов водным транспортом в 3,4 раза, грузооборота – в 4,4 раза.17
Рост объемов пассажирских перевозок на 36% и пассажирооборота на 53% обусловлен прогнозируемым увеличением спроса населения на все виды перевозок – транспортные, прогулочные, экскурсионно-туристские. В составе последних будет возрастать доля перевозок в межрегиональном сообщении.
Таблица 2.5.
Прогноз динамики основных показателей внутреннего водного транспорта Пермского края до 2030 г. по сценарным вариантам 18
2008 |
2015 |
2020 |
2030 | |
Пессимистический вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
7,3 |
7,0 |
9,2 |
13,7 |
Грузооборот, млн.ткм |
2865 |
2564 |
3517 |
5821 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,59 |
0,51 |
0,53 |
0,55 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
26,3 |
23,5 |
24,0 |
25,7 |
Базовый вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
7,3 |
7,7 |
11,2 |
19,0 |
Грузооборот, млн.ткм |
2865 |
3204 |
5170 |
8528 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,59 |
0,52 |
0,55 |
0,63 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
26,3 |
24,0 |
25,7 |
31,1 |
Оптимистический вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
7,3 |
7,9 |
11,5 |
25,0 |
Грузооборот, млн.ткм |
2865 |
3288 |
5292 |
12492 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,59 |
0,53 |
0,61 |
0,80 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
26,3 |
24,2 |
28,2 |
40,2 |
Развитие внутреннего
водного транспорта должно осуществляться
в целях повышения его
Для этого необходимо
осуществление следующих
Строительство новых причалов и терминалов в речном порту города Перми, модернизация портов Березники, Левшино и Чайковский.
В порту города
Перми требуется развитие Заостровского
грузового района, в котором будут
сосредоточены все
Целесообразно развитие взаимодействие речных портов с крупными отечественными и зарубежными логистическими компаниями для привлечения грузов на внутренний водный транспорт.
Для обеспечения прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров необходимо обновление и пополнение транспортного флота судоходных компаний внутреннего водного транспорта, базирующихся в Пермском крае.
Обновление
флота позволит увеличить
В зимний период необходимо обеспечить безопасное функционирование традиционных ледовых переправ через реки Каму, Чусовую, Вишеру, Колву и Сылву.
Реализация мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта Пермского края позволит повысить его роль в транспортном обеспечении региона.
Воздушный транспорт играет не малую роль в транспортной системе, поэтому развитие этого вида транспорта тоже очень важно для края.
Перспективы развития воздушного транспорта Пермского края будут определяться ростом деловой активности в регионе, повышением мобильности населения, темпами развития предприятий новой экономики, которые существенно различаются по сценарным вариантам. Однако по всем сценарным вариантам прогнозируется значительный рост перевозок грузов и пассажиров воздушным транспортом, что определяется долгосрочными устойчивыми тенденциями в России и в мире в целом. В то же время темпы роста перевозок воздушным транспортом в Пермском крае будут ниже общероссийских показателей на 30-40% в зависимости от сценарного варианта.
По пессимистическому варианту предполагается рост перевозок пассажиров в 1,45 раза, пассажирооборота – в 1,6 раза, авиационная подвижность возрастет с 0,26 до 0,43 поездки на одного жителя края в год.19 Рост перевозок будет происходить за счет увеличения пассажиропотока на внутренних воздушных линиях, география которых не претерпит существенных изменений.
Прогнозируется
рост перевозок грузов и грузооборота
в 2 раза. Основной прирост перевозок
ожидается в период после 2015 года,
что будет связано с возобновле
По базовому сценарному варианту предполагается рост перевозок пассажиров в 1,74 раза, пассажирооборота – в 2 раза, авиационная подвижность возрастет до 0,45 поездки га одного жителя края в год. Рост перевозок будет происходить в основном за счет увеличения пассажиропотока на внутренних воздушных линиях, ожидается также увеличение международных перевозок. В период до 2020 года география перевозок не претерпит существенных изменений. В период после 2020 года может начаться процесс восстановления сети аэродромов местного значения, которые были утрачены в постсоветское время.
Прогнозируется рост перевозок грузов в 2,7 раза и грузооборота в 2,4 раза. Основной прирост перевозок, как и в пессимистичном варианте, ожидается в период после 2015 года, что будет связано с возобновлением экономического роста.
По оптимистичному сценарному варианту предполагается рост перевозок пассажиров и пассажирооборота в 2,3 раза, авиационная подвижность возрастет до 0,6 поездки на одного жителя края в год. Рост перевозок будет происходить как за счет увеличения пассажиропотока на внутренних воздушных линиях, включая развитие перевозок малой авиацией в сообщении с восстанавливаемой сетью региональных аэродромов, так и в результате увеличения международных перевозок, в том числе по регулярным воздушным линиям.
Прогнозируется рост перевозок грузов в 3,8 раза и грузооборота в 3,3 раза.
Уже к 2015 году прогнозируется рост грузопотока через аэропорт «Большое Савино» более чем на 40%, а к 2030 году объем перевозок возрастет ещё в 2,7 раза.
Таблица 2.6.
Прогноз динамики основных показателей воздушного транспорта Пермского края до 2030 г. по сценарным вариантам20
2008 |
2015 |
2020 |
2030 | |
Пессимистический вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
0,0029 |
0,0035 |
0,0046 |
0,0059 |
Грузооборот, млн.ткм |
14 |
19 |
26 |
28 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,69 |
0,65 |
0,8 |
1,0 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
2049 |
2253 |
2424 |
3304 |
Базовый вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
0,0029 |
0,0038 |
0,0046 |
0,0059 |
Грузооборот, млн.ткм |
14 |
18 |
24 |
34 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,69 |
0,72 |
0,94 |
1,2 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
2049 |
2053 |
2586 |
4032 |
Оптимистический вариант |
||||
Перевозки грузов, млн.т |
0,0029 |
0,0041 |
0,0061 |
0,0109 |
Грузооборот, млн.ткм |
14 |
21 |
28 |
46 |
Перевозки пассажиров, млн.чел |
0,69 |
0,76 |
1,1 |
1,6 |
Пеассажирооборот, млн.пасс.-км |
2049 |
2164 |
3026 |
4744 |
В рамках комплексного
развития транспортных узлов Пермского
края и развития межрегиональных
транпортно-экономических
В перспективе должны быть созданы условия для развития аэропорта «Большое Савино» до уровня, конкурентоспособного с мировыми аналогами.
Значение аэропорта «Большое Савино» значительно повысится после создания к 2012 году на его базе комплекса по техническому обслуживанию и ремонту среднемагистральных самолетов «Суперджет».
Для исключения
пролетов воздушных судов гражданской
и государственной авиации над
городом Пермью при осуществлении
взлетов и посадок, потребуется
строительство новой
Развитие аэропорта позволит обеспечить прогнозируемые пассажиро- и грузопотоки, повысить качество обслуживания и безопасность пассажиров, снизить экологическую нагрузку, обеспечить необходимую транспортную доступность для компаний новой экономики , повысить уровень налоговых доходов от развития авиационной деятельности.
Улучшение качества
и увеличение количества полезных площадей
аэровокзального комплекса
Развитие грузовых
перевозок воздушным
В рамках развития авиационной деятельности в Пермском крае и с учетом развития сети региональных аэродромов целесообразно сохранение и развитие вертолетных перевозок в крае, осуществляемых с целями:
Информация о работе Анализ территориальной организации транспортной системы России