Анализ территориальной организации транспортной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей территориальной организации транспортной системы России (на примере Пермского края), выявление проблем в данной области и разработка вариантов их решения.
Для достижения данной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «транспортная система»;
определить роль транспортного комплекса в экономике страны и её отдельных регионов;
проанализировать особенности размещения транспорта;
рассмотреть современное состояние транспортной системы Пермского края, выявить проблемы и варианты их решения.

Файлы: 1 файл

Попова К. - Курсовая_ТОН (15.05.2012).doc

— 6.92 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский  политехнический университет»

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра государственное управление и истории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Территориальная организация населения

НА ТЕМУ

Анализ территориальной организации  транспортной системы России

(на примере Пермского края)

 

Выполнил:

Студент факультета ГУМ группы ГМУ-10-2

Ф.И.О. Попова Ксения Владимировна.

Подпись(______________)

Проверил:

ассистент кафедры ГУиИ

Ф.И.О. Шевилева Екатерина Евгеньевна

Оценка_______________

Подпись(______________)

 

Пермь 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Совершенствование транспортной инфраструктуры одно из наиболее актуальных стратегических направлений  развития любой территории. В России такое совершенствование позволяет реализовать потенциал уникального транспортно-географического положения в целях структурной перестройки экономики, повысить роль страны в целом и её регионов в усилении интеграционных связей между Европой и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В условиях экономического роста транспорт рассматривается  не только как отрасль, перевозящая  грузы и людей, а в первую очередь, как межотраслевая система, преобразующая  условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения региона.

Однако, сегодня в области транспорта существует ряд серьезных проблем: устаревание оборудования, высокая стоимость перевозок, низкое качество услуг и др.

При этом без  устойчивой работы транспортной системы  и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения рисков хозяйственной деятельности на территориях различного уровня.

Следуя сказанному, можно констатировать, что решение вышеизложенных проблем в области транспорта сегодня должно стать одной из приоритетных задач развития как России в целом, так и её регионов.

Целью настоящей  курсовой работы является анализ особенностей территориальной организации транспортной системы России (на примере Пермского края), выявление проблем в данной области и разработка вариантов их решения.

Для достижения данной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «транспортная система»;
  2. определить роль транспортного комплекса в экономике страны и её отдельных регионов;
  3. проанализировать особенности размещения транспорта;
  4. рассмотреть современное состояние транспортной системы Пермского края, выявить проблемы и варианты их решения.

Объект исследования – транспортная система.

Предмет исследования – территориальная организация транспортной системы Пермского края.

Основными методами исследования при написании курсовой работы выступили анализ и синтез, индукция и дедукция. Кроме того, был использован системный подход при анализе особенностей организации основных отраслей транспортной системы как элементов транспортного комплекса.

Источниковую  базу исследования составили Видяпин В.И., Брайловский Е.О., Симагин Ю.А., где изложены понятие и структура транспортного комплекса, охарактеризованы проблемы и перспективы развития транспортного комплекса сегодня как в России, так и за рубежом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

 

 

  • 1.1. Сущность транспортного комплекса и его значение для развития территории

 

 

 

В любой стране, и особенно в огромной по территории России, существенное воздействие на эффективность производства оказывает  транспортная составляющая. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. Транспорт также является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (13% от общего их расхода).

Значение транспорта определяется его ролью в территориальном  разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможны без транспортной системы. Транспорт способствует рациональному размещению производительных сил, углублению специализации регионов, является основой формирования их экономических взаимосвязей.

Значим транспорт  и в укреплении обороноспособности страны.

Транспорт - совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.1

Транспортный  комплекс — один из компонентов  системы территориальной организации населения и производительных сил. Транспортный комплекс может быть описан как совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами2.

Транспортные узлы — пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними3.

Транспортный  комплекс является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры.4

Транспортная  инфраструктура - совокупность всех отраслей и предприятий транспорта: как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание, вкупе с дорожной инфраструктурой.5

Наиболее часто  при исследованиях транспортного комплекса уделяют внимание развитию его отдельных отраслей.

Отраслевая  структура транспортного комплекса  представлена следующими видами транспорта:

  • железнодорожным,
  • автомобильным,
  • воздушным,
  • трубопроводным,
  • морским
  • речным.6

Взаимодействуя  между собой, они образуют единую транспортную систему России.

Транспортная  система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.7 Главная цель развития транспортной системы — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах.

Подводя итог, следует  отметить, что транспортные сети дают возможность поддерживать равновесие в пространственном взаимодействии промышленности, сельского хозяйства  и сферы обслуживания населения, компенсируют недостатки комплексного развития, несбалансированность комплексов. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбалансированная транспортная система — необходимое условие стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.

Следовательно, роль транспорта в территориальной  структуре общества будет возрастать (Таблица 1.1). А потому транспортная система как элемент экономики требует особого внимания с точки зрения исследования её потенциала и его дальнейшего использования для развития страны и её регионов.

Транспорт — одна из основных отраслей материального производства. На транспорте, как в добывающей и обрабатывающей промышленности и  в сельском хозяйстве, создается  стоимость.8

В отраслевой структуре экономики транспорт выделяется как отрасль материального производства, хотя он не создает материальные блага, а лишь перемещает их от производителя к потребителю. Правомерность включения транспорта в производственную сферу обусловлена учетом следующих обстоятельств:

1) перевозка грузов – это прямое продолжение производственной деятельности, так как продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только тогда, когда он доставлен потребителю;

2) транспорт, сам не производя продукт, активно участвует в его создании, обеспечивая материальное производство сырьем, материалами, оборудованием и т.п.;

3) продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов, а также людей, осуществляющих поездки с трудовыми целями. При этом создается новая стоимость в виде транспортных издержек, которая как транспортная составляющая включается в себестоимость произведенной продукции.

Максимальный объем  грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился.

Для России с ее значительными  континентальными пространствами, суровым  климатом и крупными перевозками  грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями. Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г.

Таблица 1.1.

  • Грузооборот основных видов транспорта России (в млрд. т/км)9

Виды транспорта

1995

2000

2005

2007

Все виды транспорта,

в том числе:

3 688 1

3 638 1

4 676 1

4915

железнодорожный

214

373

858

2090

трубопроводный

1 899

1 916

2 474

2465

автомобильный

156

153

194

206

морской

326

122

60

65

внутренний  водный

91

71

87

86

воздушный

1,6

2,5

2,8

3,4


 

Таким образом, транспорт вполне обоснованно может рассматриваться как отрасль материального производства, так как он не только участвует в производстве материальных благ, обеспечивая предприятия сырьем, материалами и оборудованием, но и создает новую стоимость, продолжая процесс производства на стадии продвижения произведенной продукции к потребителю.

Специфика транспорта как отрасли материального производства состоит в следующем:

  1. создаваемая на транспорте стоимость заключается именно в перемещении грузов и пассажиров. Причем создание и потребление этой стоимости не разделяется во времени и пространстве, а происходит синхронно, в одно и то же время, в одном и том же месте;
  2. приращение капитала на транспорте всегда происходит только в денежной форме, а не в товарной, как в промышленности и сельском хозяйстве;
  3. как и в других отраслях экономики, цена транспортной продукции формируется на основе  закона стоимости, принимая при этом особую форму тарифов и фрахтов;
  4. количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния;
  5. транспорт вовсе не потребляет природного сырья, зато использует огромное количество топлива, электроэнергии, стали, синтетического каучука, смазочных масел и других материалов;
  6. наконец, специфическими являются и формы размещения. Для транспорта характерны только линейные, неразрывные формы размещения, тогда как для промышленности – дискретные, а для сельского хозяйства –площадные.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Он обеспечивает потребности населения, а кроме того создает новую стоимость. Однако, различные виды транспорта по-разному участвуют в экономике территории. Рассмотрим особенности основных видов транспорта подробнее.

  • 1.2 Основные виды транспорта и их особенности

  •  

     

    Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.10 Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

    В отличие от других видов транспортных соединений, железнодорожный транспорт характеризуется надежностью, регулярностью, универсальностью, возможностью перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий.

    Информация о работе Анализ территориальной организации транспортной системы России