Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 09:55, курсовая работа
Исходные данные
Тип двигателя и его назначение - бензиновый для легкового автомобиля
Диаметр цилиндра, D, м - 0,082
Ход поршня, S, м - 0,07
Число цилиндров, i - Р-4
Частота вращения коленчатого вала, n, 1/мин - 5800
Исходные данные………………………………………………………. 4
1. Тепловой расчёт …………………………………………………….. 4
1.1. Параметры рабочего тела……………………………………….. 4
1.2. Параметры остаточных газов…………………………………… 5
1.3. Процесс впуска (0 £ j £ 180°)…………………………………….. 5
1.4. Процесс сжатия (180° £ j £ 360°)……………………………….. 7
1.5. Процесс сгорания……………………………………………….. 7
1.6. Процессы расширения (360° £ j £ 540°)………………………. 8
1.7. Расчет четвертого такта (очистка цилиндра) (540° £ j £ 720°).. 8
1.8. Индикаторные параметры рабочего цикла ……………………. 9
1.9. Эффективные показатели двигателя …………………………… 9
1.10. Построение индикаторной диаграммы……………………….. 10
1.11. Тепловой баланс двигателя……………………………………. 15
2.Построение внешней скоростной характеристики двигателя……… 16
3.Кинематический расчет………………………………………………. 18
4. Динамический расчёт………………………………………………… 1
4.1. Силы давления газов……………………………………………… 18
4.2. Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма…. 19
4.3. Удельные и полные силы инерции………………………………. 19
4.4. Удельные суммарные силы ……………………………………… 20
4.5. Крутящие моменты……………………………………………….. 25
4.6. Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала….. 26
5.Расчет основных деталей двигателя………………………………….. 29
5.1.Расчет поршневой группы………………………………………… 29
5.1.1. Расчет поршня………………………………………………… 29
5.1.2.Расчет поршневого кольца…………………………………… 32
5.1.3. Расчет поршневого пальца…………………………………… 33
5.2.Расчет шатунной группы………………………………………….. 35
5.2.1.Расчет поршневой головки……………………………………… 35
5.2.2. Расчет стержня шатуна………………………………………… 40
6.Расчет масляного насоса……………………………………………….. 42
7.Расчет водяного насоса системы охлаждения……………………….. 43
Список использованной литературы…………………………………… 45
Определим координаты характерных точек индикаторной диаграммы
Координаты характерных точек Таблица 5
Наименование |
Обозначение |
Положение точки |
j° |
Sj |
Sc+Sj |
Начало открытия впускного клапана |
a' |
18° до ВМТ |
18° |
2,1 |
10,7 |
Закрытие впускного клапана |
a" |
60° после НМТ |
120° |
55,8 |
64,4 |
Начало открытия выпускного клапана |
b' |
55° до НМТ |
125° |
58 |
66,6 |
Закрытие выпускного клапана |
b" |
25° после ВМТ |
25° |
4,1 |
12,7 |
Подача искры |
c' |
35° до ВМТ |
35° |
7,8 |
16,4 |
Конец задержки воспламенения |
f |
30° до ВМТ |
30° |
5,8 |
14,4 |
1.11. Тепловой баланс двигателя
Общее количество теплоты, введенной в двигатель:
Q0 = Нu*Gт/3,6= 44000*20,5/3,6 = 250555 Дж/с;
Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с:
Qе=1000*Ne=1000*76,8=76800 Дж/с
Теплота, передаваемая охлаждающей среде:
Qв=c*i*D1+2m*nm*(Нu-DHu)/(a*Hu
= 0,48*4*81+2*0,65*58000,65*(
где
с = (0,45¸0,53) – коэффициент пропорциональности;
i = 4 – число цилиндров;
D – диаметр цилиндра, см;
m = (0,6¸0,7) – показатель степени;
n = 5800 об/мин – частота вращения коленчатого вала.
Теплота, унесённая с отработавшими газами:
где табл.3.8. [1].
при a = 0,95 и tr = Tr –273 = 1000 –273 = 727°C
где
табл. 3.6. [1] (воздух) при tк = T0 – 273 = 288 – 273 = 15°C
Неучтённые потери теплоты:
Qост=Qо-( Qе+ Qr + Qв ) = 250555 - (76800 + 71814 + 62687) = 39254 Дж/с
2.Построение внешней
скоростной характеристики
Для построения внешней скоростной характеристики двигателя принимаем:
nmin = 800 об/мин – минимальная частота вращения коленчатого вала;
nн = 5800 об/мин – номинальная частота вращения коленчатого вала;
nmax = (1,05…1,2)*nн = 1,1*5800 =6090…6960 об/мин = 6500 об/мин – максимальная частота вращения коленчатого вала.
Расчет эффективной мощности ведем по формуле
Ne = 76,8 кВт
Удельный эффективный расход топлива определим по формуле
geH = 267 г/(кВт*ч)
Часовой расход топлива Gт = geх * Neх *10-3 кг/ч
Эффективный крутящий момент Me = 9554*Nex /nx
Расчеты сводим в таблицу 6.
Расчет внешней характеристики двигателя Таблица 6
Частота вращения коленчатого вала, n, об/мин |
700 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
6500 |
Эффективная мощность двигателя, Ne, кВт |
10,3 |
15,1 |
32,5 |
49,6 |
64,3 |
74,1 |
76,6 |
74,4 |
Удельный эффективный |
286 |
273 |
242 |
226 |
226 |
243 |
275 |
297 |
Часовой расход топлива, Gт, кг/ч |
2,93 |
4,13 |
7,85 |
11.2 |
14,6 |
18 |
21 |
22,1 |
Крутящий эффективный момент, Ме, Н*м |
140 |
145 |
155 |
158 |
154 |
142 |
122 |
109 |
3.Кинематический расчет
Радиус кривошипа R = S/2 = 70/2 = 35 мм
Принимаем l = R/Lш =0,25
Длина шатуна Lш = R/0,25 = 35/0,25 = 140 мм
Перемещение поршня определим по формуле
Скорость поршня определим по формуле
w = p*nH/30 = p*5800/30 = 607 рад/с
Ускорение поршня
jп = w2*R*[cosj + l*cos(2*j)] = 12896*[cosj+0,25*cos(2*j)]
Расчеты сводим в таблицу 7.
Таблица 7
Угол поворота j, град. |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
360 |
Перемещение поршня, Sп, мм |
0 |
5,8 |
20,8 |
39,4 |
55,8 |
66,4 |
70 |
66,4 |
55,8 |
39,4 |
20,8 |
5,8 |
0 |
Скорость поршня, uп, м/с |
0 |
12,9 |
20,7 |
21,2 |
16,1 |
8,3 |
0 |
-8,3 |
-16,1 |
-21,1 |
-20,7 |
-12,9 |
0 |
Ускорение поршня, jп, м/с2 |
16120 |
12780 |
4836 |
-3224 |
-8060 |
-8500 |
-9672 |
-9556 |
-8060 |
-3224 |
4836 |
12780 |
16120 |
4. Динамический расчёт
4.1. Сила давления газов
Избыточное давление газов на поршень определим по формуле
Dрг = рг – р0
Аналитически строим развернутую индикаторную диаграмму по углу кривошипа (рис.4.1). Расчет в таблице 4.1.
4.2. Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
По табл.8.1. [1] с учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, рядного расположения цилиндров и достаточно высокого значения pz устанавливаются:
- масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято m'п= 100 кг/м2)
mп=m'п*F п= 100*52,8*10-4 = 0,528 кг;
-масса шатуна (для стального кованого шатуна принято m'ш= 150кг/м2)
mш=m'ш*F п=150*52,8*10-4 = 0,792 кг;
-масса неуравновешенных
mк=m'к*F п=140*52,8*10-4 = 0,739 кг.
-масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
mш.п=0,275*mш=0,275*0,792=0,
-масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:
mш.к=0,725*mш=0,725*0,792 = 0,574 кг.
-массы, совершающие возвратно-
mj= mп+ mш.п= 0,528 + 0,218 = 0,746 кг.
-массы, совершающие
mRS= mк+ mш.к= 0,739 + 0,574 = 1,313 кг
4.3 Удельные и полные силы инерции
Удельные силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс:
pj=-j*mj/Fп=-j*0,746*10-6/52,
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна
KRш=-mш.к*R*ω2=- 0,574*0,035*6072*10-3=- 7,402 кН.
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа
KRк=-mк*R*ω2=- 0,739*0,035*6072*10-3= - 9,53 кН.
Центробежная сила инерции вращающихся масс
КR = KRш + KRк = -7,402 – 9,53 = - 16,93 кН
4.4 Удельные суммарные силы
Удельная сила, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
р = Δрг + рj, МПа
Удельная нормальная сила рN = р*tgβ, МПа
Значения tg β определяют для λ=0,25 по табл.8.2. [1].
Удельная сила, действующая вдоль шатуна: ps=p*(1/cos β), МПа
Удельная сила, действующая по радиусу кривошипа:
pk=p*cos(φ+β)/cosβ, МПа
Удельная и полная тангенциальные силы:
pT = p*sin(φ+β)/cosβ, МПа Т = рТ*Fп= рТ*94,98*10-1, кН
Результаты расчетов заносим в таблицу 8. По результатам расчета строим диаграммы (Рис.4¸ )
Динамический расчет сил Таблица 8
j, град |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
360 |
380 |
390 |
420 |
450 |
480 |
510 |
540 |
570 |
600 |
630 |
660 |
690 |
720 |
рг, МПа |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,1 |
0,12 |
0,19 |
0,36 |
0,95 |
6 |
6,82 |
4,22 |
1,73 |
0,94 |
0,65 |
0,54 |
0,5 |
0,22 |
0,106 |
0,106 |
0,106 |
0,106 |
0,106 |
Dрг, МПа |
-0,014 |
-0,014 |
-0,014 |
-0,014 |
-0,014 |
-0,014 |
-0,014 |
0 |
0,02 |
0,09 |
0,26 |
0,85 |
5,9 |
6,72 |
4,12 |
1,63 |
0,84 |
0,55 |
0,44 |
0,4 |
0,12 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
jп , м/с2 |
16120 |
12780 |
4836 |
-3224 |
-8060 |
-8500 |
-9672 |
-9556 |
-8060 |
-3224 |
4836 |
12780 |
16120 |
14588 |
12780 |
4836 |
-3224 |
-8060 |
-8500 |
-9672 |
-9556 |
-8060 |
-3224 |
4836 |
12780 |
16120 |
рj, МПа |
-2,27 |
-1,8 |
-0,68 |
0,45 |
1,14 |
1,35 |
1,36 |
1,35 |
1,14 |
0,45 |
-0,68 |
-1,8 |
-2,27 |
-2,06 |
-1,8 |
-0,68 |
0,45 |
1,14 |
1,35 |
1,36 |
1,35 |
1,14 |
0,45 |
-0,68 |
-1,8 |
-2,27 |
р, МПа |
-2,29 |
-1,82 |
-0,7 |
0,44 |
1,12 |
1,33 |
1,35 |
1,35 |
1,16 |
0,54 |
-0,42 |
-0,95 |
3,63 |
4,66 |
2,32 |
0,95 |
1,29 |
1,69 |
1,79 |
1,76 |
1,47 |
1,14 |
0,46 |
-0,68 |
-1,8 |
-2,27 |
tg b |
0 |
0,13 |
0,22 |
0,26 |
0,22 |
0,13 |
0 |
-0,13 |
-0,22 |
-0,26 |
-0,22 |
-0,13 |
0 |
0,09 |
0,13 |
0,22 |
0,26 |
0,22 |
0,13 |
0 |
-0,13 |
-0,22 |
-0,26 |
-0,22 |
-0,13 |
0 |
b (рад) |
0 |
0,125 |
0,217 |
0,251 |
0,217 |
0,125 |
0 |
-0,125 |
-0,217 |
-0,251 |
-0,217 |
-0,125 |
0 |
0,086 |
0,125 |
0,217 |
0,251 |
0,217 |
0,125 |
0 |
-0,125 |
-0,217 |
-0,251 |
-0,217 |
-0,125 |
0 |
рN, МПа |
0 |
-0,23 |
-0,15 |
0,11 |
0,25 |
0,17 |
0 |
-0,17 |
-0,25 |
-0,14 |
0,09 |
0,15 |
0 |
0,4 |
0,29 |
0,21 |
0,33 |
0,37 |
0,23 |
0 |
-0,18 |
-0,25 |
-0,12 |
0,15 |
0,23 |
0 |
рS, МПа |
-2,29 |
-1,83 |
-0,71 |
0,45 |
1,15 |
1,34 |
1,35 |
1,36 |
1,18 |
0,56 |
-0,43 |
-0,96 |
3,63 |
4,68 |
2,34 |
0,97 |
1,34 |
1,73 |
1,8 |
1,76 |
1,48 |
1,17 |
0,48 |
-0,69 |
-1,81 |
-2.27 |
рк, МПа |
-2,29 |
-1.46 |
-0,22 |
-0,11 |
-0,78 |
-1.24 |
-1,35 |
-1,25 |
-0,8 |
-0,14 |
-0,13 |
-0,75 |
3,63 |
4,24 |
1,86 |
0,29 |
-0,33 |
-1,16 |
-1,66 |
-1,76 |
-1,36 |
-0,79 |
-0,12 |
-0,21 |
-1,44 |
-2,27 |
рт, МПа |
0 |
-1,11 |
-0,68 |
0,44 |
0,85 |
0,52 |
0 |
-0,53 |
-0,87 |
-0,54 |
0,41 |
0,61 |
0 |
1,97 |
1,41 |
0,93 |
1,29 |
1,28 |
0,7 |
0 |
-0,57 |
-0,86 |
-0,46 |
0,66 |
1,09 |
0 |
Т, кН |
0 |
-5,8 |
-3,6 |
2,3 |
4,5 |
2,8 |
0 |
-2,8 |
-4,6 |
-2,9 |
2,2 |
3,2 |
0 |
10,4 |
7,5 |
4,9 |
6,8 |
6,7 |
3,7 |
0 |
-3 |
-4,6 |
-2,4 |
3,5 |
5,8 |
0 |
Мкр.ц., Н*м |
0 |
-204 |
-126 |
81 |
157 |
96 |
0 |
-97 |
-162 |
-101 |
76 |
113 |
0 |
364 |
261 |
171 |
239 |
236 |
129 |
0 |
-106 |
-160 |
-85 |
122 |
202 |
0 |
4.5. Крутящие моменты
Крутящий момент одного цилиндра определим по формуле
Мкр.ц=Т*R=T*0,055*103 Н.м.
Результат расчета в таблице 8.
Период изменения крутящего
момента четырехтактного
θ = 720/i = 720/ 4 = 1800.
Суммирование значений крутящего моментов всех трех цилиндров двигателя осуществляется табличным методом через каждые 300 угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр
Расчет сводим в таблицу 9
Таблица 9
j, град |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 | |
1 цилиндр |
j кривошипа, град |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
Мкр.ц., Н*м |
0 |
-204 |
-126 |
81 |
157 |
96 |
0 | |
2 цилиндр |
j кривошипа, град |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
360 |
Мкр.ц., Н*м |
0 |
-97 |
-162 |
-101 |
76 |
113 |
0 | |
3 цилиндр |
j кривошипа, град |
360 |
390 |
420 |
450 |
480 |
510 |
540 |
Мкр.ц., Н*м |
0 |
261 |
171 |
239 |
236 |
129 |
0 | |
4 цилиндр |
j кривошипа, град |
540 |
570 |
600 |
630 |
660 |
690 |
720 |
Мкр.ц., Н*м |
0 |
-106 |
-160 |
-85 |
122 |
202 |
0 | |
Мкр., Н*м |
0 |
-146 |
-227 |
134 |
591 |
540 |
0 |