Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:28, реферат
Транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. Исторически развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом и отдельных ее регионов в частности. К началу 90-х годов XX века в России существовала развитая транспортная система. Она обеспечивала мобильность населения, взаимосвязи между регионами, внутренние экономические связи и внешнюю торговлю.
Автотранспортный комплекс России в рыночной экономике
Фасхиев Х. А. д. т.н., Нуретдинов Д. И. к. т.н., Гарифов А. Г.
КамПИ, ГАТП-500 г. Набережные Челны
АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Часть 1
Транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. Исторически развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом и отдельных ее регионов в частности. К началу 90-х годов XX века в России существовала развитая транспортная система. Она обеспечивала мобильность населения, взаимосвязи между регионами, внутренние экономические связи и внешнюю торговлю.
К
началу 1992 г. в экономике накопилась
огромная масса денег, не обеспеченная
товарами, что стало причиной интенсивного
роста цен (табл. 1). Предприятия, не имеющие
опыта работы в условиях инфляции,
не сумели выработать эффективные механизмы
борьбы с отрицательным воздействием
инфляции на результаты финансово-хозяйственной
деятельности. Большое количество транспортных
предприятий осталось в сложном
финансовом положении. Финансово-кредитные
организации c учетом инфляции устанавливали
высокие проценты по кредитам и займам.
Для многих предприятий, особенно производственной
сферы, кредиты становились
Таблица 1
Темпы прироста основных социально-экономических показателей России за 1995-2003 гг., % [1]
Показатель |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
1. ВВП |
-4,1 |
0,9 |
-4,9 |
3,5 |
7,7 |
5,0 |
4,3 |
6,7 |
2. Объем промышленной продукции |
-3,0 |
2,0 |
-5,2 |
8,1 |
9,0 |
4,9 |
3,9 |
6,9 |
4. Оборот розничной торговли |
-7,0 |
2,0 |
-3,3 |
-7,7 |
8,5 |
10,8 |
9,3 |
34,4 |
5. Инвестиции |
-10 |
-5,0 |
-7,0 |
5,0 |
17,4 |
8,7 |
2,6 |
13,9 |
6. Экспорт |
18 |
-2 |
-15,6 |
-3,1 |
23,0 |
-2,0 |
4,4 |
30,6 |
7. Импорт |
15 |
9 |
-14,9 |
-33,8 |
5,0 |
19,0 |
12,0 |
35,1 |
8. Реальные доходы населения |
-13 |
3,4 |
-18,1 |
-15,1 |
9,5 |
5,9 |
8,8 |
13,2 |
9. Инфляция |
105 |
11,0 |
84,4 |
36,5 |
20,5 |
18,5 |
15,1 |
12,8 |
10. Объем грузоперевозок |
-13,5 |
-10,4 |
-7,7 |
2,8 |
6,0 |
3,1 |
2,0 |
5,5 |
11. Объем перевозок |
-18 |
-25,3 |
-21 |
1,7 |
4 |
3,3 |
0,8 |
2,7 |
12. Объем производства грузовых автомобилей |
-13,1 |
7,1 |
-2,8 |
23,4 |
5,2 |
-6,6 |
-1,5 |
10,2 |
13. Индекс потребительских цен |
2,3 |
1,1 |
1,8 |
1,4 |
1,21 |
1,18 |
1,14 |
1,12 |
Состояние дел на транспорте тесно взаимосвязано с развитием отраслей народного хозяйства. Общий кризис в экономике самым негативным образом отразился и на автотранспортном комплексе. Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки (табл.2). Грузоперевозки автотранспортом за 1992-1999 гг. снизились с 2,61 млрд. тонн до 0,60 млрд. тонн, т. е. в 4,4 раза. Снижение объемов перевозок поставило многие транспортные предприятия на грань банкротства. Так, в 1998 г. в транспортном комплексе 59 % предприятий были убыточными.
Таблица 2
Основные показатели работы транспортного комплекса
России на период с 1990-2000 гг. [1]
Показатели |
1990 |
1995 |
1999 |
2000 |
1. Численность населения, млн. чел. 2.Валовый внутренний продукт (ВВП) (в текущих ценах), млрд. руб. 3. ВВП, приходящийся на одного жителя в год, тыс. руб. 4. Грузооборот, приходящийся на одного жителя в год, тыс. км 5. Грузооборот транспортного комплекса, млрд. т·км 6. Железнодорожный всего, млрд. ткм, в том числе: — международные перевозки — промышленный транспорт 7. Морской, млрд. т·км, всего, в том числе международные перевозки 8. Внутренний водный, млрд. т·км, всего, в том числе международные перевозки из них между иностранными портами 9. Воздушный, млрд. т·км, всего, в том числе международные перевозки 10. Трубопроводный 11. Автомобильный, млрд. ткм, всего, в том числе: — транспорт общественного пользования — международные перевозки |
148,04 644,2 4,35 41,7 6169,4 2570,4 290 47,4 508 462 214 28,1 4,6 2,6 0,6 2575 299,4 68 3,3 |
147,9 1540,5 10,4 24,9 3684,1 1240,9 182 26,9 297 286,7 90 40,3 16,5 1,6 0,9 1899 156,5 31 2,4 |
146,3 4545,0 31,1 23,5 3437,3 1225 137,8 20 121 110 61 31 16,1 2,3 1,6 1904 120,4 22 1,8 |
145,6 6946 47,7 24,8 3607,4 1374 154,6 22 123 112 65 32 16,5 2,4 1,7 1915 128 23 1,9 |
Рыночные
преобразования привели к существенному
изменению хозяйственного механизма,
структуры управления на транспорте.
Основные из них: акционирование и приватизация
государственных и
В
конце 90-х годов кризисная ситуация
начала медленно отступать. Начало социально-экономической
стабилизации страны сопровождалось увеличением
спроса на транспортные услуги со стороны
граждан и экономики. Одновременно
с изменениями на транспорте, социально-экономическими
реформами и распадом СССР определились
и новые задачи транспорта в экономике
и социальной сфере. Основными факторами
при этом стали: перестройка традиционной
системы хозяйственных связей, выход
России на новые внешнеторговые рынки
и изменение характера внешней
торговли с преимущественно импортно-
Спрос на услуги транспорта определяется характером подвижности населения, уровнем развития производства и торговли и рядом других причин, таких как территория, население, менталитет.
По данным табл.3, наблюдается значительное различие между видами транспорта в общем грузообороте каждой страны. Следует отметить незначительную роль автотранспорта России, в общем грузообороте по сравнению с такими промышленно развитыми странами, как Германия (61 %), США (22,9 %), Италия (22,2 %) [2].
Таблица 3
Доля отдельных видов транспорта в грузообороте и грузоперевозках в разных странах в 2000 г., %*
Страна |
Железнодо- рожный |
Автотранс-порт |
Морской |
Речной |
Воздушный |
Трубопроводный |
Грузооборот |
||||||
1.США |
27 |
29 |
22 |
13 |
1 |
17 |
2.Англия |
3 |
18 |
76,7 |
- |
0,3 |
2 |
3.Германия |
17 |
36 |
29 |
15 |
0,5 |
2,5 |
4.Франция |
12,2 |
16 |
64 |
2 |
0,4 |
5,4 |
5.Япония |
1,2 |
15 |
83,4 |
- |
0,4 |
- |
6.Великобритания |
1,9 |
18,2 |
78 |
0,1 |
0,5 |
1,3 |
7.Италия |
3,7 |
22,2 |
71,5 |
0,02 |
0,2 |
2,3 |
8.Венгрия |
32,8 |
42 |
- |
6,6 |
0,2 |
18,2 |
9.Россия |
76,8 |
8,2 |
6,8 |
4,1 |
0,1 |
4 |
Грузоперевозки |
||||||
Россия |
16,6 |
76,5 |
0,5 |
1,4 |
0,009 |
4,9 |
* Экономика и жизнь. - 2001. - № 26. - С. 2-3.
Одной из главных причин слабого развития автотранспорта в России является состояние автомобильных дорог (табл.4). Уровень финансирования дорожного хозяйства в 2004 году составил: в Германии – 27,3, в России – 12,2, во Франции 30,4 тыс. долл. США[2].
Таблица 4
Состояние автомобильных дорог отдельных стран в 2003 г.[3]
Страна |
Количество автомобилей на 1000 чел. |
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, км/1000 км2 | ||
Легковые автомобили |
Грузовые автомобили |
Автобусы | ||
Россия |
161 |
32 |
5,0 |
31,2 |
Бельгия |
470 |
51 |
1,0 |
н. д. |
Великобри-тания |
430 |
49 |
4,0 |
1510 |
Венгрия |
223 |
29 |
2,0 |
325 |
Германия |
524 |
31 |
1,0 |
1820 |
Италия |
567 |
53 |
1,6 |
3 |
Канада |
482 |
131 |
2,1 |
н. д. |
Нидерланды |
382 |
39 |
1,0 |
н. д. |
Польша |
242 |
42 |
2,1 |
771 |
США |
812 |
31 |
3,0 |
н. д. |
Франция |
477 |
88 |
1,6 |
1618 |
Швеция |
448 |
35 |
1,0 |
361,6 |
Япония |
412 |
175 |
1,0 |
3385,7 |
За
2001-2005 гг. объемы ввода в эксплуатацию
построенных и
Основная
причина снижения работ в области
дорожного строительства
За
последние 5 лет из федерального бюджета
для реализации подпрограммы «Автомобильные
дороги» федеральной целевой
программы «Модернизация
Все
это совокупность факторов привело
к резкому ухудшению
Слабо развитая сеть автодорог и их плохое состояние приводят к снижению средних скоростей движения. Так, на дорогах России средняя скорость почти в два раза ниже по сравнению с развитыми странами, а срок службы автомобилей в России на треть меньше, чем в Европе. В связи с этим постоянно требуются значительные инвестиции на приобретение ПС и их содержание. Вклад транспорта в ВВП составляет около 6%, в то время как в развитых странах - более 10%, например, в США 15 % ВВП обеспечивается автотранспортом [2].
Литература
1.
Ипатов А. А. Развитие
2.
Лукинский В. С. Логистика
Фасхиев Х. А. д. т.н., Нуретдинов Д. И. к. т.н., Гарифов А. Г.
КамПИ, ГАТП-500 г. Набережные Челны
АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Часть 2
На
этапе административно-плановой государственной
экономики автотранспорт слабо
участвовал в процессе межрегионального
и межотраслевого товародвижения, так
как эти функции были возложены
на железнодорожный транспорт. Переход
к рыночным отношениям стал для автотранспорта
началом нового этапа его развития:
внедряются новые виды деятельности
и формы транспортного
Автомобильный
транспорт довольно длительно развивается
в постоянной конкурентной борьбе с
другими видами транспорта, что находит
отражение в изменяющейся структуре
общего грузооборота, выполняемого различными
видами транспорта. В удовлетворении
растущего спроса на услуги транспорта
автомобильному транспорту принадлежит
особое место. Развитие рынков товаров
и услуг, мелкого и среднего бизнеса,
расширение сферы розничной торговли
расширяет «нишу» безальтернативного
применения грузового автомобильного
транспорта. Одновременно в тех сегментах
рынка, где автомобильный транспорт
конкурирует с железнодорожным
или внутренним водным транспортом,
его технологическая и
Информация о работе Автотранспортный комплекс России в рыночной экономике