Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:42, курсовая работа
Внешняя скоростная характеристика двигателя представляет собою кривые, характеризующие зависимости эффективной мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения (числа оборотов) коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива. Характер протекания этих зависимостей оказывает решающее влияние на тягово- скоростные свойства автомобиля.
Исходные данные
Таблица 1 – Исходные данные УАЗ Патриот
Рабочий объем двигателя, см3 |
1598 |
Мощность двигателя (л.с.) |
128 (4400 об/мин) |
Тип трансмиссии |
5 MT |
Максимальный крутящий момент, Н*м |
217 (2500 об/мин) |
Тип привода |
передний |
Максимальная скорость (км/ч) |
150 |
Разгон 0-100 км/час, с |
14,9 |
Передаточное число I передачи |
3,45 |
Передаточное число II передачи |
1,87 |
Передаточное число III передачи |
1,29 |
Передаточное число VI передачи |
0,95 |
Передаточное число V передачи |
0,74 |
Главная передача |
4,5 |
Расход топлива комбинированный (л/100 км) |
12,5 |
Габариты (длина/ширина/высота), мм |
4647/2080/1900 |
Колесная база, мм |
3320 |
Продолжение таблицы 1
Колея (передняя, задняя), мм |
2015/2053 |
Снаряженная масса, кг |
2670 |
1 Внешняя скоростная характеристика двигателя
Внешняя
скоростная характеристика двигателя
представляет собою кривые, характеризующие
зависимости эффективной
Для построения внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля УАЗ Патриот выпишем параметры двигателя:
максимальная мощность Ne max= 128 л.с. (94,1 кВт);
частота вращения коленчатого вала при Ne max׃ neN= 4400 об/мин;
максимальный крутящий момент Мe max= 217 Н*м;
частота вращения коленчатого вала при Мe max׃neм= 2500 об/мин.
Величина мощности при Мe мax равна: , (1)
Величина момента при Ne мax равна: , (2)
Имеем две точки для построения зависимостей Ne=f (ne); Мe=f (ne).
Между тем для получения кривых этих зависимостей необходимо, как минимум, шесть точек. Эти точки определим, используя способ, предложенный И.М.Лениным, основанный на зависимости между отношением и , приведенным в таблице 1.
В таблице 2 приведены результаты расчетов по определению мощности двигателя при различных оборотах, а также величины крутящих моментов.
Таблица 1- Внешняя скоростная характеристика двигателя УАЗ Патриот
Обороты, мин |
880 |
1760 |
2640 |
3520 |
4400 |
5280 |
Мощность, кВт |
25,60 |
64,00 |
93,44 |
117,76 |
128,00 |
117,76 |
Момент, Н*м |
277,82 |
347,27 |
338,01 |
319,49 |
277,82 |
212,99 |
Рисунок 1- Внешние скоростные характеристики двигателя УАЗ Патриот
2 Тяговый баланс и тяговая диаграмма движения автомобиля
Тяговый баланс и тяговая диаграмма движения автомобиля позволяют аналитически оценить тяговые качества автомобиля, определить влияние различных факторов на силу тяги, развиваемую на его ведущих колесах, установить величину сил сопротивлений движению, возможность преодоления крутых подъемов и различных видов сопротивлений движению.
В общем случае движения автомобиля уравнение тягового баланса имеет следующий вид:
где Рк- сила тяги на ведущих колесах автомобиля;
Рf- сила сопротивления качению колес;
Рi- сила сопротивления подъему;
Рj- сила инерции автомобиля;
Рw- сила сопротивления воздуха.
Если в уравнение (3) подставить значения силы тяги и сил сопротивления движению, выраженные через определяющие их параметры конструкции автомобиля и характеристики дороги, то получим развернутое уравнение тягового баланса автомобиля:
где Ме- эффективный крутящий момент двигателя, Н*м;
иТ- общее передаточное число трансмиссии автомобиля;
ηТ- механический КПД трансмиссии автомобиля;
rk- радиус качения колеса, м;
Ga- полная масса автомобиля, Н;
f- коэффициент сопротивления качению колес;
α- угол подъема (спуска) дороги;
δ- коэффициент учета
g- ускорение силы тяжести, м/с2;
- ускорение (замедление) автомобиля, м/с2;
К- коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4;
F- лобовая поверхность автомобиля, м2;
V- скорость движения автомобиля, км/ч.
Общее передаточное число трансмиссии автомобиля равно произведению передаточных чисел агрегатов, передающих его крутящий момент.
Для коробки передач: и1= 3,45; и2= 1,87; и3= 1,29; и4= 0,95; и5=0,74;
- для главной передачи игл= 4,5.
Тогда ит1= и1- игл= 4,5*3,45=15,53;
ит2= 4,5*1,87=8,42;
ит3= 4,5*1,29=5,81;
ит4= 4,5*0,95=4,28;
ит5= 4,5*0,74=3,33.
Величина потерь мощности двигателя в трансмиссии на трение в подшипниках, между зубьями шестерен, на взбалтывание и разбрызгивание масла равно отношению мощности Nk на ведущих колесах к мощности двигателя Nе, ηт= Nk/ Nе, или может быть определено как произведение отдельных КПД.
Принимаем КПД трансмиссии ηт=0,85.
Определим
зависимость силы тяги от величины
момента двигателя для
для первой передачи
Здесь rk- радиус качения колеса.
В случае отсутствия табличных значений величины радиуса качения колеса его величина может быть определена из уравнения:
где rш- радиус шины в свободном состоянии;
β- коэффициент деформации
Величина rш - подсчитывается исходя из маркировки шин. Для шин, у которых размеры выражены в дюймах,
для второй передачи ,
для третьей передачи ,
,
для четвертой передачи ,
для пятой передачи ,
Определим величину силы тяги из уравнений при величине момента двигателя для различных оборотов из таблицы 2 и занесем результат в таблицу 2.
Таблица 2- Данные для построения тяговой диаграммы
Nе, об/мин |
880 |
1760 |
2640 |
3520 |
4400 |
5280 |
Ме, Н*м |
277,82 |
347,27 |
338,01 |
319,49 |
277,82 |
212,99 |
Рк1, Н |
12224 |
15280 |
14873 |
14058 |
12224 |
9372 |
V1, км/ч |
6 |
13 |
19 |
26 |
32 |
39 |
Рк2, Н |
6629 |
8286 |
8065 |
7623 |
6629 |
5082 |
V2, км/ч |
12 |
24 |
36 |
48 |
59 |
71 |
Рк3, Н |
4573 |
5716 |
5564 |
5259 |
4573 |
3506 |
V3, км/ч |
17 |
34 |
51 |
69 |
86 |
103 |
Продолжение таблицы 2
Рк4, Н |
3370 |
4212 |
4100 |
3875 |
3370 |
2584 |
V4, км/ч |
23 |
46 |
70 |
93 |
116 |
139 |
Рк5, Н |
2623 |
3278 |
3191 |
3016 |
2623 |
2011 |
V5, км/ч |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
Рw3, Н |
41 |
164 |
369 |
656 |
1025 |
1476 |
Pк3 - Рw3, Н |
4532 |
5552 |
5195 |
4603 |
3548 |
2030 |
Рw4, Н |
75 |
301 |
676 |
1202 |
1878 |
2705 |
Pк4 - Рw4, Н |
3295 |
3912 |
3424 |
2673 |
1492 |
-121 |
Рw5, Н |
125 |
498 |
1121 |
1994 |
3115 |
4486 |
Pк5 - Рw5, Н |
2498 |
2780 |
2069 |
1022 |
-493 |
-2475 |
Рf=0,02Н |
233 |
263 |
312 |
382 |
472 |
582 |
Go=24230 Н |
||||||
Рf=0,02Н |
278 |
314 |
373 |
457 |
564 |
695 |
Go= 26192Н |