Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:31, реферат
Правила проектирования деталей машин и стальных сварных конструкций обычно направлены на исключение трещин усталости на протяжении всего целесообразного времени существования конструкции. Между тем, опыт эксплуатации показывает, что трещины могут возникать, указывая на недочеты или ошибки проекта, правил изготовления и эксплуатации. При этом конструкции иногда эксплуатируются определенное время с подрастающими трещинами - до обнаружения, до планового восстановления. При умеренной напряженности трещины подрастают медленно, позволяя включить часть этого процесса в пределы целесообразного ресурса (долговечности) при условии, что рост трещин можно надежно прогнозировать и контролировать при периодических осмотрах до наступления критического (предельного) состояния конструкции и отремонтировать поврежденные элементы конструкции. При анализе долговечности, надежности конструкций, особенно конструкций с невысокой степенью резервирования (статической неопределимостью), важно предвидеть подрастание трещин до состояния, предшествующего разрушению.
Рис. 4. Распространение усталостной трещины
а — кривые роста трещины; б — скорость распространения трещины
Данные двух испытаний, выполненных при различных условиях, располагаются на одной кривой, что подтверждает полезность уравнения (5). Очевидно, между двумя испытаниями, из которых в одном имеется маленькая трещина и большое напряжение, а в другом — длинная трещина и малое напряжение, нет никакой разницы, если величины ΔK в них одинаковы; в обоих испытаниях скорость распространения трещины одна и та же.
На графике зависимости dа/dn от ΔK, построенном в логарифмическом масштабе по обеим осям, экспериментальные точки часто ложатся на прямую линию. Поэтому уравнение (5) было принято в виде:
(6)
где C и n — константы. Было получено большое количество значений n, которые обычно лежали в пределах от 2 до 4. Однако уравнение (6), как оказалось, плохо согласуется с данными испытаний. Па практике график зависимости dа/dn от ΔK имеет форму буквы S или, по крайней мере, состоит из участков разного наклона. В испытаниях, связанных с ограниченным диапазоном изменения ΔK, получена экспоненциальная зависимость типа (6); в этом случае значение п зависит от величины амплитуды ΔK (большие, малые и промежуточные значения ΔK). Когда трещина достигает критического размера, при котором отношение dа/dn обращается в бесконечность, при определении максимального значения амплитуды ΔK могут появиться погрешности. Общее разрушение происходит за один цикл, в котором интенсивность напряжений достигает .
Циклическое напряжение определяется двумя параметрами: амплитудой и средним напряжением . Если = , то минимальное напряжение за цикл равно нулю. Это означает, что максимальная интенсивность напряжений за цикл . Если , то максимальная интенсивность напряжений превышает значение ΔK. Не вызывает сомнений, что скорость роста трещины зависит от максимальной интенсивности напряжений. Поэтому более общей формой уравнений (5) является соотношение
(7)
и называется коэффициентом асимметрии цикла.
Докритический медленный рост раковины может происходить не только под действием циклических нагрузок, но и за счет других механизмов, из которых наиболее важным является механизм коррозионного растрескивания под напряжением. Как и в случае роста усталостной трещины, скорость роста коррозионной трещины при заданных условиях взаимодействия материала со средой (а, следовательно, и время до разрушения) определяется коэффициентом интенсивности напряжений. Одинаковые образцы с одинаковыми начальными трещинами, но нагруженные до различных напряжений (разные начальные значения К), разрушаются через различное время, как показано схематически на рис. 5. Образец, нагруженный до значения , разрушается сразу. Образцы, нагруженные до значений К, меньших определенного порогового уровня, не разрушаются никогда; это пороговое значение обозначают через , где индекс «крн» означает коррозионное растрескивание под напряжением.
Рис. 5. Зависимость времени до разрушения в процессе коррозионного растрескивания под напряжением от начального зна чения коэффициента интенсивности напряжений K
Рис. 6. Коррозионное растрескивание под напряжением
В процессе коррозионного растрескивания под напряжением нагрузка может оставаться постоянной. Поскольку трещина расширяется, интенсивность напряжений непрерывно увеличивается. В результате скорость роста трещины за единицу времени da/dt увеличивается в соответствии с уравнением
(8)
Когда трещина достигает размера, при котором К становится равным КIc, происходит окончательное разрушение, как показано на рис. 6.
Пороговое значение коэффициента для процесса коррозионного растрескивания под напряжением и скорость роста трещины зависят от материала и условий окружающей среды. Из рис. 7 следует, что деталь с трещиной определенного размера, нагруженная до такого напряжения σ, что разрушается в самом начале процесса нагружения. В деталях, нагруженных до значений К, равных или больших (заштрихованная область), трещина будет расти вплоть до разрушения. Положения механики разрушения применимы к коррозионному растрескиванию под напряжением, однако ее возможности в этом плане пока еще весьма ограниченны. Поэтому в настоящей книге задачам коррозионного растрескивания под напряжением уделяется небольшое внимание.
Рис. 7. Зависимость длины трещины от напряжения
при коррозионном растрескивании под напряжением:
1 — пороговое напряжение при коррозионном растрескивании под напряжением:
2 — коррозионное
растрескивание под
3 — окончательное разрушение:
1.2 Зависимость, полученная на основе формулы Шенли
Зависимость длины трещины от числа циклов нагружения по Шенли имеет следующий вид:
(9)
где m - показатель степени кривой усталости; С - константа.
Параметры m и С определяются методом минимального среднеквадратического отклонения при аппроксимации данных.
m = 7,9 ; C = 6,75∙10-18 .
При данных значениях параметров m и С формула (9) примет следующий вид
(11)
График функции (11) приведен на рис. 5.8 , там же приведены значения скорости lтр.
Рис. 8 Зависимость длины трещины от числа циклов нагружения по Шенли
На рис.9 совместно приведены графики функции (11).
Рис. 9 Зависимость длины трещины от числа циклов нагружения по Пэрису и Шенли
В точке пересечения графиков с координатами lТРкр=5,27мм , Nкр= 6·108 цикл происходит разрушение.
На рис. 10 приведены графики кривой усталости и кривой, аппроксимирующей изменение напряжений в зависимости от числа циклов нагружения. Кривая усталости описывается уравнением:
(12)
где m=7,9; N0=2·106 циклов; σ0= 7,4 МПа.
Зависимость напряжений, расчитанных по формуле, от числа циклов аппроксимируется следующей зависимостью:
(13)
где - коэффициент пропорциональности,
В нашем случае α = 2,23х10-9 .
Рис. 10 Графики кривой усталости и кривой, аппрокси- мирующей изменение напряжений в зависимости от числа циклов нагружения
Кривые на рис.10 пересекаются в точке с координатами σ =71МПа, N =1,01·109 циклов. В пересчете на сутки это составляет T=484 сут.
2 УСТАЛОСТНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИАЛА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ.
В статье представлены статистически точные и надежные оценки параметров кривых усталости материалов образцов, вырезанных из крупногабаритных поковок диаметром 1300 мм из четырех марок сталей, используемых для изготовления несущих деталей металлургического оборудования, при усталостных испытаниях на изгиб с вращением и симметричном цикле нагружения, а также полные вероятностные диаграммы усталости, отображенные уравнениями регрессии, содержащими новый параметр — вероятность разрушения, и обладающие высокой точностью и надежностью. Продемонстрирована новая методология последовательного и корректного применения ЭВМ для построения полных вероятностных диаграмм усталости, без каких-либо допущений, упрощений и ручных графических построений, обеспечивающая их высокую информативность и надежность. Предлагаются новые научные задачи, решения которых обеспечат повышение экономичности и информативности усталостных испытаний.
По статистическим
данным обследования эксплуатационной
прочности зарубежного и
В настоящее время при конструировании материал детали назначается исходя из интуитивной (иногда расчетной) оценки нагруженности и ответственности детали, а также величин механических свойств материала, приводимых в справочной литературе. Но, как правило, эти величины определены при испытании единичных образцов, взятых из прокатанного металла, претерпевшего не менее чем 100-кратную вытяжку, и ни в коей мере не связаны с уровнем и качеством технологий выплавки стали, ковки и термообработки реальной крупногабаритной детали, существующих на заводе-изготовителе. Твердость назначается исходя из марки стали, габарита детали и режима термообработки, при этом величина достигаемой твердости фиксируется в нескольких точках поверхности, и открытым остается вопрос о распределении механических свойств по сечению детали. Таким образом, ни марка стали (механические свойства), ни твердость не связаны с конечной целью — обеспечением заданной работоспособности детали и ее срока службы, т.е. требуемых служебных свойств. На сегодняшний день отсутствуют количественные зависимости, отражающие функциональную или вероятностную связь между механическими свойствами, параметрами режимов легирования и термообработки (макро и микроструктуры) с конечными эксплуатационными свойствами материала детали. Кроме того, при решении краевых задач исследования напряженно-деформированных состояний единственными представителями, описывающих исследуемую среду, т.е. реологические свойства материала детали, являются модули упругости первого или второго рода и коэффициент Пуассона, связи которых, как структурно-чувствительных и достаточно стабильных по маркам стали параметров, с макро-характеристиками материала (механическими и служебными свойствами) отсутствуют. Также полностью отсутствуют данные об усталостных свойствах крупногабаритных деталей.
Рис. 11 Поле корреляции ограниченной долговечности образцов из стали 50 при усталостных испытания на изгиб с вращением
Поэтому повышение надежности и долговечности при снижении материалоемкости технологического оборудования на стадии проектирования для обоснованно выбранных его конструктивных структур (схем) может быть достигнуто либо управлением формой и размерами сечения детали, либо обеспечением заданных величин и постоянства на определенной глубине (толщине) сечения механических, усталостных или иных служебных свойств материала, в том числе и остаточных напряжений, за счет управления технологиями плавки, ковки, сварки и термообработки. Первый путь реален и организуется САПР, второй (создание материалов с заданными свойствами) требует нахождения связей между служебными (в данном случае – усталостными) свойствами и параметрами технологий, хотя бы на макроуровне, для чего необходимо выполнение большого объема экспериментальных работ.
С целью получения полных вероятностных диаграмм усталости, определения пределов ограниченной выносливости и количественных соотношений между механическими, структурными и усталостными свойствами сталей, из которых изготавливают несущие, наиболее ответственные детали прокатного и другого металлургического оборудования, были выполнены усталостные испытания.
Усталостные испытания на изгиб с вращением проводились по ГОСТ 25.502-79 на стандартных образцах, изготовленных из крупногабаритных поковок с наружным диаметром 1300 мм, внутренним — 500 мм и высотой 300 мм из сталей марок 50, 60ХН, 34ХН1М и 38ХГН. Поковки были изготовлены по техническим условиям рабочих чертежей натурных деталей (рабочие и шестеренные валки, шпиндельные муфты и т. п.) и прошли весь технологический цикл плавки, ковки и термообработки по реальным технологиям, сложившимся в условиях металлургического производства ОАО «Уралмаш». Термообработка поковок производилась при условиях:
Рис. 12 Вероятностная диаграмма усталости образцов из стали 50 при изгибе с вращением
Из слоя толщиной 250 мм от поверхности поковки (по диаметру) на продольно-строгальном станке вырезались заготовки квадратного сечения для образцов. Из каждой заготовки изготовлялся стандартный образец типа I диаметром 12 мм, длиной 230 мм с круговой (сегментной) выточкой диаметром 7,5 мм. Испытания образцов на изгиб с вращением проводились при симметричном цикле нагружения (амплитуда напряжения) на машинах УБМ. Перед испытаниями были проверены работа счетчиков числа циклов и показания шкалы машины по нагруженности. Для проверки работы машин по нагруженности показания машины сравнивались с показаниями динамометра в диапазоне нагрузок от 50 до 550 Н. Проверка работы счетчиков числа циклов проводилась путем сравнения показаний приборов четырех машин. Статистическая обработка результатов измерений подтвердила, что расхождение показаний не превышает 2%. Такая точность измерения достаточна для проведения статистической обработки результатов испытаний, построения вероятностных диаграмм усталости, определения предела ограниченной выносливости и получения корреляционных зависимостей между долговечностью и механическими свойствами сталей.