Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа
1.1. Техническая характеристика автомобиля УАЗ-3303
Тип кузова Цельнометалический фургон
Колесная база 2300 мм
Дорожный просвет 220 мм
Число мест 7
Длина автомобиля 4360 мм
Ширина автомобиля 1940 мм
Высота автомобиля 2090 мм
Колея передних колес 1445/1445 мм
Радиус поворота, м:
по оси следа внешнего передн. Колеса 6
наружн.габаритный 6,8
Мотор:
Двигатель УМЗ 451
Объем двигателя 2445 см3
Расположение цилиндров рядное
Топливо АИ-80
Цилиндры/клапаны R4/2
Мощность 70 л.с. (53 КВт) при 4000 об/мин
Крутящий момент 167 Нм при 2000 об/мин
Трансмиссия:
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступ. с синхронизаторами на III и IV передачах
Главная передача одинарная коническая со спиральными зубьями
Передаточные числа:
коробки передач 4,12; 2,64; 1,58
главной передачи 5,125
Передаточные числа раздаточной коробки 1,0
Привод Постоянный привод на все колеса
Раздаточная коробка двухступенчатая
Эксплуатация:
Максимальная скорость 100 км/ч
Собственная масса,.кг 1500
В т. ч. на передн. ось 990
Задн. ось 730
Снаряжённая масса автомобиля 1900 кг
Полная масса автомобиля 3000 кг
Грузоподъемность 1500 кг
235/75 R15
ГЛАВА 1. РАСЧЕТ И ВЫБОР ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ МОЩНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ……………………...3
1.1. Техническая характеристика автомобиля УАЗ-3303………………….3
1.2. Расчет мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ……………………………..7
2.1. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя…………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ АВТОМОБИЛЯ……………………………………………………9
3.1. Определение передаточного числа главной передачи…………………9
3.2. Подбор передаточных чисел коробки передач………………………..10
3.3. Построение универсальной динамической характеристики автомобиля………………………………………………………………………13
3.4. Расчет и построение экономической характеристики автомобиля...20
Зная передаточные числа коробки перемены передач и главной передачи, определяем передаточные числа трансмиссии:
;
Вычислим:
ITP1=8,1*6,7=54,3
ITP2=4*6,7=26,8
ITP3=2*6,7=13,4
ITP4=1*6,7=6,7
3.3. Построение универсальной динамической характеристики автомобиля
автомобиль двигатель вал передача
Динамической характеристикой автомобиля называют графически выраженную зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на разных передачах.
Универсальная динамическая характеристика автомобиля является его основным техническим документом.
Динамический фактор представляет собой отношение избыточной касательной силы к силе тяжести автомобиля:
; (23)
Величина динамического
Вначале строят динамическую характеристику порожнего автомобиля без груза и без прицепа.
Масса порожнего автомобиля определяется следующим образом:
; (24)
где: тВОД – масса водителя (примем массу человека за 80 кг)
m0-масса автомобиля ( для УаЗ-3303 масса автомобиля равна 1900 кг)
Рассчитаем массу порожнего УаЗ-3303:
mпор=1900+80=1980кг
Расчет значения динамического фактора автомобиля ведется в следующей последовательности:
1.Зададимся рядом значений
n, % |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
n, мин-1 |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
2.Для выбранных частот
; км/ч (25)
Рассчитываем скорости движения автомобиля на каждой передаче:
1передача (передаточное число
V=0,377*800*0,36/54,3=1,9 км/ч
V=0,377*1600*0,36/54,3=3,8км/ч
V=0,377*2400*036/54,3=5,7 км/ч
V=0,377*3200*0,36/54,3=7,6 км/ч
V=0,377*4000*0,36/54,3=9,5 км/ч
2 передача (передаточное число трансмиссии 26,8)
V=0,377*800*0,36/26,8=4,1 км/ч
V=0,377*1600*0,36/26,8=8,2 км/ч
V=0,377*2400*036/26,8=12,3 км/ч
V=0,377*3200*0,36/26,8=16,4 км/ч
V=0,377*4000*0,36/26,8=20,5 км/ч
3 передача (передаточное число трансмиссии 13,4)
V=0,377*800*0,36/13,4=8,1 км/ч
V=0,377*1600*0,36/13,4=16,2 км/ч
V=0,377*2400*0,36/13,4=24,3 км/ч
V=0,377*3200*0,36/13,4=32,4 км/ч
V=0,377*4000*0,36/13,4=40,5 км/ч
4 передача (передаточное число трансмиссии 6,7):
V=0,377*800*0,36/6,7=16,2 км/ч
V=0,377*1600*0,36/6,7=32,4 км/ч
V=0,377*2400*036/6,7=48,6 км/ч
V=0,377*3200*0,36/6,7=64,8 км/ч
V=0,377*4000*0,36/6,7=80,0 км
3. Определяем величину
Касательная сила тяги Рк вычисляется по формуле:
,Н (25,5)
Где: Мкр- крутящий момент двигателя. Для УаЗ-3303 он приведен в таблице:
Н м |
80,37 |
100,43 |
97,77 |
92,41 |
80,35 |
61,60 |
iiТР- передаточное число трансмиссии на i-ой передаче (для 1,2,3,4 передач соответственно 54,3; 26,8; 13,4; 6,7)
ήТР-КПД трансмиссии (для прототипа автомобиля КПД трансмиссии берется в пределах от 0,88 до 0,92)
rк- радиус колеса ( для УаЗ-3303 радиус колеса равен 0,36 м)
Рассчитаем касательную силу тяги автомобиля УаЗ-3303 по передачам
1 передача (передаточное число 54,3):
Рк=80,37*54,3*0,9/0,36=10910,2 Н
Рк=100,43*54,3*0,9/0,36=13633,
Рк=97,77*54,3*0,9/0,36=13272,
Рк=92,41*54,3*0,9/0,36=12544,7 Н
Рк=80,35*54,3*0,9/0,36=10907,5 Н
2 передача (передаточное число 26,8)
Рк=80,37*26,8*0,9/0,36=5384,8Н
Рк=100,43*26,8*0,9/0,36=6728,
Рк=97,77*26,8*0,9/0,36=6550,6Н
Рк= 92,41*26,8*0,9/0,36=6191,5 Н
Рк=80,35*26,8*0,9/0,36=5383,5Н
3 передача (передаточное число 13,4)
Рк=80,37*13,4*0,9/0,36=2692,4 Н
Рк=100,43*13,4*,9/0,36=3364,4 Н
Рк=97,77*13,4*0,9/0,36=3275,3 Н
Рк= 92,41*13,4*0,9/0,36=3095,7 Н
Рк=80,35*13,4*0,9/0,36=2692,7Н
4 передача (передаточное число 6,7)
Рк=80,37*6,7*0,9/0,36=1347,5Н
Рк=100,43*6,7*0,9/0,36=1637,6 Н
Рк=97,77*6,7*0,9/0,36=1109,5 Н
Рк= 92,41*6,7*0,9/0,36=1547,8Н
Рк=80,35*6,7*0,9/0,36=1345,9 Н
4. Подсчитаем значение силы сопротивления воздуха Rw для V, соответствующим исходном значениям n на каждой передаче.
Сила сопротивления воздуха рассчитывается формулой:
Н (25,6)
Где Rw-сила сопротивления воздуха для скоростей соответствующим исходным значениям n на каждой передаче
k-коэффициент сопротивления воздуха (k=0,06 кг/м)
F-площадь лобового сопротивления (для УаЗ-3303 F=2,58 м2 )
V-скорость движения автомобиля (для разных передач рассчитано в п.2)
1 передача
Rw=0,06*2,58*5,29/12,96=0,06H Rw=0,06*2,58*21,16/12,96=0,25H
Rw=0,06*2,58*47,67/12,96=0,55H Rw=0,06*2,58*84,64/12,96=0,98H
Rw=0,06*2,58*132,25/12,96=1,5H
2 передача.
Rw=0,06*2,58*19,36/12,96=0,22H Rw=0,06*2,58*77,44/12,96=0,89H
Rw=0,06*2,58*176,89/12,96=2,
Rw=0,06*2,58*404,1/12,96=4,7H
3 передача
Rw=0,06*2,58*70,56/12,96=0,81H Rw=0,06*2,58*282,4/12,96=3,3H
Rw=0,06*2,58*635,04/12,96=7,
Rw=0,06*2,58*1764/12,96=20,4H
4 передача
Rw=0,06*2,58*2262,4/12,96=26,
Rw=0,06*2,58*2361,9/12,96=27,
Rw=0,06*2,58*6400/12,96=74,1H
5.Рассчитаем
динамический фактор
1 передача
D=6399,9-0,06/21778,2=0,3 D=7358,6-0,98/21778,2=0,3
D=7997,3-0,25/21778,2=0,4 D=6398,-1,5/21778,2=0,2
D=7785,5-0,55/21778,2=0,4
2 передача
D=3365,05-0,22/21778,2=0,15 D=3869,2-2,9/21778,2=0,17
D=4204,9-0,89/21778,2=0,19 D=3364,2-4,7/21778,2=0,15
D=4093,6-2,04/21778,2=0,18
3 передача
D=1761-0,88/21778,2=0,08 D=2024,9-13,06/21778,2=0,09
D=2200,7-3,3/21778,2=0,1 D=1760,7-20,4/21778,2=0,07
D=2142,4-7,35/21778,2=0,09
4 передача
D=912-26,8/21778,2=0,04 D=1048,6-48,6/21778,2=0,04
D=1139,6-12,2/21778,2=0,05 D=910,2-74,1/21778,2=0,03
D=1109,5-27,3/21778,2=0,04
Занесем полученные расчетные значения динамики автомобиля УАЗ-3303 в Таблицу 3.
Таблица3. Расчетные значения динамической характеристики автомобиля УАЗ-3303.
передача |
V ,км/ч |
n, мин-1 |
МКР, Нм |
РК, Н |
RW, Н |
D |
I |
1,9 |
800 |
80,37 |
6399,9 |
0,06 |
0,3 |
3,8 |
1600 |
100,43 |
7997,3 |
0,25 |
0,4 | |
5,7 |
2400 |
97,77 |
7785,5 |
0,55 |
0,4 | |
7,6 |
3200 |
92,41 |
7358,6 |
0,98 |
0,3 | |
9,5 |
4000 |
80,35 |
6398,3 |
1,5 |
0,2 | |
II |
4,1 |
800 |
80,37 |
3365,05 |
0,22 |
0,15 |
8,2 |
1600 |
100,43 |
4204,9 |
0,89 |
0,19 | |
12,3 |
2400 |
97,77 |
4093,6 |
2,04 |
0,18 | |
16,4 |
3200 |
92,41 |
3869,2 |
2,9 |
0,17 | |
20,4 |
4000 |
80,35 |
3364,2 |
4,7 |
0,15 | |
III |
8,1 |
800 |
80,37 |
1761 |
0,88 |
0,08 |
16,2 |
1600 |
100,43 |
2200,7 |
3,3 |
0,1 | |
24,3 |
2400 |
97,77 |
2142,4 |
7,35 |
0,09 | |
32,4 |
3200 |
92,41 |
2024,9 |
13,06 |
0,09 | |
40,5 |
4000 |
80,35 |
1760,7 |
20,4 |
0,07 | |
IV |
16,2 |
800 |
80,37 |
912 |
26,8 |
0,04 |
32,4 |
1600 |
100,43 |
1139,6 |
12,2 |
0,05 | |
48,6 |
2400 |
97,77 |
1109,5 |
27,3 |
0,04 | |
64,8 |
3200 |
92,41 |
1048,6 |
48,6 |
0,04 | |
80,0 |
4000 |
80,35 |
910,2 |
74,1 |
0,03 |
Для построения универсальной построенной динамической характеристики необходимо в верхней части графика (рис. 2) провести вторую горизонтальную координатную ось и на ней отметить значения коэффициента загрузки автомобиля:
; (26)
Г=2650/1980=1,4
Начало отсчета по оси Г начинается с 1, что соответствует массе порожнего автомобиля. Отношение полностью груженого автомобиля к порожнему даст максимальное значение Г и его нужно отложить в точке координаты, соответствующей VMAX . Точки ГМАХ и VMAX соединяются вертикальной линией, которая будет служить ординатой динамического фактора полностью груженого автомобиля.
Умножив значения динамического фактора порожнего автомобиля на ГМАХ, получают численные значения динамического фактора полностью груженого автомобиля и откладывают их на второй ординате:
; (27)
Соединяют соответствующие значения
динамического фактора порожнег
Таким образом, построенная универсальная динамическая характеристика позволяет определять значение динамического фактора при любой степени загрузки автомобиля.
3.4. Расчет и
построение экономической
Экономическая характеристика показывает, сколько топлива расходуется на единицу длины пробега автомобиля при его равномерном движении на разных скоростях и в различных дорожных условиях.
Топливную экономичность автомобиля принято оценивать расходом топлива на 100 км пройденного пути
Обычно экономическая характеристика строится на каждой передаче. В курсовой работе характеристика строится при движении автомобиля на высшей передаче с заданным коэффициентом дорожного сопротивления.
Если известен часовой расход топлива двигателя и скорость движения автомобиля, то расход топлива в литрах на 100 км пробега выразится в виде следующей зависимости:
; л/100 км (28)
где: γТ – плотность топлива, кг/л; для бензина – 0,725 кг/л; для дизельного топлива – 0,825 кг/л.
Эффективная мощность двигателя NE , потребная для движения автомобиля в заданных дорожных условиях, определяется по формуле (1).
При выполнении работы следует учесть, что удельный расход топлива ge является величиной переменной, зависящей от скоростного и нагрузочного режима работы двигателя. Чтобы учесть это влияние, следует воспользоваться эмпирической формулой:
; (29)
где: ge(NE MAX) – удельный расход топлива при максимальной мощности по внешней скоростной характеристике;
Кп – коэффициент учитывающий влияние на удельный расход топлива скоростного режима работы двигателя;
КN - коэффициент учитывающий влияние на удельный расход топлива нагрузочного режима работы двигателя.
Величина коэффициентов Кп и КN определяется из графиков на рис. 4, где значение коэффициента Кп дано в функции от отношения текущей частоты вращения коленчатого вала двигателя при данной скорости движения к частоте вращения вала при максимальной скорости автомобиля; значение коэффициента КN дано в функции от отношения мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивлений с данной скоростью к мощности двигателя при той же частоте вращения вала по внешней скоростной характеристике.
Рекомендуется следующая последовательность построения экономической характеристики:
1.Зададимся рядом значений частот вращения коленчатого вала (20, 40, 60, 80,100, 120 от пМАХ).Для Уаз3303 ранее было рассчитано:
n% |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
n мин-1 |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
nmax=4000 |
4800 |
Для построения экономической характеристики по формуле (25) рассчитаем скорость движения автомобиля по передачам.(см.пункт 5 "Построение Динамической характеристики")
2. По формуле (1) определяют мощность
двигателя, требуемую для
1 передача
Ne=1,9/3240*(588,1+1,3*3,61/
Ne=3,8/3240*(588,1+1,3*14,44/
Ne=5,7/3240*(588,1+1,3*32,49/
Ne=7,6/3240*(588,1+1,3*57,76/
Ne=9,5/3240*(588,1+1,3*90,25/
4 передача
Ne=16,2/3240*(588,1+1,3*262,
Ne=32,4/3240*(588,1+1,3*1049,
Ne=48,6/3240*(588,1+1,3*2361,
Ne=64,8/3240*(588,1+1,3*4199,
Ne=80/3240*(588,1+1,3*6400/13)
3. Зная частоту вращения
коленчатого вала двигателя