Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:32, реферат
В данной работе я постараюсь как можно шире проанализировать договор перевозки пассажира и более подробно остановлюсь на правах пассажира и ответственности перевозчика. В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.
Введение 3
1 Основные законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров 4
2 Договор перевозки пассажира
2.1 Правовое содержание понятий перевозка и пассажир 6
2.2 Основные положения о договоре перевозки пассажира 9
3 Права, обязанности и ответственность сторон по договору перевозки пассажира 13
4 Содержание договора перевозки пассажира 23
5 Защита прав пассажиров 26
Заключение 33
Список использованных нормативных актов 34
Список использованных материалов практики 35
Список использованной литературы 36
Содержание
Введение 3
1 Основные законодательные
акты, регулирующие перевозку
2 Договор перевозки пассажира
2.1 Правовое содержание понятий перевозка и пассажир 6
2.2 Основные положения
о договоре перевозки
3 Права, обязанности
и ответственность сторон по договору
перевозки пассажира 13
4 Содержание
договора перевозки пассажира
23
5 Защита прав
пассажиров 26
Заключение 33
Список использованных
нормативных актов 34
Список использованных
материалов практики 35
Список использованной
литературы 36
Введение
Перевозка пассажиров
занимает значительное место в деятельности
транспортных организаций. Для обеспечения
все возрастающих потребностей в
пассажирских перевозках и повышения
качества их организации в последние
годы значительно обновлен и пополнен
подвижной состав железнодорожного, автомобильного,
воздушного, водного транспорта, совершенствуются
путевые и другие устройства. На некоторых
железнодорожных и судоходных линиях,
а также на некоторых видах транспорта
в целом (например, на воздушном) объем
пассажирских перевозок больше, чем грузовых,
и это определяет общий характер эксплуатационной
работы.
Отношения потребителей
и производителей в современном
обществе развиваются в условиях
бурного роста объема, разнообразия
номенклатуры и технической сложности
продукции, работ и услуг. Общественное
признание и всеобщее понимание первоочередности
решения проблем обеспечения различных
прав человека стали одним из достижений
современной цивилизации. Это привело
к возникновению правового института
защиты прав потребителя.
Услугополучателями
в договоре перевозки пассажира
являются лишь граждане. Это обстоятельство
обусловило правомерность применения
в обязательствах, возникающих из
перевозки пассажиров, не только транспортного
законодательства, но и Закона о защите
прав потребителей, что расширяет возможности
пассажира при защите его прав и законных
интересов. Положения Закона о защите
прав потребителей учитываются и при разработке
транспортного законодательства.
В данной работе
я постараюсь как можно шире проанализировать
договор перевозки пассажира и более подробно
остановлюсь на правах пассажира и ответственности
перевозчика. В курсовой работе использованы
аналитический и сравнительно-правовой
методы исследования.
1 Основные законодательные
акты, регулирующие перевозку пассажиров
Мало наверно
кто из пассажиров знает, что простой
проезд его на поезде от одного места
к другому регламентируется целым
комплексом правовых актов. Фактически,
покупая билет, гражданин вступает
в правоотношение с транспортной организацией,
в котором обе стороны наделены определенными
правами и обязанностями.
Перевозки пассажиров
в ГК рассматриваются в главе
40 «Перевозка». На перевозки пассажиров
распространяются как общие требования,
предъявляемые к перевозкам, так
и специальные, касающиеся перевозок пассажиров.
Перевозка пассажиров и багажа осуществляется
на основании договора перевозки.
Транспортное
законодательство довольно детально регулирует
перевозки пассажиров. В Транспортном
уставе железных дорог (далее - ТУЖД) перевозке
пассажиров посвящена гл. V; в Кодексе торгового
мореплавания (далее - КТМ) - гл. IX; в Воздушном
кодексе (далее - ВК) - гл. XV; в Уставе внутреннего
водного транспорта (далее - УВВТ) - раздел
V; в Уставе автомобильного транспорта
(далее - УАТ) - раздел IV. Дальнейшая конкретизация
законодательства, регулирующего перевозки
пассажиров на различных видах транспорта,
нашла свое отражение в Правилах перевозки
пассажиров и багажа, которые действуют
на всех видах транспорта. В указанных
правилах более детально и четко регулируются
отношения транспортной организации с
пассажирами. Егиазаров В. А. Транспортное
право - М., 2001. С.128 При этом в случае расхождения
норм упомянутых правовых актов с нормами
ГК последние имеют абсолютный приоритет,
что прямо предусмотрено в п. 2 ст. 3 ГК.
Поскольку стороной
этого договора выступает гражданин-
Правовое регулирование
в ГК отношений, связанных с перевозкой
грузов, пассажиров и багажа, в значительной
мере отличается от регламентации иных
видов договорных обязательств. Достаточно
сказать, что положениям, регулирующим
столь сложные обязательства, как перевозки,
законодатель посвятил лишь четырнадцать
статей (для сравнения, гл. 30 о купле-продаже
насчитывает более ста статей). Дело в
том, что, основной пласт взаимоотношений
пассажиров и перевозчиков традиционно
регулируется транспортными уставами
и кодексами. Что же касается кодифицированных
гражданско-правовых актов, то они, также
традиционно всегда включали в себя лишь
отдельные принципиальные положения,
определяющие систему правового регулирования
перевозок грузов, пассажиров и багажа,
а в остальном отсылали к транспортным
уставам и кодексам.
Кодекс расширяет
сферу свободного волеизъявления сторон
договора перевозки, об этом свидетельствует
правило о том, что условия
перевозки отдельными видами транспорта,
а также ответственность сторон по
этим перевозкам определяются их соглашением,
если транспортными уставами и кодексами,
иными законами и издаваемыми в соответствии
с ними правилами не установлено иное
(п. 2 ст. 784 ГК РФ).
2 Договор перевозки
пассажира
2.1 Правовое содержание
понятий перевозка и пассажир
Прежде всего
следует выяснить правовое содержание
понятий перевозка и пассажир.
Для различных правовых ситуаций
это содержание не является постоянным.
Термин перевозка
используется как в транспортном,
так и в правовом контексте. В первом
случае перевозка - это техническое и технологическое
действие по перемещению в пространстве
пассажира (либо груза) с использованием
транспортного средства. Во втором случае
перевозка - это особые договорные отношения,
регулируемые гражданским законодательством.
Перевозки пассажиров можно разделить
на три типа:
перевозки пассажиров,
выполняемые в порядке
перевозки пассажиров,
выполняемые в процессе деятельности
различных организаций и
перевозки пассажиров,
осуществляемые гражданами в быту при
использовании принадлежащих
В зависимости
от того, какая именно перевозка
имела место, будет наступать определенная
ответственность перевозчика (водителя)
за вред, причиненный пассажиру, его ручной
клади и багажу при перевозке.
В свою очередь,
пассажир также может рассматриваться
в технологическом и правовом
аспектах. В первом случае пассажир
является объектом перевозки, «живым предметом».
Во втором случае пассажир будет участником
многообразных правоотношений, возникающих
у него с перевозчиком. Такие отношения
могут иметь различные последствия и регулируются
гражданским, административным, уголовным,
трудовым и транспортным законодательством.
В частности, достаточно сложные отношения
возникают в случае муниципальных перевозок
на городском транспорте. Участниками
таких отношений становятся три стороны:
пассажир; перевозчик; орган местного
самоуправления или орган государственного
управления субъекта федерации, как заказчик
муниципальных перевозок.
При оказании услуг
под пассажиром понимают физическое
лицо, являющееся непосредственным получателем
данной услуги по перевозке. Находящиеся
в транспортном средстве члены экипажа,
кондукторы и лица, осуществляющие линейный
контроль за перевозками, к пассажирам
в этом случае не относятся. Они, как говорится,
«при исполнении».
Для возникновения
некоторых прав у получателя услуги
важно, чтобы он выполнил свои обязательства
перед перевозчиком. Например, в городском
автобусном сообщении действует правило,
согласно которому пассажир обязан оплатить
свой проезд до следующего после посадки
в автобус остановочного пункта. Воспользовавшийся
городским автобусом человек получает
права пассажира авансом в момент посадки
в автобус и располагает такими авансированными
правами до прибытия на очередной остановочный
пункт. После оплаты проезда получатель
услуги утверждается в правах пассажира.
Если же получатель услуги несвоевременно
оплатит свой проезд, то до момента исправления
этого нарушения он утратит права пассажира
как получателя услуг. Такой нарушитель
сможет при возникновении спорных ситуаций
требовать только возмещения вреда, причиненного
ему транспортным средством, как источником
повышенной опасности. Не оплативший проезд
человек по сути своих действий совершает
неправомерное пользование оказываемой
услугой. Отметим, что нарушители ни в
каком случае не освобождаются от установленных
обязанностей пассажира.
Иная ситуация возникает
при транспортных происшествиях, когда
к пассажирам относят всех лиц, которые
в момент происшествия находились в транспортном
средстве, но не осуществляли функций
по управлению этим транспортным средством.
Поэтому в данном случае подменный водитель,
кондуктор и контролеры имеют статус пассажира.
При выполнении
перевозок пассажиров без оказания
услуг все лица, кроме водителя,
находившиеся в транспортном средстве,
рассматриваются как пассажиры
в смысле законодательства по безопасности
дорожного движения. Меры по защите прав
потребителя в отношении таких пассажиров
не действуют, поскольку нет факта оказания
услуг в смысле гражданского законодательства
и соответствующие пассажиры не могут
быть отнесены к числу потребителей в
соответствии с федеральным законом «О
защите прав потребителей». Однако в отношении
таких пассажиров действуют нормы главы
59 ГК «Обязательства вследствие причинения
вреда».
К перевозкам пассажиров
условно относят также
2.2 Основные положения
о договоре перевозки пассажира
В соответствии
с ГК РФ договором признается соглашение
двух или нескольких лиц об установлении,
изменении или прекращении гражданских
прав и обязанностей.
По договору
перевозки пассажира перевозчик
обязуется перевезти пассажира
в пункт назначения, а в случае
сдачи пассажиром багажа - также доставить
багаж в пункт назначения и выдать его
уполномоченному на получение багажа
лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную
плату за проезд, а при сдаче багажа - и
за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Аналогичное в
основном понятие этого договора содержится
в ст. 75 УАТ, ст. 177 КТМ, где учтена специфика
отдельных видов транспорта. Так, например,
в КТМ дается расшифровка термина «перевозка»
(ст. 182). Она включает время нахождения
пассажира на судне, время посадки на судно
и высадки, а также время доставки пассажира
водным путем с берега на судно и обратно,
если плата за доставку включена в стоимость
билета либо судно, используемое для доставки,
было предоставлено перевозчиком. На железнодорожном
транспорте перевозка пассажира может
сопровождаться перевозкой не только
его багажа, но и грузобагажа (груза, иных
материальных ценностей, перевозимых
в пассажирских и почтово-багажных поездах).
Следовательно, при перевозке пассажира
и его багажа, а также грузобагажа пассажир
выступает и в качестве грузоотправителя
(ст. 90 ТУЖД). Что же касается речного транспорта,
то в УВВТ не дается понятия договора,
но права и обязанности сторон по этому
договору определены в ст. 104-106 УВВТ.