Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:32, реферат
В данной работе я постараюсь как можно шире проанализировать договор перевозки пассажира и более подробно остановлюсь на правах пассажира и ответственности перевозчика. В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.
Введение 3
1 Основные законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров 4
2 Договор перевозки пассажира
2.1 Правовое содержание понятий перевозка и пассажир 6
2.2 Основные положения о договоре перевозки пассажира 9
3 Права, обязанности и ответственность сторон по договору перевозки пассажира 13
4 Содержание договора перевозки пассажира 23
5 Защита прав пассажиров 26
Заключение 33
Список использованных нормативных актов 34
Список использованных материалов практики 35
Список использованной литературы 36
В связи с
тем, что пассажир оплачивает стоимость
проезда, договор перевозки пассажира
является возмездным договором. Указанный
договор является двусторонним, так как
участвуют две стороны: перевозчик и пассажир.
Однако если перевозка грузов в большинстве
случаев - реальная сделка, то перевозка
пассажиров во всех случаях - сделка консенсуальная,
т.е. после приобретения билета или багажной
квитанции договор считается заключенным,
а пассажир получает право требовать от
перевозчика выполнения им своих обязанностей.
Данный договор является также взаимным
т.е. каждая из сторон (пассажир и перевозчик)
приобретает права и одновременно несет
обязанности по отношению к другой стороне.
Кроме того, договор пе-ревозки пассажиров
транспортом общего пользования является
публичным.
Включение в
единое понятие договора перевозки
как пассажира, так и его багажа не дает
оснований для вывода о правовом единстве
этих двух договоров. Тем более что и признаки
их различны: договор перевозки багажа
- реальный, пассажира - консенсуальный
. Письменное оформление этих договоров
также различно: заключение договоров
перевозок пассажиров удостоверяется
проездными документами (билетами), а сдача
пассажирами багажа, грузоотправителями
грузобагажа - багажными , грузобагажными
квитанциями соответственно. Примерно
аналогичный порядок оформления перевозок
пассажиров и их багажа действует на воздушном
транспорте (ст. 105 ВК). Права и обязанности
сторон по договору перевозки пассажира
достаточно подробно регламентированы
законодательством. Установлены основания
для одностороннего расторжения договора
по инициативе как перевозчика, так и пассажира
(ст. 107 и 108 ВК).
Применяя правила
п. 1 ст. 786 ГК РФ, нужно учесть, что:
а) перевозчиком
в договоре перевозки пассажира
могут быть не только государственные
или муниципальные транспортные
организации, но и частные коммерческие
организации, а также индивидуальные предприниматели,
получившие в установленном порядке лицензию;
б) пассажиром могут
быть только граждане. Наряду с пассажиром
по одному билету к поездке могут
допускать бесплатно и его
ребенка без предоставления последнему
места. В этом случае ребенок признается
пассажиром, сделку в интересах которого
заключил законный представитель;
в) предмет договора
перевозки пассажира состоит
в том, чтобы перевозчик перевез
пассажира и сданный им багаж
в пункт назначения, а последний
оплатил проезд и провоз багажа. Провоз
багажа без пассажира по общему правилу
запрещается. Однако выдача багажа может
быть произведена как самому пассажиру,
так и управомоченному им лицу. Постатейный
комментарий к части второй ГК РФ/Гуев
А.Н. - М., 2000. С. 400-401
Особенностью
перевозки является то, что договор
начинает действовать не тогда, когда
Вы приобретаете билет, а в тот
момент, когда Вы вошли вагон поезда,
салон автобуса или на борт самолета.
Еще одна особенность
перевозки - невозможность для пассажира
управлять ситуацией. Если Вы едете в автобусе,
поезде или летите в самолете Ваша жизнь
зависит от профессионализма водителя
(машиниста, летчика), а также от массы
других обстоятельств.
Договор перевозки
пассажира заключается устно (при
предварительной продаже билетов) либо
путем совершения конклюдентных действий
(подача городского транспорта к остановке,
посадка пассажиров в транспорт). Доказательством
заключения договора является пассажирский
билет. Его, однако, нельзя рассматривать
в качестве письменной формы договора,
поскольку он не подписывается сторонами,
как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной
сделки.
Чаще всего
билеты выдаются без указания имени
пассажира. Именными являются билеты на
самолет, а также билеты на поезда
дальнего следования (в том числе льготные).
При пользовании
индивидуальными легковыми
На городских
видах транспорта (за исключением такси)
для удобства пассажиров продаются билеты
(на предъявителя) на поездки одним видом
городского транспорта или несколькими.
Приобретение такого билета еще не означает
заключения конкретного договора перевозки
пассажира хотя бы потому, что перевозчик
(транспортное предприятие) не индивидуализирован.
Конкретный договор
перевозки считается
Формы билетов (квитанций)
устанавливаются в соответствии
с транспортными уставами и кодексами.
Наряду с разовыми
билетами допускается оформление договора
перевозки пассажира билетами многократного
пользования (проездные билеты, сезонные,
единые и т. п.), используемыми обычно в
городском и пригородным пассажирском
транспорте. Постатейный комментарий
к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. - М., 2000. С.401
Договоры перевозки
пассажиров могут быть разовые (для
однократного проезда) и длительные.
Последние применяются при
3 Права, обязанности
и ответственность сторон по
договору перевозки пассажира
Основная обязанность
пассажира - уплата провозных платежей.
При-обретение билета и означает
исполнение данной обязанности, если пассажиру
не предоставлено право бесплатного проезда.
Пассажир обязан хранить билет до окончания
поездки и предъявить его в пути следования
по первому требованию должностных лиц,
уполномоченных на проверку проездных
до-кументов. Пассажир, обнаруженный в
поезде (на судне, в самолете) без би-лета
или с билетом, не дающим право на проезд
в данном поезде (на судне в самолете),
обязан уплатить штраф в установленном
размере и, кроме того, стоимость проезда
до ближайшей станции (порта). Затем он
либо приобрета-ет билет для дальнейшего
следования, либо удаляется из поезда
(снимается с рейса). Пассажиры при следовании
на транспортном средстве обязаны соблюдать
правила, установленные на каждом виде
транспорта. В частности, пассажиры обязаны
соблюдать общественный порядок, правила
пользования транспортными средствами,
вокзальными помещениями, бережно относиться
к имуществу транспортных организаций.
За нарушение этих положений пассажир
может быть привлечен к административной
ответственности.
При обнаружении
в сданном для перевозки багаже
предметов, перевозка которых в качестве
багажа запрещена, перевозчик имеет право
прекратить действие договора перевозки
пассажиров и багажа. Отправитель багажа
уплачивает при этом штраф в размере десятикратной
стоимости платы за перевозку багажа,
если в соответствии с законодательством
Российской Федерации перевозка таких
предметов не влечет за собой административной
или уголовной ответственности (ст. 131
ТУЖД).
Права, которые
принадлежат пассажиру, различны и
могут быть связа-ны с: а) заключением
и исполнением договора перевозки;
б) изменением первоначально заключенного
договора и в) отказом от его исполнения.
В са-мом общем виде они указаны в ст. 786
ГК и конкретизированы в транспорт-ных
уставах и кодексах. Кроме того, перечень
этих прав не замыкается в рамках транспортного
законодательства. Пассажир, выступающий
как потребитель, имеет и иные права, вытекающие
из Закона о защите прав потре-бителей
(гл. III).
Прежде всего,
пассажир имеет право приобретать
проездные документы (билеты) в любой
поезд, судно до указанной им железнодорожной
станции (порта) назначения, открытой для
осуществления операции по перевозке
пассажиров.
Пассажир имеет
право занять место в соответствии
с биле-том. В случае непредставления
пассажиру места согласно билету
перевоз-чик обязан предоставить ему
место хотя бы из более высокой категории
без взимания доплаты. При согласии пассажира
занять место меньшей стоимо-сти ему возвращается
разница. Если пассажир отказывается от
предложенной ему замены, перевозчик возвращает
стоимость проезда. Кроме того, пассажир
вправе провозить с собой бесплатно одного
ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном
и морском транспорте -- до 2 лет, а в городском
транс-порте -- до 7 лет), если он не занимает
отдельного места. Другие следующие с
пассажиром дети провозятся по детским
билетам с предоставлением от-дельного
места. Пассажир вправе также бесплатно
провозить с собой вещи (ручную кладь)
в пределах установленных весовых норм.
Сверх этих норм ручная кладь может провозиться
в качестве багажа за отдельную плату.
Ручную кладь следует отличать от багажа.
Последний, как правило, сдается перевозчику
и подлежит оплате, в то время как ручная
кладь находится при пассажире, и за ее
провоз плата не взимается. Если за сохранность
(целостность) багажа отвечает перевозчик,
то за целостность и сохранность ручной
клади - пассажир. Отдельный документ (квитанция,
билет, накладная и т. п.) на ручную кладь
не выдается.
Пас-сажир вправе
сделать одну остановку в пути,
предупредив о том перевозчи-
Далее, пассажир
имеет право: а) занять в пути следования
свободное ме-сто в вагоне (каюте)
более высокой категории с
доплатой разницы стоимо-сти проезда;
б) выехать (вылететь) поездом (судном,
самолетом), отходящим ранее того, на который
взят билет, сделав на нем необходимую
отметку в кассе станции (вокзала). Наконец,
пассажир вправе отказаться от договора
до начала перевозки или в пути следования.
Отказ может быть вынужден-ным (болезнь,
задержка рейса и т. д.) и добровольным.
При вынужденном от-казе пассажиру возвращаются
деньги по неиспользованному полностью
или частично билету. Последствия добровольного
отказа зависят от времени от-каза. Возвращаемая
пассажиру часть стоимости проезда обратно
пропорци-ональна количеству времени,
оставшемуся до отправления транспортного
средства. Она определяется в транспортных
уставах и кодексах.
В случае прекращения
договора в пути следования пассажиру
возвраща-ется стоимость проезда за непроследованное
расстояние. Во всех случаях возврата
проездных документов с пассажира взыскивается
установленный сбор. Так, при опоздании
на поезд в течение 3 ч, а вследствие болезни
или не-счастного случая - в течение 3 суток
с момента отправления поезда, на ко-торый
приобретен билет, пассажир имеет право
возобновить при условии доплаты стоимости
спального места (плацкарты) проездные
документы на другой поезд или получить
обратно стоимость проезда за вычетом
стоимо-сти плацкарты (ст. 92 ТУЖД).
При возврате неиспользованного
проездного документа (билета) для проезда
в поездах (судах) в билетную кассу
пассажир имеет право: не позднее
чем за 15 часов до отправления
поезда (судна) получить обратно стоимость
проезда, состоящую из стоимости билета
и стоимости плацкарты; менее чем за 15
часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления
поезда (судна) получить стоимость билета
и 50 процентов стоимости плацкарты; менее
чем за 4 часа до отправления поезда (судна)
получить обратно стоимость билета. Стоимость
плацкарты в таком случае не выплачивается.
Егиазаров В. А. Транспортное право - М.,
2001. С.130-131
Приведем несколько
примеров из судебной практики.
Гнутов обратился
в суд с иском к авиакомпании
"Сахалинские авиатрассы" о
возмещении материального ущерба и компенсации
морального вреда. При этом он ссылался
на то, что, приобретя в кассах авиакомпании
билеты, он с семьей 22 июня 1996 г. вылетел
в г.Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт
для обратного вылета в г.Южно-Сахалинск,
узнал, что его рейс отменен. Вылететь
в г.Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля
1996 г., но уже из г.Сеула, куда ему пришлось
добираться на такси.
По мнению Гнутова,
ему причинен материальный ущерб, состоящий
из стоимости не исполненной авиакомпанией
услуги, неустойки, стоимости дороги от
г.Пусана до г.Сеула и других транспортных
расходов. Причиненный ему моральный вред
истец оценил в 20 млн. рублей.
Дело неоднократно
рассматривалось различными судебными
инстанциями.
Решением Южно-Сахалинского
городского суда (оставленным без изменения
судебной коллегией по гражданским делам
Сахалинского областного суда) исковые
требования Гнутова удовлетворены частично:
в пользу истца взыскано 2 514 716 руб. в счет
возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении
остальных требований отказано.
Заместитель Генерального
прокурора РФ в протесте, внесенном
в Судебную коллегию по гражданским
делам Верховного Суда РФ в связи
с отсутствием кворума в
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного
Суда РФ судебные решения в части отказа
в удовлетворении иска о возмещении морального
вреда отменила и дело в этой части направила
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение СК Верховного Суда РФ от
28 августа 1998 г.
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской
Федерации рассмотрела в открытом судебном
заседании от 30 ноября 2000 года гражданское
дело по жалобе открытого акционерного
общества "Сахалинское морское пароходство"
на параграфы 116, 125, 126, 129 Правил перевозки
грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, утвержденных Министерством
морского флота СССР, Министерством путей
сообщения СССР, Министерством речного
флота РСФСР 24 апреля 1956 г., по кассационной
жалобе ОАО "Сахалинское морское пароходство"
на решение Верховного Суда Российской
Федерации от 15 сентября 2000 года, которым
в удовлетворении заявленного требования
отказано.
Решение Верховного
Суда Российской Федерации от 15 сентября
2000 года изменить, признать недействительным
(незаконным) параграф 126 Правил перевозки
грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, утвержденных Министерством
морского флота СССР, Министерством путей
сообщения СССР, Министерством речного
флота РСФСР 24 апреля 1956 г., в части, устанавливающей
предъявление счетов при платежных требованиях
на инкассо для списания в безакцептном
порядке со счета дебитора, а также признающей
счет правильным, если он не будет опротестован
дебитором в трехмесячный срок. В остальной
части решение суда оставить без изменения,
а кассационную жалобу ОАО "Сахалинское
морское пароходство" - без удовлетворения.
Определение Кассационной коллегии Верховного
Суда РФ