Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
|
|
1. Поддеть отверткой защитный колпак, сдвинуть
его с корпуса цилиндра и вывернуть наизнанку. |
2. Зажать цилиндр в тиски. |
3. Снять стопорное кольцо 1, придерживая
толкатель 2, и осторожно вывести толкатель
из цилиндра. |
|
|
|
4. Вынуть поршень 1 с манжетой 2. |
5. Вынуть клапан поршня. |
6. Вынуть внутреннюю манжету. |
|
|
|
7. Вынуть пружину. |
8. При ремонте главного цилиндра
штуцер отворачивать не рекомендуется,
если нет следов подтекания жидкости. |
9. Если необходимо снять бачок,
отворачивают штуцер бачка вместе с прокладкой
и снимают бачок вместе с прокладкой |
|
Осмотр и дефектовка деталей главного
цилиндра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Промыть детали главного цилиндра чистой
тормозной жидкостью и просушить. |
2. Зеркало главного цилиндра не должно
иметь рисок, раковин и очагов коррозии.
При наличии данных дефектов цилиндр заменить.
На резьбовых частях цилиндра не должно
быть механических повреждений. |
3. Манжеты главного цилиндра
должны быть упругими и эластичными. Рваные,
разбухшие и затвердевшие манжеты, а также
имеющие на рабочих поверхностях риски,
необходимо заменить. |
4. Конец толкателя и сопрягаемая
поверхность поршня не должны иметь явно
выраженных следов одностороннего износа.
Поверхности поршня, контактирующие с
зеркалом цилиндра, также не должны иметь
следов одностороннего износа. В противном
случае толкатель и поршень рекомендуется
заменить. Клапан поршня не должен иметь
видимых следов деформации и должен плотно
прилегать к торцу поршня. |
5. Защитный колпак главного цилиндра
не должен иметь трещин и сквозных отверстий.
Он должен устанавливаться на толкатель
и корпус главного цилиндра с небольшим
натягом. В противном случае колпак заменить. |
6. Сломанную или потерявшую упругие
свойства пружину необходимо заменить. |
7. Резьба наконечников трубки
и шланга не должна иметь механических
повреждений, штуцер наконечников — трещин
и следов видимой деформации. |
|
Сборка
Сборку главного цилиндра проводят
в порядке, обратном разборке. Перед
сборкой необходимо смазать свежей
тормозной жидкостью детали главного
цилиндра. Манжету устанавливают на поршень
рабочей кромкой внутрь цилиндра.
Рабочий цилиндр привода выключения
сцепления
3.1.6.1. Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
|
|
1. Снять колпачок 1, открыть клапан 2 на
рабочем цилиндре сцепления и
слить жидкость из системы
в емкость. |
2. Отсоединить наконечник
1 шланга от тормозной трубки, отвернув
гайку крепления. Отвернуть болт крепления
2 и отсоединить кронштейн 3 от кузова. |
3. Отвернуть два болта 1 крепления рабочего
цилиндра к картеру сцепления и снять
рабочий цилиндр. При этом вынуть толкатель
2 из рабочего цилиндра. |
|
азборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Зажать в тиски рабочий цилиндр. |
|
|
|
2. Cдвинуть защитный чехол 1 с корпуса цилиндра,
подцепив его отверткой, и снять его вместе
с поролоновой прокладкой. |
3. Снять стопорное кольцо 1, придерживая
поршень 2 в цилиндре. |
4. Вынуть поршень 1 с манжетой 2 и пружину
3. |
|
5. При необходимости вывернуть клапан
прокачки. |
|
Осмотр и дефектовка деталей рабочего
цилиндра
Осмотр и дефектовку деталей рабочего
цилиндра проводят аналогично осмотру
и дефектовке деталей главного цилиндра
сцепления (см. подраздел 3.1.5.3).
Возможные неисправности сцепления
с диафрагменной пружиной.
Их причины и методы устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
Неполное выключение сцепления |
Затрудненное перемещение ступицы
ведомого диска на шлицах ведущего
вала |
Зачистить шлицы |
Коробление ведомого диска |
Заменить ведомый диск |
Лепестки диафрагменной пружины
не лежат в одной плоскости |
Подогнуть концы лепестков |
Воздух в системе гидравлического
привода сцепления |
Прокачать систему гидравлического
привода сцепления |
Пробуксовка сцепления (снижение динамики
разгона) |
Снижение усилия диафрагменной пружины |
Заменить нажимной диск в сборе |
Износ фрикционных накладок до заклепок.
Образование глубоких кольцевых
рисок на рабочих поверхностях маховика
и нажимного диска |
Заменить ведомый диск или фрикционные
накладки. Заменить маховик или нажимной
диск |
Замасливание фрикционных накладок
ведомого диска |
Устранить причины попадания масла
на фрикционные накладки. Заменить
ведомый диск или фрикционные
накладки |
Засорение компенсационного отверстия
главного цилиндра или разбухание манжеты |
Очистить от загрязнения цилиндр
или заменить манжету |
Ощутимые рывки при включении
сцепления |
Износ фрикционных накладок до заклепок |
Заменить ведомый диск или фрикционные
накладки |
Замасливание фрикционных накладок ведомого
диска |
Устранить причины попадания масла
на фрикционные накладки. Заменить
ведомый диск или фрикционные накладки |
Затрудненное перемещение ступицы
ведомого диска на шлицах ведущего
вала |
Зачистить шлицы |
Лепестки диафрагменной пружины
не лежат в одной плоскости |
Подогнуть концы лепестков |
Потеря упругости пластинчатых пружин
крепления фрикционных накладок |
Заменить ведомый диск |
Повышенный шум и вибрация при
работе сцепления |
Поломка или потеря упругости демпферных
пружин ведомого диска |
Заменить ведомый диск |
Износ фрикционной шайбы ведомого
диска |
Заменить ведомый диск |
Отсутствие смазки или дефекты
на подшипнике |
Заменить подшипник |
При нажатии педаль сцепления без
сопротивления доходит до упора.
Сцепление при этом не выключается.
Выключить сцепление возможно только
резким быстрым нажатием на педаль |
Загрязнение главного цилиндра или большой
износ его зеркала |
Промыть или заменить главный цилиндр |
Износ или повреждение манжеты
поршня главного цилиндра |
Заменить манжету |
Понижение уровня жидкости в бачке
главного цилиндра выключения сцепления |
Подтекание жидкости через манжету
рабочего цилиндра привода выключения
сцепления |
Заменить манжету или рабочий
цилиндр |
Повышенный шум при работе двигателя |
Слабая затяжка соединений гидропривода
сцепления |
Затянуть соединения |
Скрип втулок педали сцепления |
Отсутствие смазки в пластмассовых
втулках педали сцепления |
Смазать втулки |
Износ пластмассовых втулок педали сцепления |
Заменить втулки |
Педаль сцепления не возвращается
в исходное положение |
Поломка или потеря упругих свойств
возвратной пружины |
Заменить пружину |
сцепление |
Двухдисковое сцепление (рис. 87) имеет
следующие детали, относящиеся к
ведущей части: маховик 4, средний
ведущий диск 5, нажимной диск 6 и
кожух 8. К ведомой части относятся
два ведомых диска 2 и 3. Усилие, сжимающее
диски, создается двенадцатью пружинами
7. Момент от двигателя передается посредством
четырех пазов на маховике, в которые
входят шипы дисков 5 и 6, перемещающиеся
в осевом направлении относительно
маховика.
К среднему ведущему диску с обеих сторон
приклепаны отжимные пластинчатые пружины
1. Они устанавливают при выключении сцепления
ведущий диск 5 в среднее положение между
маховиком и нажимным диском, освобождая
в равной мере оба ведомь1х диска. Соединение
нажимного диска с кожухом и установка
рычагов выключения 9 выполнены так же,
как и у однодискового сцепления, показанного
на рис. 85.
Рис. 88. Привод сцепления автомобиля
КрАЗ-255Б
Рис. 89. Привод сцепления автомобиля
«Волга» ГАЗ-24
Основные вращающиеся детали сцеплений
подвергают статической балансировке.
Кроме того, сцепление балансируют
в сборе с маховиком и коленчатым
валом двигателя. Точность балансировки
занисит от размеров сцепления и быстроходности
двигателя. Нажимной диск в сборе с кожухом
балансируют высверливанием металла из
его бобышек, ведомый диск — установкой
на него балансировочных пластин; 22 (см.
рис. 85). При снятии сцепления с маховика
необходимо отметить их взаимное положение,
чтобы при последующей сборке не нарушилась
их совместная балансировка.
Механический привод сцепления применяется
обычно при размещении педали вблизи от
сцепления. Рычаг 6 (рис. 88), укрепленный
на валу вилки 7 выключения сцепления,
соединен тягой 3 с рычагом 2 педали 1. Вилка
воздействует на муфту с упорным подшипником
8. При включенном сцеплении между подшипником
и упорным кольцом 9 рычагов выключения
имеется зазор а. Сервопружина 10 механического
усилителя удерживает детали привода
в исходном положении, при котором педаль
упирается в пол кабины. В начале хода
педали сервопружина противодействует
ее перемещению. Когда
ось сервопружины окажется ниже оси педали,
усилие сервопружипы будет способствовать
выключению сцепления. Сервопружина спи
жает максимальное усилие на педали на
30—35%. На автомобилях МАЗ применяется
пневматический усилитель привода сцепления. |
В гидравлическом
приводе сцепления |
В гидравлическом приводе сцепления
усилие от педали к вилке выключения
сцепления передается через жидкость,
находящуюся в главном цилиндре
3 (рис. 89), исполнительном цилиндре 6 и
соединяющем их трубопроводе 5. При
нажатии на педаль 1 сцепления поршень
4 главного цилиндра перемещается справа
налево и вытесняет жидкость в
трубопровод И исполнительный цилиндр.
Поршень 7 цилиндра через шток 8 поворачивает
вилку 9 выключения сцепления. Создаваемое
поршнем главного цилиндра давление жидкости
воспринимается поршнем исполнительного
цилиндра и передается на вилку выключения
сцепления.
Гидропривод сцепления применяется обычно
на легковых авто; мобилях. Он оказывается
удобным при размещении сцепления на значительном
расстоянии от места водителя (автобусы
с задним расположением двигателя) и в
случае установки на грузовых автомобилях
опрокидывающейся кабины. |
Регулировка
свободного хода педали сцепления |
Вследствие износа поверхностей трения
зазор между рычагами и подшипником
выключения, а следовательно, и свободный
ход педали, сцепления уменьшаются. Если
зазор исчезнет и рычаги выключения упрутся
в подшипник муфты, то усилие, сжимающее
диски, и момент, передаваемый сцеплением,
уменьшаются, так как сцепление полностью
не включается. При этом ведомые диски
сцепления пробуксовывают относительно
ведущих. Длительная эксплуатация автомобиля
при пробуксовывании сцепления приводит
к интенсивному износу фрикционных накладок
ведомых дисков, их короблению из-за сильного
нагрева, износу подшипника муфты выключения
сцепления. При чрезмерном увеличении
зазора И соответственно свободного хода
педали сцепление выключается не полностью.
О величине зазора между подшипником муфты
и рычагами выключения при механическом
приводе судят по свободному ходу педали
сцепления. Зазор регулируют изменением
длины тяги 3 (см. рис. 88), ввертывая в нее
вилку. 5, после чего затягивают контргайку
4.
Свободный ход педали сцепления при гидроприводе
определяется зазором между подшипником
муфты и рычагами выключения и зазором
а (см. рис. 89) между поршнем и штоком поршня
главного цилиндра. Первый зазор проверяют
по^свободному ходу щтока 8 и регулируют
изменением его длины. Этот зазор определяет
большую часть свободного хода педали.
Меньшую часть свободного хода педали
сцепления определяет зазор а между штоком
и поршнем главного цилиндра, который
регулируют изменением длины штока 2. |
У автомобиля ГАЗ-24
Волга регулировка привода выключения
сцепления (рис. 39) заключается в
установке свободного хода наружного
конца вилки 4 выключения сцепления,
равного 3—4 мм. При таком свободном
ходе устанавливается зазор 2,5 мм между
подшипником 2 муфты 3 выключения сцепления
и концами рычагов / выключения сцепления.
Уменьшение в процессе эксплуатации
свободного хода наружного конца
вилки до 1,5 мм говорит об уменьшении
зазора между концами рычагов
и подшипников и о необходимости
его регулировки. Регулировка заключается
в изменении длины толкателя 6
рабочего цилиндра 8 сцепления при
снятой оттяжной пружине 5 вилки и
отпущенной контргайке 7. После регулировки
оттяжную пружину надо установить на
место и плотно затянуть контргайку.
Полный ход наружного конца вилки
должен быть не менее 17 мм. Если он меньше
17 мм, то это указывает на наличие
воздуха в системе привода
сцепления.
При попадании воздуха
гидравлический привод выключения сцепления
необходимо прокачать.
Замасливание
фрикционных накладок
Если при нормальном
свободном ходе педали сцепление
все равно пробуксовывает , то, возможно,
замаслились фрикционные накладки. Необходимо
снять сцепление (рис. 40), для чего отвернуть
болты 7 крепления кожуха 5 к маховику 8,
предварительно сняв коробку передач.
Затем снимите кожух сцепления в сборе
с нажимным диском 6. При этом освобождается
ведомый диск 2 с фрикционными накладками
/ и 3 сцепления. Теперь проверьте, не замаслены
ли фрикционные накладки / и 3 ведомого
диска. Наиболее вероятными причинами
попадания масла на фрикционные накладки
могут быть повышенный уровень масла в
коробке передач и засорение дренажного
отверстия маховика, а также небрежная
смазка упорного подшипника первичного
вала коробки передач. Для устранения
замасливания фрикционных накладок тщательно
промойте бензином (керосином) накладки,
насухо протрите их и зачистите мелкой
шкуркой. Сильно замасленный ведомый диск
замените новым в сборе с фрикционными
накладками и
также устраните причины замасливания.
Уровень маслу в коробке передач
доведите до нормы, а дренажное отверстие
маховика прочистите.
Износ фрикционных
накладок
При износе фрикционных
накладок ведомого диска сцепление
также будет пробуксовывать , поскольку
свободный ход педали-сцепления уменьшается.
При небольшом износе
(накладка изношена полностью, если расстояние
между заклепками и рабочими поверхностями
меньше 0,2 мм) пробуксовку сцепления
можно устранить регулировкой свободного
хода, а при большом — только
заменой ведомого диска в сборе
с изношенными накладками. Фрикционные
накладки следует также заменять
при обнаружении на их поверхностях
трещин, при их неравномерном износе
(односторонних задирах) и прогорании.
Потеря
упругости нажимных пружин
Нажимные пружины
в результате длительной работы теряют
упругость. В этом случае сцепление
пробуксовывает , потому что нажимные
пружины создают недостаточное давление
на ведомый диск. Проверять состояние
нажимных пружин целесообразно на СТО,
так как для этого требуются специальные
приспособления и приборы. Ослабевшие
пружины нужно заменить.
Разбухание
резиновых деталей гидропривода
выключения сцепления
Пробуксовка сцепления
может возникнуть и из-за разбухания
резиновыхуплотнительныхколец5 (рис. 41,
а) и резинового кольцевого плавающего
клапана 7 поршня 6 главного цилиндра /
и засорения компенсационного отверстия
2 или разбухания резиновых уплотнительных
колец /2 и 14 (рис. 41, б) рабочего цилиндра
9 привода выключения сцепления.