Использование лизинга на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно пред-ставлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рас-считать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирма производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизин-га……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классифика-ция…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отноше-ний……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предпри-ятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классифика-ция…….19
2.2 Общая характеристика лизин-га………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сде-лок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуите-тов)……………………….28
2.3.2 Метод составляю-щих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономи-ки……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения креди-та………………...32
3 Использование лизинга на транспор-те……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехни-ки…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литерату-ры…………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

При оперативном лизинге  расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. Причем риск правильности приобретения имущества, риск порчи или утери объекта лежит в основном  на лизингодателе. Ставка  лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат6.

Ранее операции, связанные  с оперативным лизингом, не имели  тех преимуществ, которые  предоставлялись участникам сделок по финансовому лизингу. На оперативный лизинг не распространялось действие «Временного положения о лизинге», утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации. Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

При выделении видов лизинга, исходят, прежде всего, из признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам и преференциям; порядок лизинговых платежей.

По отношению  к арендуемому имуществу (или  по объему обслуживания) лизинг делится на: чистый (net leasing), когда все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При этом лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто, платежи. Большинство услуг на отечественном лизинговом рынке оборудования являются чистыми; полный, или, как его еще называют “мокрый” лизинг (wet leasing), когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Его используют, как правило, сами изготовители оборудования. По стоимости полный лизинг один из самых дорогих, так как у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, сопровождение квалифицированным персоналом, ремонт, поставку необходимого сырья и комплектующих изделий и др.; частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

По типу финансирования лизинг делится на: срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества; возобновляемый (револьверный), при котором после истечения первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. При этом объекты лизинга через определенное время в зависимости от износа и по желанию лизингополучателя меняются на более совершенные образцы. Лизингополучатель принимает на себя все расходы по замене оборудования. Количество объектов лизинга и сроки их использования по возобновляемому лизингу заранее сторонами не оговариваются.

В зависимости  от состава участников (субъектов) сделки различают следующие виды лизинга: прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка).  По сути, эту сделку нельзя назвать классической лизинговой сделкой, так как в ней не участвует лизинговая компания; косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, причем каждый из них выступает самостоятельно; раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон) - leveraged leasing. Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п. Такой лизинг называется еще групповым, или акционерным, лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением кредитных средств у ряда банков, а также страхованием лизингового имущества и возврата лизинговых платежей с помощью страховых пулов. Этот вид лизинга считается наиболее сложным, так как ему присуще многоканальное финансирование. Специфической особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатели обеспечивают лишь часть суммы, которая необходима для покупки объекта лизинга. Эти средства привлекаются и аккумулируются путем выпуска акций и распространения их среди лизингодателей, принимающих участие в финансировании сделки. Оставшаяся часть контрактной стоимости объекта лизинга финансируется кредиторами (банками, другими инвесторами).  Характерно, что при этом кредиторы не имеют, как правило, права востребования задолженности по кредитам непосредственно у лизингодателей. В этих сделках ввиду множества участвующих сторон присутствуют: поверенный кредиторов - для координации действий займодателей, и поверенный лизингодателей - для управления совместными действиями контрагентов. Поверенный лизингодателей действует в качестве номинального лизингодателя и получает титул собственника оборудования. Он же распределяет прибыль между акционерами.

По типу имущества различают: лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.п.), в том числе нового и бывшего в употреблении; лизинг недвижимости (здания, сооружения).

По степени  окупаемости имущества лизинг подразделяется на: лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества; лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.

По отношению  к налоговым, амортизационным льготам  различают лизинг: с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п.; без использования льгот.

 

1.2 Правовые  основы лизинговых отношений

Регулирование лизинговых операций в России осуществляется комплексом законодательных актов (Гражданский  кодекс) и нормативных документов (постановления Правительства России и нормативные акты федеральных органов власти). Отдельные виды лизинговых операций (например, международные) осуществляются с соблюдением норм таможенного и валютного законодательства. Лизинговая деятельность, как любая предпринимательская деятельность, осуществляется в рамках норм российского законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт и налогообложение. Законодательная база, регулирующая лизинговые операции, развивается одновременно с созданием российского правового поля в целом.

До  1996  года  в  соответствии  с  российским   гражданским   правом лизинговые  операции  могли  проводиться  в  качестве  сделок  «хотя  и   не предусмотренных законом, но и не противоречащих  ему»  (ст.  4  Гражданского кодекса РСФСР 1964 года,  ст.  8  Гражданского  кодекса  РСФСР  1994  года).

Наличие   в   финансовой   аренде   элементов   договора   купли-продажи   и имущественного  найма  делало  возможным  применение  по  аналогии  (ст.  10 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст.  6  Гражданского  кодекса РФ) норм, регулирующих упомянутые виды договоров.

Формирование  гражданско-правового   института   лизинга   в   России продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования  лизинговых отношений стал Указ Президента Российской  Федерации  от  17  сентября  1994 года  “О  развитии  финансового  лизинга  в  инвестиционной   деятельности”, носивший во многом порученческий характер. Указ содержал  некоторые  спорные положения,  которые  не  были  восприняты   последующим   законодательством. Например,  допускалось,  что  предметом  договора  о  лизинге   могут   быть имущественные  права.   В   Указе   Президент   предписывал   Правительству, министерствам и ведомствам провести  определенные  мероприятия,  разработать документы и внести предложения по подготовке базы  для  развития  лизинговых отношений в Российской Федерации.

29 июня  1995  года  Правительство  приняло   постановление  №  633  “О развитии лизинга  в  инвестиционной  деятельности”,  утвердившее  “Временное положение  о  лизинге”  (далее  «Временное  положение  о   лизинге»).   Этот нормативный  акт  положил  начало   конкретному   регулированию   лизинговых отношений,   поскольку   ранее    участники    лизинговых    сделок    могли руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.

Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения,  стала  вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года. Лизинговые  сделки  описаны  в  параграфе  6   главы   34   («Аренда») Гражданского кодекса РФ. Этот параграф  носит  название  «Финансовая  аренда (лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны  определение  договора финансовой аренды, предмета договора, порядок  передачи  предмета  договора, перехода к арендатору  риска  случайной  гибели,  ответственности  продавца.

8 февраля 1998 года  Президентом  Российской  Федерации  был  подписан Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к  конвенции УНИДРУА “О  международном  финансовом  лизинге”  (далее  Конвенция).  Данная конвенция  разрабатывалась  с  1974   года   Международным   институтом   по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее  согласовали в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.

Основная  цель  Конвенции   –   унификация   правового   регулирования отношений,  возникающих  в  связи  с   осуществлением   сделок   финансового международного лизинга.     Предметом регулирования  Конвенции  являются  те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь  находятся в разных  странах  и  срок  лизинга  оборудования  приближается  к  сроку  его амортизации.  В Конвенции, в частности, зафиксированы такие  важные  положения,  как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору  аренды.  В  ней   предусмотрено   освобождение   лизингодателя   – собственника  оборудования  от  ответственности   за   ущерб   или   убытки, причиненные  этим  оборудованием  лизингополучателю   или   третьим   лицам.

Конвенция создала только  общие контуры регулирования международных лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками  в  зависимости  от конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в  целом, а  также  отступать  от  тех  или  иных  ее  положений,   кроме   специально оговоренных. Россия присоединилась к Конвенции с заявлением  о  том,  что   “вместо положений  п.  3  ст.  8  Конвенции  она  будет   применять   нормы   своего гражданского   законодательства”.  

Правовое регулирование лизинговых сделок в настоящее время регламентировано двумя основными документами: Гражданским кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (с изменениями от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"»).

Гражданским кодексом установлен приоритет действующего законодательства о лизинге над общими нормами об аренде. Понятие лизинга (финансовой аренды) определено в ст. 665 ГК РФ. Лизинг рассматривается как сделка, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить такое имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Это определение по смысловому значению совпадает с определением лизинга, содержащимся в Законе «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Большинство специалистов считают, что по своей сути лизинг схож с кредитными отношениями, поскольку и те и другие базируются на принципах срочности, платности и возвратности. Лизинг часто определяется как форма долгосрочного кредита в виде функционирующего капитала. В настоящее время лизинг часто используется как специфическая форма финансирования на приобретение стандартного или уникального оборудования для различных отраслей народного хозяйства, альтернативная банковскому кредиту.

С 2002 г. изменился порядок  правового регулирования лизинговых сделок, что обусловлено изменениями, внесенными в Закон «О лизинге». Основные преобразования были обусловлены существующим несоответствием и несогласованностью многих положений действующих нормативно-правовых актов. В новой редакции Закона расширены источники средств, привлекаемых для лизинговой деятельности, в частности лизинговые компании, получили возможность использовать средства не только юридических, но и физических лиц.

По сравнению с предыдущей редакцией Закона нынешняя редакция выделяет лишь два вида лизинга: внутренний и международный. Очевидно, что предусмотренные ранее виды лизинга по-прежнему могут использоваться сторонами как не противоречащие Закону.

Закон предоставляет возможность предусматривать в договоре, на чьем балансе будет числиться имущество: лизингодателя или лизингополучателя. В предыдущей редакции документа при использовании, например, оперативного лизинга имущество учитывалось на балансе лизингодателя.

Информация о работе Использование лизинга на транспорте