Использование лизинга на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно пред-ставлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рас-считать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирма производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизин-га……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классифика-ция…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отноше-ний……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предпри-ятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классифика-ция…….19
2.2 Общая характеристика лизин-га………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сде-лок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуите-тов)……………………….28
2.3.2 Метод составляю-щих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономи-ки……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения креди-та………………...32
3 Использование лизинга на транспор-те……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехни-ки…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литерату-ры…………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Основными препятствиями  для развития лизинга в России являются: высокие ставки и короткие сроки кредитования; высокий уровень налогов; отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость; отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка

Тем не менее, лизинг является более перспективным источником долгосрочного финансирования для отдельного предприятия, чем долгосрочный банковский кредит.

 

2.3 Методика  расчета лизинговых сделок

Лизинговые платежи  представляют собой в концентрированном  виде всю финансовую часть лизингового  проекта. Именно они определяют для  лизингодателя как возможность погашения понесенных затрат, так и возможность получения прибыли по сделке. Методы расчета лизинговых платежей и формы представления их результатов должны быть адекватны уровню лизингового проекта.

При лизинге взаимоотношения  сторон существенным образом разнесены  во времени, и движение денежных средств кардинально отличается от формируемых результатов доходов и расходов по компании. Поэтому каждый расчет лизинговых платежей вносит свой вклад в формирование судьбы лизинговой компании на ряд лет. Лизинговая деятельность является сложной и долгосрочной. Лизинговая сделка представляет собой совокупность финансовых взаимоотношений большого количества сторон, имеющих длительный характер. Одновременный учет интересов всех сторон и является процессом расчета лизинговой сделки. Каждый лизинговый договор фактически представляет собой отдельный инвестиционный проект, разрабатываемый по своим правилам с учетом маркетинговой, производственной и финансовой части12.

В настоящее время  чаще всего практикуются три основных методики расчета лизинговых платежей:

1. Метод финансовых рент (аннуитетов);

2. Метод составляющих;

3. Методика, рекомендованная  Министерством экономики РФ.

Каждая методика строится на одном из двух подходов. Первый подход заключается в том, что с помощью определенной формулы задается график лизинговых платежей и на его основе рассчитывается график погашения основного долга по кредиту (Метод финансовых рент). Второй подход заключается в том, что график лизинговых платежей рассчитывается на основе заданной совокупности расходов (Метод составляющих или Метод Министерства экономики).

2.3.1 Метод финансовых  рент (аннуитетов)

Этот метод использует процентный подход к определению  лизинговых платежей. Предполагается, что все лизинговые платежи одинаковы в каждом периоде в течение срока лизинга и единовременный лизинговый платеж включает в себя частичное погашение стоимости имущества, сданного в лизинг, а также процент с неоплаченной части стоимости имущества. Весь расчет лизингового договора представляет расчет кредитного договора с определенной ставкой без учета налогов лизинговой компании и иных сопутствующих сделке расходов. После расчета общей суммы платежей и единовременного платежа лизинговый платеж не разбивается на составляющие, а определяется как возврат кредита и процентов за него. Данный процент получил название “Лизинговый процент”, но так как методика не получила однозначного толкования в кругах лизингодателей, то и понятие “Лизинговый процент” понимается по-разному. Как определять этот лизинговый процент, в методике не говорится, но предполагается, что за счет него покрываются все расходы лизинговой компании.

Методика состоит в том, что рассчитываются равномерные платежи в течение всего срока договора. Величина одного (одинакового) платежа вычисляется на основе суммы выданного кредита с использованием теории финансовых рент. После определения суммы одного платежа производится расчет долей возврата кредита и процентов за него в данном платеже. По мере увеличения номера платежа доля возвращаемого кредита увеличивается, а доля процентов за него снижается.  
          Кроме того, методика позволяет рассчитывать платежи с учетом авансов и выкупной стоимости с незначительной корректировкой формулы. Данный метод с равномерными лизинговыми платежами получил большое распространение, особенно для лизинга автотранспорта. Его удобство в том, что его очень просто преподносить в рекламных материалах и описывать в договорах.

Метод финансовых рент оперирует  понятием поступления лизинговых платежей и процедуры разделения этих платежей на погашение основного долга и процентов по кредиту. Методика не говорит о том, как зачитывать аванс и какие лизинговые платежи будут начислены по договору лизинга. Она говорит только о графике перечисления денежных средств по договору лизинга, но не об отражении их как начисления лизинговых платежей в доходах лизинговой компании. Кроме того, данная методика не гарантирует, что лизинговой компании хватит денежных средств для погашения своих обязательств, особенно если кроме погашения кредита у лизинговой компании есть иные расходы (НДС, налог на имущество). 
        Необходимо отметить, что, с учетом вышеизложенных особенностей, равномерные лизинговые платежи являются привилегией исключительно крупных лизинговых компаний, в которых отдельные лизинговые договоры являются малыми по сравнению с общим портфелем договоров. В этом случае убытки одних сделок могут перекрываться прибылью других сделок. Наиболее опасно применять подобный метод расчета лизинговых платежей к крупным сделкам.

2.3.2 Метод составляющих

Метод основан на том, что лизинговый платеж в каждом периоде  формируется из суммы денежных расходов лизинговой компании исходя из статей Бюджета движения денежных средств.

В отличие от предыдущих методик, в данной методике определяющими  являются не заданные лизинговые платежи, а заданная структура расходов лизинговой компании. Схема обратная. Сначала задаются графики расходов: график погашения кредита, проценты по нему, налог на имущество, вознаграждение лизинговой компании, НДС в бюджет, а после этого с помощью суммирования данных расходов определяется лизинговый платеж в каждом периоде. Внимание уделяется исключительно графику перечисления денежных средств без учета формирования налога на прибыль и соблюдения корректных источников погашения кредита. Кроме того, может быть учтен аванс по договору лизинга и выкупная стоимость по окончании договора лизинга, но при этом ничего не говорится о начислении лизинговых платежей и зачете аванса.

Если сравнивать его  с методикой финансовых рент, то получается, что в лизинговый процент должны войти проценты по кредиту, налог на имущество, вознаграждение и НДС. Рассчитанный таким образом лизинговый платеж учитывает только движение денежных средств и не учитывает, что НДС в начальные периоды не будет платиться в бюджет, а будет зачитываться с НДС, возмещаемым из бюджета. Данный расчет не показывает финансового состояния лизинговой компании по “Бюджету Доходов и Расходов”, а так как кредит гасится равномерно и нарушены корректные источники погашения кредита, то возникают определенные сложности.

Данный метод может  быть использован только при приемлемом влиянии его результатов на финансовое состояние компании.

2.3.3 Метод Министерства  экономики

“Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей”, утвержденные Минэкономики, были приняты 16 апреля 1996 г. Методика учитывает, что весь лизинговый платеж (ЛП) включает в себя сумму амортизационных отчислений (АО) за лизинговое имущество за весь срок действия договора, плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы (ПК), комиссионное вознаграждение (КВ) и плату за дополнительные услуги (ДУ) лизингодателя, предусмотренные договором, а также налог на добавленную стоимость.

ЛП=АО+ПК+КВ+ДУ+НДС         (1)

Кроме того, методика предусматривает  несколько вариантов платежей: с  авансовым платежом и без него, с выкупом оборудования по остаточной стоимости по истечении срока договора и без выкупа, но им не уделено должного внимания. Методикой предлагается очень упрощенный способ расчета амортизационных отчислений, платы за кредит, комиссионного вознаграждения. Можно модифицировать методику и рассчитывать составляющие лизинговых платежей точно, а не примерно. Это особенно важно с учетом того, что чаще всего кредит берется не только на сумму стоимости имущества, а также на НДС, уплачиваемый поставщикам, а, следовательно, и проценты начисляются на сумму долга по кредиту, включающему НДС.

В сумму выручки в расчетном году включаются: амортизационные отчисления, плата за использованные кредитные ресурсы, сумма вознаграждения лизингодателю и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором.

После расчета общей  суммы лизинговых платежей в методике “рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты”. Лизинговые взносы рассчитываются делением общей суммы лизинговых платежей на количество периодов. В представленном виде данный метод не может быть использован без доработки.

2.3.4 Метод подбора  графика погашения кредита

Метод заключается в  том, что задается график перечисления денежных средств по договору и на основе этого с учетом всех расходов лизинговой компании и ее вознаграждений определяется график погашения основного долга по кредиту. График перечисления денежных средств может быть задан на основании бизнес-плана проекта, для развития которого в лизинг передается имущество. Этот график может иметь возрастающий размер платежей в каждом периоде, а может учитывать сезонность выпускаемой лизингополучателем продукции (золотодобыча, сельское хозяйство).

Метод можно описать  следующим образом. Лизинговая компания по согласованию с клиентом формирует примерный график платежей на срок лизинга. После этого лизинговая компания формирует “Бюджет Движения Денежных Средств” и, вычитая в каждом периоде из запланированного платежа проценты по кредиту, налог на имущество, свое вознаграждение и иные расходы, получает сумму погашения основного долга. Схема подбора графика погашения основного долга через формирование “Бюджета Движения Денежных Средств” позволяет учесть все расходы лизинговой компании, в том числе НДС, налог на имущество и налог на прибыль.

Необходимо отметить, что экономический подход, используемый в предлагаемой Модифицированной методике, позволяет сбалансировать все показатели как по Бюджету Доходов и Расходов, так и по Бюджету Движения Денежных Средств, полностью отражает экономическую суть лизинга и наилучшим образом подходит для лизинговых компаний. Иными методами также можно пользоваться, но их нужно переработать и адаптировать для конкретной лизинговой компании. Адаптация методики заключается в понимании последствий ее применения для предприятия как с учетом “Бюджета Доходов и Расходов”, так и с учетом “Бюджета Движения Денежных Средств”.

 

3 Использование  лизинга на транспорте

3.1 Лизинг авиатехники

Лизинг авиатехники  сегодня развивается достаточно динамично. Потребность авиакомпаний  России в высокой провозной мощности парка авиалайнеров растет вследствие списания стареющей авиатехники и увеличения объемов перевозок пассажиров. Как результат, на рынке авиационного лизинга появляется множество компаний, стремящихся удовлетворить данную потребность. Помимо отечественных лизинговых компаний, предлагающих в аренду воздушные суда отечественного производства, на рынке появляется все большее количество иностранных лизинговых компаний, сдающих в аренду авиалайнеры западного происхождения13. После снижения 17 января 2007 года таможенных пошлин на ввоз иностранных самолетов, их количество будет стремительно расти, составляя значительную конкуренцию отечественным лизинговым компаниям.

Отечественная авиатехника  в значительной степени выработала свой ресурс. По мнению НИИЭАП (научно-исследовательского института экономики авиационной промышленности), единственным источником средств у авиакомпании на обновление парка является выручка от эксплуатации имеющегося парка воздушных судов (как старых, так и вновь закупленных). Капитал в отрасль проникает медленно. Авиационная промышленность России гражданского назначения находится в глубоком кризисе. Как всегда бывает, если вовремя не принять мер, то последствия кризиса уже через несколько лет могут стать необратимыми. Сегодня из множества российских авиаперевозчиков положительный баланс деятельности имеет лишь незначительная часть компаний, но даже они не в состоянии самостоятельно закупать технику. Выходом из положения становится сотрудничество с лизинговыми компаниями, которые берут на себя функцию финансирования закупки.

И лизинг, и оперативная  аренда предполагают, что суммарный  объем платежей за срок эксплуатации воздушного судна превышает стоимость закупаемого воздушного судна в 1,3-1,6 раза. Вместе с ними возрастают текущие годовые выплаты по аренде или лизинговые платежи, замещающие при таких формах продаж амортизационные расходы. Для того, чтобы при таких условиях сделать лизинг в авиатехнике рентабельным, необходимо проводить детальное планирование и прогнозирование всех денежных потоков, производственных и хозяйственных расходов на этапе перед заключением договора. Следует учитывать также перспективы развития компании, тенденции изменения пассажиропотока и все текущие нюансы развития авиа отрасли.

Для лизинга авиатехники более перспективным видом лизинга является оперативный лизинг. Лизингополучатель имеет возможность реально использовать дорогостоящую авиатехнику без больших начальных вложений. При этом основные расходы несет собственник, авиакомпания же несет расходы лишь по арендному платежу. Устойчивый график погашения платежей дает возможность скоординировать затраты на капитальные вложения и поступления от основного вида деятельности, тем самым способствуя надежному и эффективному финансовому планированию. Оперативный лизинг считается более перспективным еще и потому, что срок сделки, в отличие от финансового лизинга, составляет 5-10 лет, что позволяет как лизингодателю, так и лизингополучателю более гибко реагировать на требования и изменения рынка. Кроме того, появляется возможность более быстрого пополнения и обновления парка воздушных судов, планирования оперативной деятельности на более короткий период14.

Лизинг Авиационного оборудования входит в пятёрку самых  дорогостоящих сфер лизинга, следовательно, связан с повышенными рисками для лизингодателей. При таких сделках, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации к  лизингу авиационной техники  можно применить страхование имущества и страхование риска предпринимательской деятельности (риска неполучения лизингодателем лизинговых платежей). При выборе страховой компании определяющими являются следующие критерии: высокий уровень надежности (регулярное составление  рейтингов страховых компаний позволяет постоянно отслеживать уровни надежности страховщиков); наличие в спектре предлагаемых страховых услуг страхования рисков гибели, пропажи без вести и повреждения авиационной техники (высокая стоимость авиационной техники, в первую очередь воздушных судов, приводит к тому, что очень не многие страховые организации специализируются на предложении данного вида страховых услуг); предлагаемый размер страховых тарифов; включение условия об уплате страховой премии в рассрочку.

Информация о работе Использование лизинга на транспорте