Использование лизинга на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно пред-ставлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рас-считать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирма производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизин-га……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классифика-ция…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отноше-ний……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предпри-ятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классифика-ция…….19
2.2 Общая характеристика лизин-га………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сде-лок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуите-тов)……………………….28
2.3.2 Метод составляю-щих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономи-ки……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения креди-та………………...32
3 Использование лизинга на транспор-те……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехни-ки…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литерату-ры…………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день рынок лизинга в России нельзя назвать насыщенным, несмотря на то, что на российской площадке работает около 200 лизинговых компаний. Из них крупными игроками считаются не больше 20-ти, говоря об автолизинге, эксперты выделяют от 6 до 10-ти профильных операторов. Среди игроков, занимающихся продажей автомобилей в лизинг, можно выделить несколько групп: это банки, универсальные лизинговые компании, а также автодилеры, которые сотрудничают со многими лизинговыми компаниями и предлагают так называемый мультилизинг (обычно 5-6 предложений от разных лизинговых операторов).

Бурный рост автомобильного рынка приводит к тому, что с  каждым годом игроков становится все больше, а приход новых участников неминуемо влечет рост здоровой конкуренции и делает услугу более дешевой и качественной. Активизация деятельности лизинговых операторов обусловлена также тенденцией укрепления рубля и переходом многих хозяйствующих субъектов на взаиморасчеты в российской валюте. "Сейчас практически все клиенты, генерирующие рублевую выручку, ориентированы на графики лизинговых платежей в рублях, что дает неоспоримое преимущество для российских лизинговых компаний, имеющих стабильное финансирование", - отмечают в объединенной лизинговой компании "Центр-Капитал".

На данный момент на рынке  существует два основных вида автолизинга, которые активно развиваются  и пользуются популярностью - это  финансовый (после окончания срока  лизинга автомобиль переходит в  собственность юридическому лицу) и оперативный (после окончания срока лизинга юридическое лицо может выкупить автомобиль за остаточную стоимость).

По популярности автолизинг уже вполне может конкурировать  с автокредитом, тем более что обладает многими преимуществами. Во-первых, это удобно: быстрое оформление документов (в течение 1 дня), продолжительные сроки действия контракта. Максимальный срок банковского кредита на рынке банковских услуг составляет 12-24 месяцев, при покупке в лизинг срок финансирования может варьироваться от 24 до 60 месяцев. Как правило, банками предъявляются дополнительные требования для получения кредита (открытие счетов, перевод оборотов и т.д.), а для получения требуется ликвидный залог и история расчетного счета в банке-кредиторе. При лизинге этих документов предоставлять не требуется, ведь автомобиль после заключения сделки останется числиться на балансе лизингодателя. Покупателю достаточно иметь 25-30% от стоимости автомобиля для оплаты авансового платежа, при этом залог не требуется.

Во-вторых, покупка транспорта в лизинг для предприятий выходит выгоднее, чем в кредит. Действующим законодательством, регламентирующим лизинговые операции на территории РФ, предусмотрена ускоренная амортизация предмета лизинга и отнесение лизинговых платежей на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую базу юридических лиц. Если выдерживаются четкие соглашения по корпоративным дисконтам той или иной марки между представительством и лизинговой компанией, то можно рассчитывать на скидки, а при покупке партии автомобилей - это хороший плюс. В-третьих, приобретая машину в лизинг, покупатель полностью избавлен от сопутствующих хлопот: уплаты транспортного налога и налога на имущество, оплаты страховки, всех затрат по постановке и снятию с учета в ГИБДД, прохождению технического осмотра - всем этим занимается лизингодатель, поскольку автомобиль отражается на балансе лизинговой компании.

Объем продаж легковых автомобилей  в лизинг у лизинговых операторов составляет в среднем 100-150 автомобилей ежемесячно. Как правило, малые и средние предприятия заключают контракт сроком на три года, сумма контракта обычно не превышает 300 тыс. долларов США. Наиболее востребованными марками считаются автомобили массового спроса в ценовом сегменте от 15 до 35 тыс. долларов США. Фаворитом корпоративных продаж сегодня единодушно считается марка Ford. Среди востребованных марок также: Hyundai, Renault, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Toyota, Nissan, Mitsubishi, в сегменте премиум это Volvo, Audi, Lexus. С активным развитием российского коммерческого транспорта, отечественные автомобили также держат высокий рейтинг. В первую очередь, речь идет о продукции Горьковского автомобильного завода: это модели "Волга", "Газель", "Maxus".

В последнее время  стало больше сделок и по лизингу  грузового автотранспорта, используемого для международных перевозок. Это связано, с одной стороны, с резким ростом спроса на автомобили в России, а, следовательно, и средствам их доставки; с другой стороны, с тем, что для данного вида транспорта разрешен льготным режим налогообложения при использовании лизинговой схемы - международного лизинга.

Несмотря на то, что  автолизинг с каждым годом демонстрирует прирост, на данный момент для этого сегмента все еще актуальны сдерживающие факторы, отмечают эксперты. Прежде всего, это отсутствие опыта взаимодействия с широким спектром контрагентов для выполнения условий по обслуживанию переданного в лизинг автотранспорта, а также низкая квалификация и недостаточная численность персонала. В итоге, далеко не каждой лизинговой компании под силу обслуживание крупных автолизинговых контрактов не только в центральной части России, но тем более в отдаленных регионах. Еще одна актуальная проблема кроется в существовании двойной отчетности на многих предприятиях, официальная часть которой часто не дает возможности получить одобрение лизингодателя. Пытаясь идти навстречу клиентам, многие лизинговые компании в последнее время принимают в расчет неофициальные доходы клиентов и упрощают свои требования.

Кроме того, российским законодательством  лизинг разрешен лишь в коммерческих целях и для юридических лиц, что отсекает значительную потенциальную часть потенциальных клиентов, то есть частников. Некоторые дилеры идут навстречу клиентам и предоставляют розничный продукт, так называемый "лизинг для физлиц" (юридически такого термина не существует), который успешно продается в странах Европы и США. Фактически это договор долгосрочной аренды с правом последующего выкупа автомобиля.

Лизинговые операторы  единодушно находят подобную услугу в России бесперспективной и невыгодной, так как преимущество лизинговых схем основывается на экономии налога на прибыль, а физическое лицо этим понятием не оперирует. Пока "лизинг для физических лиц" пользуется спросом лишь потому, что автокредитование еще не в состоянии полностью удовлетворять потребности населения, а также благодаря низкой финансовой грамотности, считает большинство экспертов.

Изменение российского  законодательства, которое позволило бы, подобно лизингу для юридических лиц, снижать подоходный налог физического лица, арендующего транспортное средство, придало бы ощутимый импульс делу развития лизинга в России, считают эксперты, и существенно увеличило бы удельный вес сегмента автолизинга в общей массе автомобильных продаж. "Только в этом случае возможен ощутимый рост.

Большинство экспертов  оценивает уровень конкуренции  между лизинговыми компаниями как очень жесткий. Однако, несмотря на это, авторынок сам по себе развивается очень активно, позволяя все новым и новым игрокам выходить довольно свободно. По оценке лизинговых операторов, насыщения можно ожидать не ранее, чем через 3-5 лет, но уже сейчас можно прогнозировать типичные для бурно развивающегося рынка процессы. В связи с растущей конкуренцией количество игроков, оперирующих в данном сегменте, будет уменьшаться, не исключается, что уже в ближайшее время следует ожидать начала слияний и поглощений. Все это будет сопровождаться обострением ценовой конкуренции, улучшением качества и дальнейшего расширения спектра предоставляемых услуг.

Несмотря на существование  стандартного набора лизинговых схем, ожидать появления принципиально  новых продуктов в этом сегменте не стоит. Основной тенденцией будущего становится оперативный лизинг, а также "Full service" - европейская схема аренды, которая включает в себя не только покупку автомобиля, но и ее обслуживание.

Понятие "оперативный  лизинг" по своей сути ближе к "долгосрочной аренде" и предполагает многократное использование предмета лизинга. Оперативный лизинг означает, что по истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается. Некоторые компании по прошествии срока договора не желают брать на баланс использованную технику и предпочитают вернуть ее лизингодателю, оформив новый договор. Это актуально в том случае, если арендуемая техника успела за годы эксплуатации устареть, или она была нужна арендатору лишь на время для выполнения тех или иных работ. При огромном разнообразии автомобилей сегодня и учитывая, что по прошествии двух лет в России заработает как минимум 5 новых автозаводов по сборке иномарок, оперативный лизинг может стать очень интересным предложением для юридических лиц.

Оперативный лизинг выгоден еще и тем, что, если при финансовом лизинге клиент получает пакет всего лишь из трех услуг,- это финансирование, регистрацию и страхование, то, выбирая оперативный лизинг, он получает целый комплекс услуг. Это: регистрация автомобиля в ГИБДД с уплатой всех налогов и сборов; прохождение государственных техосмотров; страхование (расходы по страхованию при этом они могут быть также включены в состав лизинговых платежей); регламентированное техническое обслуживание; ремонт автомобиля; помощь на дороге и эвакуацию; комплект зимних шин; замена и хранение шин. Это основные услуги, но существуют еще и дополнительные: топливная карта и ведение путевых листов; услуги водителя; подменный автомобиль на время ремонта и технического обслуживания; стоянка автомобиля; регулярная мойка и чистка салона; обработка ДТП (прием звонка, эвакуация, решение вопросов со страховыми компаниями и ГИБДД); доставка авто до (от) офиса клиента для технического обслуживания или шиномонтажа и др.

Таким образом, лизинговые операторы уже в ближайшее время начнут жестко конкурировать не только между собой и банками, но и с автомобильными дилерами в сфере автообслуживания, что можно считать принципиально новой конъюнктурной плоскостью. Конкуренция может возникнуть и в сегменте по продаже подержанных автомобилей, ведь развитие оперативного лизинга неминуемо приведет к возникновению вторичного автолизингового рынка. Правда, пока эта перспектива находится в зачаточном состоянии: сказывается отсутствие опыта, есть сложности при оценке стоимости и перепродаже имущества, бывшего в употреблении, но лизинговые операторы настроены более чем серьезно. Модернизация лизинговых программ, упрощение условий заключения сделки, снижение лизинговых тарифов, движение лизинговых компаний в регионы, продвижение своих продуктов и внедрение в новые рынки - вот их планы на ближайшее будущее.

Устойчивый рост экономики, задачи повышения эффективности  работы компаний и как, следствие, решение  передачи непрофильного направления  транспортного обслуживания на аутсорсинг определяет оперативный лизинг как приоритетное направление развития в этом сегменте услуг. Лизингодатели делают акцент на том, что важное значение в вопросе развития этого направления будет играть наличие налаженных связей с поставщиками услуг в области сервиса, а также создание собственной сервисной базы.

 

 

Заключение

Лизинг начинает играть всё более значительную роль в  активной инвестиционной деятельности, в техническом перевооружении производства, в создании новых рабочих мест. Его эффективность обеспечивается взаимной выгодой всех участников лизинговой операции:

  • лизингодатель, передавая купленное им оборудование во временное владение и пользование, получает платежи и вознаграждение. Также гарантировано законом возврат средств, вложенных им в операцию. Для чего предусмотрено право бесспорного взыскания с лизингополучателя денежных сумм и изъятия у него предмета лизинга;
  • поставщики оборудования имеют возможность сбыть его с известным вознаграждением;
  • лизингополучателю предоставлена возможность возмещать стоимость оборудования не единовременно, а в течение длительного, определённого договором, срока и в итоге стать его собственником. Причём использование этого оборудования позволяет ему получить средства на оплату его стоимости и даже извлечь прибыль. Тем самым лизинг обеспечивает целевое производственное использование денежных средств, дефицит которых ощущается во всех сферах экономики.

На сегодняшний день рассмотрение лизинга  в качестве отдельного инвестиционно – финансового инструмента, способного значительно сократить инвестиционный дефицит было бы некорректно.

В развитых странах  вопрос инвестиций всегда предусматривал и  на сегодняшний день предусматривает вывод предприятия, реализующего проект по финансированию капиталовложений, в льготный режим по отношению к действующему, набравшему необходимые производственные мощности, увеличивающему объем выпуска готовой продукции и прибыли предприятию. В нашей стране, при осуществлении лизинговых сделок, имеет место двойное налогообложение, что является сдерживающим фактом для развития данного вида финансирования предприятий.

На сегодняшний день в рамках нашей страны экономико  – правовое поле содержит значительное количество нормативно – правовых актов, касающихся предоставления предприятию  более льготного режима, при реализации инвестиционных проектов посредством лизинга: это и Закон «О лизинге», налоговый кодекс и др. Однако, все еще,  недостаточно разработаны инструкции по применению налоговых и таможенных льгот местными органами самоуправления, что сдерживает развитие данного сегмента кредитного рынка.

При выборе предприятием  на определенном этапе своего существования  лизинга, в качестве источника финансирования приобретения оборудования, обязательным условием выступает привлечение специалистов в этой финансовой области - профессиональной лизинговой компании. Она является своеобразным цементирующим веществом, связывающим в долгосрочные (как правило 3 – 5 лет) взаимоотношения структуры, обеспечивающие необходимыми услугами весь инвестиционный проект. Это и кредитная организация, предоставляющая средства лизинговой компании, и страховая компания, обеспечивающая гарантии по сохранности и функционированию предмета лизинга, и поставщик оборудования, который, в случае необходимости, по требованию лизинговой компании, обеспечит замену или ремонт агрегатов поставленного оборудования. Таким образом, достигается тесный долгосрочный контакт между бизнесменами.

Для каждого устойчиво  работающего предприятия лизинг – это отличный инструмент, для  того чтобы выстроить, структурировать и оптимизировать схему финансовых потоков с учётом существующего налогообложения. Причём оптимизация осуществляется легальными способами. Не надо создавать дочернюю структуру самого предприятия, как – и  это не секрет – делают многие хозяйственники, чтобы провести через неё деньги и спрятать прибыль. Благодаря лизинговым инвестициям потенциал предприятия можно увеличить без всяких обходных маневров.

Информация о работе Использование лизинга на транспорте