Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа
12. Автомобильные специальные жидкости. Амортизаторные жидкости. Эксплуатационные требования к ним. Марки и их применение, основные их характеристики.
1.Автомобильные топлива. Назначение. Классификация. Способы получения автомобильных топлив из нефти. Понятие о способах доведения автомобильных топлив до норм стандарта.
14/ Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Понятие о предельно- допустимых выбросах и концентрациях.
....
Улучшение октановых характеристик достигают выбором катализатора и ужесточением режима работы установок. Это сопровождается так же приростом выхода низкокипящих олефинов С3 — С4, что благоприятно для увеличения ресурсов сырья алкилирования и получения высокооктановых оксигенатов: метилтретбутилового эфира (МТБЭ), метилтретамилового эфира (МТАЭ), ди-изопропилового эфира (ДИПЭ) и др. Однако, когда при жестких режимах крекируют тяжелое сырье, это приводит к образованию диеновых углеводородов во фракциях С4 — С5. Диены отрицательно влияют на процесс алкилирования: увеличивается расход кислоты, снижается выход и качество алкилата. Меры по ужесточению режима крекирования, подбору сырья и катализатора по зволяют улучшить (на 2—4 ед.) октановую характеристику по исследовательскому методу. Однако при этом, в связи с ростом содержания олефинов в бензине, увеличивается его чувствительность, то есть разность между октановыми числами по исследовательскому и моторному методам.
Широкое применение находят
системы комплекса
остаточной серы, разнице между ИОЧ и МОЧ,
также по химической стабильности компонента.
Поэтому целесообразно использовать в этих комплексах каталитического крекинга следующие технологические решения: изоамилены, третичные гексены и гептены бензина каталитического крекинга превращать в высокооктановые эфиры метанола, что повышает октановое число топлива.
Если этерифицировать низкокипящий бензин каталитического крекинга, а не только фракцию С5, выработка эфиров возрастает на 40—50%.
На установках каталитического крекинга разделением бензина в процессе каталитической дистилляции можно получить бензин фракции С5 — 100 °С, пригодный для этерификации. Сырье этерификации нуждается в очистке от диенов и сернистых соединений. Содержание диолефинов снижают до 0,1 — 0,05% путем селективного гидрирования в реактореколонне.
В результате этерификации фракции С5 — 100 °С каталитического крекинга ее октановый индекс повышается на 2—3 ед. и значительно, на 25%, уменьшается содержание в ней олефинов.
Поскольку МТАЭ и сумму МТГЭ (метил-третгекси-ловый и метил-трет-гептиловый эфир) получают для нужд данного завода, их выделение в чистом виде не требуется. Технологически целесообразно оставить эфиры в бензине каталитического крекинга, как компоненты товарного бензина.
Важное значение для увеличения ресурсов реформулированных товарных бензинов приобретает пропилен каталитического крекинга. Вырабатываемый в увеличенном объеме при жестких режимах на новых катализаторах пропилен каталитического крекинга на заводах, не производящих полипропилен, наиболее целесообразно использовать для организации производства диизо-пропилового эфира (ДИПЭ).
ДИПЭ обладает свойствами конкурентными с МТБЭ, МТАЭ: содержит 15,7% кислорода (МТБЭ — 18,2%, МТАЭ — 15,7%), обладает высоким октановым числом 98 ед. по моторному методу и 112 ед. по исследовательскому, октановый индекс — 105 ед. (МТБЭ — 108 ед., МТАЭ — 104 ед.), имеет теплоту сгорания 9400 ккал/кг, температуру кипения 68 °С, давление насыщенных паров по Рейду — 30 кПа (МТБЭ — 60 кПа). Склонность ДИПЭ к образованию гидроперекисей является его недостатком.
В целом, технический прогресс
в технологии каталитического крекинга
позволяет существенно
При эффективном использовании этих возможностей суммарный эффект облагораживания бензинов каталитического крекинга (включая ДИПЭ + МТБЭ + алкилат + этерификат С5 — С7) — значительно возрастает.
В настоящее время алкилат становится важнейшим компонентом реформулированных экологически чистых бензинов.
Алкилат — идеальный компонент бензина, поскольку имеет высокие октановые числа по исследовательскому и моторному методам, низкое давление насыщенных паров, не содержит ароматических соединений олефинов и серы.
Алкилирование — это не только процесс повышения октановых характеристик бензина при снижении в нем ароматических углеводородов, но и процесс снижения его испаряемости.
Высокое давление насыщенных паров фракций С4 — С5 .исключает возможность увеличения их использования в товарном бензине, поэтому процесс аликилирования, позволяющий снижать давление насыщенных паров и одновременно увеличивать значение октанового числа продукта по моторному методу, имеет исключительно важное значение для производства современных автобензинов.
Получение товарного бензина с высоким моторным октановым числом путем замены бензола и других ароматических углеводородов в бензине на алкилат и эфиры (МТБЭ, МТАЭ) позволяет в более мягких условиях осуществлять процесс каталитического риформинга. При снижении жесткости процесса каталитического риформинга увеличивается срок службы катализатора и период работы установки между его регенерациями, повышается выход катализата с пониженным содержанием ароматических углеводородов, улучшается качество получаемого водорода для установок гидроочистки.
Лучшим сырьем (особенно сернокислотного алкилирования) являются бутилены нормального ряда, не содержащие в своем составе изобутилена. В связи с этим фракцию С4 каталитического крекинга для избирательного извлечения изобутилена предварительно этерифи-цируют метанолом, а рафинат направляют на алкилирование, обеспечивая двойной эффект: получение МТБЭ и алкилата в едином технологическом потоке.
Наряду с использованием
диалкиловых эфиров С5 и выше в состав
товарных автобензинов допускается в
Европе вовлекать до 3% метанола, до 5% этанола
(в США до 10%), до 7% третбутилового спирта
и до 10% изопро-пилового или изобутилового
спирта. При этом массовая доля кислорода
не должна превышать
2,7%.
При введении в бензины метанола обязательно добавление стабилизирующих агентов. В случае введения этанола стабилизирующие агенты могут также добавляться. В бензин следует вводить антикоррозионные присадки, если может возникнуть опасность выделения воды.
На смену широко применяемому МТБЭ, мировое потребление которого в 2001 году превысило 25,7 млн тонн, приходит денатурированный этанол, так как его получают из возобновляемого сырья (биомасса, древесина и т. д.), и он не оказывает вредного влияния на источники водоснабжения, что является причиной запрещения применения МТБЭ в США (штат Калифорния).
В то же время, по оценке сторонников МТБЭ, эффект от его вклада в решение экологической проблемы значительно превосходит риск, связанный с его применением.
Вовлечение в состав автобензинов этанола до 10% позволяет уменьшить на то же количество содержание ароматических углеводородов без снижения детонационной стойкости товарного бензина.
Недостатками спиртовых добавок являются низкая гидролитическая устойчивость, низкие противоизносные и антикоррозионные свойства. Спирты проникают в материал шдангов и уплотнений топливной системы автомобиля и АЗС, что выводит их из строя, нарушая герметичность. При использовании спиртов в 2—3 раза возрастает содержание альдегидов в составе отработавших газов.
Однако, как показывает зарубежный
опыт, использование спиртовых
Ароматические углеводороды
(толуол, ксилолы) обладают высокой
детонационной стойкостью и применяются
как высокооктановые компоненты
бензинов, а азотсодержащие производные
ароматических углеводородов
Антидетонационные свойства N-метиланилина были обнаружены практически одновременно с открытием антидетонационных свойств тетраэтилсвинца.
В качестве добавки к авиационным бензинам N-метиланилин применялся в Германии и СССР, а в автомобильных бензинах более 10 лет используется в России в концентрации до 1,3 % масс. В настоящее время разработан ряд композиционных октаноповышающих добавок, содержащих N-метиланилин: АДА, АвтоВэм, БВД, Феррада и др.
Результаты оценки антидетонационной эффективности добавок АДА, АвтоВэм, БВД и МТБЭ в различных бензиновых компонентах
Наименование компонента |
Октановые числа: М.М. (моторный метод), И.М. (исследовательский метод) | |||||||||
Исходный |
1% АДА |
1% АвтоВэм |
1,9% БВД |
10% МТБЭ | ||||||
М.М. |
И.М. |
М.М. |
И.М. |
М.М. |
И.М. |
М.М. |
И.М. |
М.М. |
И.М. | |
Бензин прямой перегонки |
58,8 |
62,1 |
64,4 |
65,8 |
70 |
69,4 |
66,7 |
67,9 |
66 |
66,8 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
5,6 |
3,7 |
11,2 |
7,3 |
7,9 |
5,9 |
7,2 |
4,7 |
Бензин кат. риформинга |
84,2 |
94,2 |
86,2 |
96,7 |
87,3 |
98,7 |
86,6 |
97,3 |
68,1 |
96 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
2 |
2,5 |
3,1 |
4,5 |
2,4 |
3,1 |
1,9 |
1,8 |
Бензин кат. риформинга |
77,2 |
82,7 |
80,3 |
68,1 |
82,5 |
89,7 |
80,9 |
96,8 |
80,3 |
86 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
3,1 |
3,4 |
5,3 |
7 |
3,7 |
4,1 |
3,1 |
3,3 |
Бензин кат. крекинга |
79,7 |
89,8 |
81 |
91,5 |
81,5 |
92 |
81,3 |
91,8 |
81,2 |
92,2 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
1,3 |
1,7 |
1,8 |
2,2 |
1,6 |
2 |
1,5 |
2,4 |
Бензин коксования |
59,2 |
62,8 |
63 |
66,5 |
68,4 |
73,1 |
63,5 |
67,1 |
64,6 |
68,3 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
3,8 |
3,7 |
9,2 |
10,3 |
4,3 |
4,3 |
5,4 |
5,5 |
Алкилбензин |
91,6 |
94,6 |
92,1 |
97,3 |
94,6 |
100,2 |
92,4 |
97,6 |
92,5 |
97,3 |
Прирост О.Ч. |
- |
- |
0,5 |
2,7 |
3 |
5,6 |
0,8 |
3 |
0,9 |
2,7 |
Добавка АДА — это практически N-метиланилин.
Добавка АвтоВэм — смесь N-метиланилина с марганецсодержащим компонентом.
Добавка БВД — смесь N-метиланилин с МТБЭ.
При использовании сочетания N-метиланилина с соединениями марганца отмечается синергетический эффект, то есть прирост октанового числа бензина при совместном использовании этих антидетонаторов больше, чем суммарный прирост в случае раздельного их применения в тех же концентрациях.
Наряду с антидетонаторами на основе марганца в составе неэтилированных бензинов могут быть использованы железосодержащие антидетонаторы: карбинол-ферроцены, диалкилферроцены и ферроцены.
На основании положительных испытаний автобензинов, содержащих ферроценовые соединения до 37 мг железа на 1 дм3 бензина, Государственная Межведомственная комиссия по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте РФ допустила их к производству и применению.
14Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Понятие о предельно- допустимых выбросах и концентрациях.
Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей.
Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе
круговоротов веществ и энергии. Современным обществом в производство и
потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни
раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое
нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).
Сегодня производственная деятельность человечества связана с использованием
разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических
элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд
экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы,
гидросферы и литосферы.
Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут
непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие
чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются
на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания;
сдвиги в концентрации биогенов приводят к гибели одних популяций и бурному
размножению других.
В результате накопления различных загрязнений в атмосфере, в первую очередь
фреонов, происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную
поверхность от солнечной радиации. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с