Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа
Условия эксплуатации лесных машин сложнее и многообразнее, чем, например, тракторов и автомобилей различного назначения. Свойства трелевочного волока, дорожных усов и веток, таксационные показатели древостоя, атмосферно-климатические и производственные условия изменяются в широком диапазоне и довольно часто. Стохастический характер распределения древостоя в зависимости от рельефа местности и свойств лесных почв усложняет задачу систематизации условий эксплуатации лесных машин и их исследование. Лесная машина состоит из сложных систем и механизмов, включающих большое количество масс со многими степенями свободы и связями. Характерные особенности взаимодействия лесной машины с предметом труда приводят к возникновению весьма сложных процессов в ее механизмах и в контакте движителя с опорной поверхностью, которые влияют на эксплуатационные свойства и эффективность применения этих машин. Для повышения технического уровня машин и грамотного их использования необходимо иметь представление о законах, положенных в основу функционирования отдельных систем механизмов и машин в целом.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Назначение проектируемой машины и условия ее работы……………….6-7
2. Выбор двигателя………………………………………………………….....…8
2.1 Определение мощности двигателя……………………………………….8-11
2.2. Определение основных размеров двигателя…………………………..11-12
2.3. Построение внешней скоростной характеристики двигателя………..13-16
3. Выбор основных узлов и передаточных чисел
силовой передачи проектируемой машины………………………………..….17
3.1 Общие положения……………………………………………………......17-18
3.2 Выбор передаточных чисел силовой передачи колесных машин….....18-21
3.3. Сцепления…………………………………………………………….…......21
3.4. Коробки передач……………………………………………………........21-25
3.5. Раздаточные коробки………………………………………………..…..25-26
3.6. Карданные передачи……………………………………………………..…26
3.7. Главные передачи……………………………………………………..….....27
3.8. Полуоси и колесные редукторы…………………………………………...27
3.9. Ходовая часть………………………………………………………….…....28
3.10. Механизмы управления………………………………………….….....28-29
3.11. Тормоза………………………………………………………………....29-30
4. Тяговая и динамическая характеристики проектируемой машины... …...31
4.1. Построение характеристик……………………………………………...31-37
4.2. Анализ тяговых свойств машины………………………………………37-39
5. Определение производительности проектируемой машины… ……… ...40
5.1. Общие указания…………………………………………………............... ..40
5.2. Расчет сменной производительности лесовозного автомобиля……...40-41
5.3. Расчет годовой производительности………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Литература………………………………………………………………………..43
F – лобовая поверхность машины, м2 (F = 7,5 – 8,5 м2).
Эксплуатация лесотранспортных машин происходит в сложных условиях, когда касательная сила тяги и скорость изменяются в широких пределах из-за резкого колебания коэффициентов сопротивления движению, состава, размера и веса транспортируемых пачек. Поэтому мощность двигателя определяется для трех характерных режимов движения в соответствии с табл. 2.1, а для последующих расчетов принимается наибольшая из них.
Таблица 2.1
Условие для определения мощности двигателя
Вариант |
f |
i |
Va |
Pk |
Ne | |
1 |
мин. |
0,017 |
0 |
60 |
6,4 |
125,49 |
2 |
сред. |
0,022 |
0,024 |
40 |
13,3 |
173,82 |
3 |
макс. |
0,027 |
0,012 |
4 |
39,9 |
52,16 |
При условии, что вес проектируемой машины равен Gм = 80000 Н, Qгр= 19 м3, i = 0,12 , f1 = 0,017– 0,027,а скорости движения: Vxx = 60км/ч, Vpx=40км/ч без груза и в грузовом направлении соответственно, то:
1) Для первого варианта условий определения мощности двигателя (табл. 2.1):
Касательная сила тяги:
Pk1=271570∙(0,017+0)+ 0,8∙8∙602/13=6389 Н.
Мощность двигателя:
Ne1=6400∙60/3600∙0,83=125,49 кВт.
2) Для второго варианта условий определения мощности двигателя:
Касательная сила тяги:
Pk2=271570∙(0,022+0,024)+ 0,8∙8∙402/13=13279 Н.
Мощность двигателя:
Ne2=13300∙40/3600∙0,83=173,
3)
Для третьего варианта условий
определения мощности двигателя
Касательная сила тяги:
Pk3=271570∙(0,027+0,12)+ 0,8∙8∙602/13=13279,9 Н;
Мощность двигателя:
Ne3=6400∙60/3600∙0,83=136,6 кВт.
Удельная мощность:
Nуд = Ne/G,
где Nе – максимальная расчетная мощность двигателя, кВт;
G – масса тягача без груза, т.
Nуд = 173,82/8,0=21,7 кВт/т.
Исходя из полученных результатов выбираем в качестве прототипа двигатель марки ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 175,4 кВт.
Краткая техническая характеристика двигателя ЯМЗ-236НЕ2
Таблица 2.2
Мощность Ne, кВт |
Частота nе, об/мин |
Число и расположение цилиндров |
Диаметр цилиндра d, мм |
Ход S, мм |
Рабочий объем Vh, см3 |
Степень сжатия, e |
Масса G, кг |
Расход топлива gen, г/кВт∙ч |
коэф-т а |
коэф-т b |
175,4 |
2000 |
6 V |
130 |
140 |
11150 |
16,5 |
885 |
227 |
0,916 |
1,084 |
2.2. Определение основных размеров двигателя
На выбор основных размеров двигателя оказывает влияние целый ряд показателей:
- число тактов рабочего цикла. Современные автомобильные и тракторные двигатели четырехтактные.
- число цилиндров. В настоящее время наибольшее применение получили двигатели с числом цилиндров у грузовых автомобилей – 6, 8 и 12. В качестве прототипа – шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236БЕ2.
- частота вращения коленчатого вала. Для двигателей лесотранспортных машин наиболее характерные частоты вращения коленчатого вала п (об/мин), соответствующие номинальной мощности равны от 1600 до 2400 об/мин, что соответствует выбранному двигателю с номинальной частотой 2000 об/мин.
- среднее эффективное давление. При определении основных размеров двигателя среднее эффективное давление находят на основании теплового расчета. В курсовом проекте его назначают по аналогии с данными существующего двигателя-прототипа, подобного проектируемому по типу, конструкции и параметрам.
Значения среднего эффективного давление р, (МПа), соответствующего максимальной мощности при полной нагрузке, составляют от 0,75 до 1 у двигателя с наддува.
- отношение хода поршня S к диаметру цилиндра d (Ψ = S/d). Из теории двигателей известно, что понижение Ψ за счет уменьшения хода поршня дает ряд преимуществ и считается целесообразным. У современных автомобильных двигателей оно соответствует наиболее характерным значениям 1 – 1,08.
Диаметр цилиндра d (мм) определяется по следующей формуле:
где τ – число тактов рабочего цикла;
ре – среднее эффективное давление, МПа (ре = 0,75 – 1 МПа);
ψ – отношение хода поршня к диаметру цилиндра (Ψ = S/d = 140/130 =1,08);
i – число цилиндров (табл. 2.2);
n – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин (табл. 2.2).
Значения τ, ψ, i и n выбираются по серийному двигателю, взятому в качестве прототипа.
В проекте также необходимо
вычислить и оценить следующие
– литровая мощность (кВт/л):
где – рабочий объем одного цилиндра:
– удельная масса двигателя (кг/кВт):
где – сухая масса двигателя, кг; (табл. 2.2);
– средняя скорость поршня (м/с):
где – ход поршня, м.
2.3. Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Нагрузочные и скоростные режимы лесотранспортных машин изменяются в широких пределах. Поэтому при оценке динамических и экономических свойств их двигателей представляют интерес эффективная мощность и соответствующие ей параметры при различных нагрузках и частотах вращения коленчатого вала.
Зависимость эффективной мощности Ne (кВт), крутящего момента Me (кН∙м), часового GT (кг/ч) и удельного эффективного ge (г/кВт∙ч) расходов топлива от частоты вращения коленчатого вала п (об/мин) называется скоростной характеристикой двигателя. Выполняем скоростную характеристику двигателя, в соответствии с требованиями ГОСТ 14846-81 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний».
Внешняя скоростная характеристика двигателя с некоторым приближением может быть построена по эмпирическим формулам.
Мощность двигателя рассчитывается следующим образом:
где Ne – номинальная мощность двигателя, кВт;
п – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;
neh – частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, об/мин;
а и b – постоянные коэффициенты двигателя (табл. 2.2).
Удельный эффективный расход топлива определяется по формуле:
где geh – удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт∙ч;
cT = dT = 1,55, еT = 1,0 – постоянные коэффициенты скоростной характеристики.
Часовой расход топлива GT и крутящий момент двигателя Ме определяются по следующим формулам:
Скоростная характеристика двигателя строится не менее чем для семи различных значений частоты вращения коленчатого вала двигателя п в диапазоне
n = (0,5 – 1,0)∙neн
Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.
Зависимости эффективных параметров двигателя от частоты
вращения коленчатого вала
Таблица 2.3
Частоты вращения коленчатого вала n, об/мин |
Эффективная мощность Ne, кВт |
Крутящий момент Me , Н∙м |
Часовой расход GT , кг/ч |
Удельный эффективный расход ge , г/кВт∙ч |
1000 |
105,9 |
1011 |
24,64 |
232,68 |
1167 |
123,5 |
1019 |
27,64 |
223,82 |
1337 |
140,1 |
1001 |
30,44 |
217,24 |
1501 |
153,5 |
977 |
33,07 |
215,42 |
1667 |
164,5 |
943 |
35,55 |
216,10 |
1833 |
172,1 |
897 |
37,86 |
219,96 |
2000 |
175,4 |
838 |
39,82 |
227,10 |
передачи лесовозного автопоезда
Система деталей и узлов, передающая энергию двигателя ведущим колесам (звездочкам) и другим рабочим органам машин, называется трансмиссией. Назначение трансмиссии заключается также в изменении частоты вращения ведущих органов машин и подводимого к ним момента в заданных пределах по величине и направлению.
Основные требования к трансмиссии лесотранспортных машин:
- плавное изменение крутящего момента в интервале рабочих скоростей движения;
- простота конструкции
агрегатов и надежность в
- дешевизна изготовления, малый вес и небольшие габариты;
- легкость и удобство управления;
- экономичность работы двигателя в широком интервале изменения оборотов.
Рис. 3.1. Компоновочная схема механической силовой передачи (колесная формула 4х4): 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – карданная передача; 5 – задний ведущий мост; 6 – передний ведущий мост.
Общее передаточное число трансмиссии на низшей (первой) передаче k1Д должно обеспечить движение машины в самых трудных условиях с грузом. Значение k1Д определяется из условия преодоления груженой машиной максимальных дорожных сопротивлений:
где – максимальная касательная сила тяги, принимается по данным расчета, проведенного в п. 2.1;
R – динамический радиус колеса;
– КПД трансмиссии.
Для нахождения динамического радиуса колеса необходимо вычислить нагрузку на одно колесо (шину) машины Zк (кН):
где nш – число колес (шин) машины.
По нагрузке на колесо подбирается шина соответствующего размера и вычисляется динамический радиус колеса R (м) по формуле
где Н – высота профиля шины, дюйм;
d – диаметр обода колеса, дюйм (1 дюйм = 25,4 мм);
– коэффициент деформации шины, равный 0,93 – 0,97.
Рис. 3.2. Основные геометрические параметры автомобильных и тракторных шин:
В - ширина профиля; Н - высота профиля; d — посадочный диаметр;
b — расстояние между бортовыми закраинами; D - наружный диаметр.
Значения максимальной касательной силы тяги = 39930 Н (п.2.1), номинального крутящего момента Мен=838 Н∙м (табл. 2.3), наибольшей скорости движения = 60 км/ч, вес машины Gм=80 кН, Q1 = 76 кН
Тогда нагрузка на одно колесо равна:
Zk =(80+76)/6=26 кН;
Подбираем шину обычного профиля, размерностью 10,00R20 (280R508). Ее основные параметры: диаметр D = 1052 мм, ширина профиля В = 275 мм, статический радиус равен 488 мм.
Тогда динамический радиус колеса равен:
R = (2·10,7+20)·0,0254·0,97/2=0,51 м;
Зная динамический радиус, можем определить k1Д: