Лесотранспортные машины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Условия эксплуатации лесных машин сложнее и многообразнее, чем, например, тракторов и автомобилей различного назначения. Свойства трелевочного волока, дорожных усов и веток, таксационные показатели древостоя, атмосферно-климатические и производственные условия изменяются в широком диапазоне и довольно часто. Стохастический характер распределения древостоя в зависимости от рельефа местности и свойств лесных почв усложняет задачу систематизации условий эксплуатации лесных машин и их исследование. Лесная машина состоит из сложных систем и механизмов, включающих большое количество масс со многими степенями свободы и связями. Характерные особенности взаимодействия лесной машины с предметом труда приводят к возникновению весьма сложных процессов в ее механизмах и в контакте движителя с опорной поверхностью, которые влияют на эксплуатационные свойства и эффективность применения этих машин. Для повышения технического уровня машин и грамотного их использования необходимо иметь представление о законах, положенных в основу функционирования отдельных систем механизмов и машин в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Назначение проектируемой машины и условия ее работы……………….6-7
2. Выбор двигателя………………………………………………………….....…8
2.1 Определение мощности двигателя……………………………………….8-11
2.2. Определение основных размеров двигателя…………………………..11-12
2.3. Построение внешней скоростной характеристики двигателя………..13-16
3. Выбор основных узлов и передаточных чисел
силовой передачи проектируемой машины………………………………..….17
3.1 Общие положения……………………………………………………......17-18
3.2 Выбор передаточных чисел силовой передачи колесных машин….....18-21
3.3. Сцепления…………………………………………………………….…......21
3.4. Коробки передач……………………………………………………........21-25
3.5. Раздаточные коробки………………………………………………..…..25-26
3.6. Карданные передачи……………………………………………………..…26
3.7. Главные передачи……………………………………………………..….....27
3.8. Полуоси и колесные редукторы…………………………………………...27
3.9. Ходовая часть………………………………………………………….…....28
3.10. Механизмы управления………………………………………….….....28-29
3.11. Тормоза………………………………………………………………....29-30
4. Тяговая и динамическая характеристики проектируемой машины... …...31
4.1. Построение характеристик……………………………………………...31-37
4.2. Анализ тяговых свойств машины………………………………………37-39
5. Определение производительности проектируемой машины… ……… ...40
5.1. Общие указания…………………………………………………............... ..40
5.2. Расчет сменной производительности лесовозного автомобиля……...40-41
5.3. Расчет годовой производительности………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Литература………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курс Миши.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

F – лобовая поверхность машины, м2 (F = 7,5 – 8,5 м2).

Эксплуатация лесотранспортных машин происходит в сложных условиях, когда касательная сила тяги и скорость изменяются в широких пределах из-за резкого колебания коэффициентов сопротивления движению, состава, размера и веса транспортируемых пачек. Поэтому мощность двигателя определяется для трех характерных режимов движения в соответствии с табл. 2.1, а для последующих расчетов принимается наибольшая из них.

Таблица 2.1

Условие для определения  мощности двигателя

 

Вариант

f

i

Va

Pk

Ne

1

мин.

0,017

0

60

6,4

125,49

2

сред.

0,022

0,024

40

13,3

173,82

3

макс.

0,027

0,012

4

39,9

52,16


 

При условии, что вес проектируемой машины равен Gм = 80000 Н, Qгр= 19 м3, i = 0,12 , f1 = 0,017– 0,027,а скорости движения: Vxx = 60км/ч, Vpx=40км/ч без груза и в грузовом направлении соответственно, то:

 

1) Для первого варианта условий определения мощности двигателя (табл. 2.1):

Касательная сила тяги:

Pk1=271570∙(0,017+0)+ 0,8∙8∙602/13=6389 Н.

Мощность двигателя:

Ne1=6400∙60/3600∙0,83=125,49 кВт.

2) Для второго варианта условий определения мощности двигателя:

Касательная сила тяги:

Pk2=271570∙(0,022+0,024)+ 0,8∙8∙402/13=13279 Н.

Мощность двигателя:

Ne2=13300∙40/3600∙0,83=173,82Вт.

 

3) Для третьего варианта условий  определения мощности двигателя:

Касательная сила тяги:

Pk3=271570∙(0,027+0,12)+ 0,8∙8∙602/13=13279,9 Н;

Мощность двигателя:

Ne3=6400∙60/3600∙0,83=136,6  кВт.

 

Удельная мощность:

Nуд = Ne/G,

где Nе – максимальная расчетная мощность двигателя, кВт;

G – масса тягача без груза, т.

Nуд = 173,82/8,0=21,7 кВт/т.

Исходя из полученных результатов выбираем в качестве прототипа двигатель марки ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 175,4 кВт.

 

Краткая техническая  характеристика двигателя ЯМЗ-236НЕ2

 

Таблица 2.2

Мощность 

Ne, кВт

Частота nе, об/мин

Число и расположение цилиндров

Диаметр цилиндра d, мм

Ход S, мм

Рабочий

объем Vh, см3

Степень сжатия, e

Масса G, кг

Расход топлива gen, г/кВт∙ч

коэф-т а

коэф-т b

175,4

2000

6 V

130

140

11150

16,5

885

227

0,916

1,084


 

 

2.2. Определение основных размеров  двигателя

 

На выбор  основных размеров двигателя оказывает  влияние целый ряд показателей:

- число тактов рабочего цикла. Современные автомобильные и тракторные двигатели четырехтактные.

- число цилиндров. В настоящее время наибольшее применение получили двигатели с числом цилиндров у грузовых автомобилей – 6, 8 и 12. В качестве прототипа – шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236БЕ2.

- частота вращения коленчатого вала. Для двигателей лесотранспортных машин наиболее характерные частоты вращения коленчатого вала п (об/мин), соответствующие номинальной мощности равны от 1600 до 2400 об/мин, что соответствует выбранному двигателю с номинальной частотой 2000 об/мин.

- среднее эффективное давление. При определении основных размеров двигателя среднее эффективное давление находят на основании теплового расчета. В курсовом проекте его назначают по аналогии с данными существующего двигателя-прототипа, подобного проектируемому по типу, конструкции и параметрам.

Значения среднего эффективного давление р, (МПа), соответствующего максимальной мощности при полной нагрузке, составляют от 0,75 до 1 у двигателя с наддува.

- отношение хода поршня S  к диаметру цилиндра d (Ψ = S/d). Из теории двигателей известно, что понижение Ψ  за счет уменьшения хода поршня дает ряд преимуществ и считается целесообразным. У современных автомобильных двигателей оно соответствует наиболее характерным значениям 1 – 1,08.

Диаметр цилиндра d (мм) определяется по следующей формуле:

 

где τ – число тактов рабочего цикла;

ре – среднее эффективное давление, МПа (ре = 0,75 – 1 МПа);

ψ – отношение хода поршня к диаметру цилиндра (Ψ = S/d = 140/130 =1,08);

i – число цилиндров (табл. 2.2);

n – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин (табл. 2.2).

Значения  τ, ψ, i и n выбираются по серийному двигателю, взятому в качестве прототипа.

В проекте также необходимо вычислить и оценить следующие основные параметры двигателя:

– литровая мощность (кВт/л):

 

где – рабочий объем одного цилиндра:

– удельная масса двигателя (кг/кВт):

где – сухая масса двигателя, кг; (табл. 2.2);

– средняя скорость поршня (м/с):

 

где – ход поршня, м.

 

 

2.3. Построение внешней скоростной  характеристики двигателя

 

Нагрузочные и  скоростные режимы лесотранспортных машин  изменяются в широких пределах. Поэтому при оценке динамических и экономических свойств их двигателей представляют интерес эффективная мощность и соответствующие ей параметры при различных нагрузках и частотах вращения коленчатого вала.

Зависимость эффективной  мощности Ne (кВт), крутящего момента Me (кН∙м), часового GT (кг/ч) и удельного эффективного ge (г/кВт∙ч) расходов топлива от частоты вращения коленчатого вала п (об/мин) называется скоростной характеристикой двигателя. Выполняем скоростную характеристику двигателя, в соответствии с требованиями ГОСТ 14846-81 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний».

Внешняя скоростная характеристика двигателя с некоторым  приближением может быть построена по эмпирическим формулам.

Мощность двигателя  рассчитывается следующим образом:

,

где Ne – номинальная мощность двигателя, кВт;

п – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;

neh – частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, об/мин;

а и b – постоянные коэффициенты двигателя (табл. 2.2).

        Удельный эффективный расход топлива определяется по формуле:

 ,

где geh – удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт∙ч;

cT = dT = 1,55, еT = 1,0 – постоянные коэффициенты скоростной характеристики.              

        Часовой расход топлива GT и крутящий момент двигателя Ме определяются по следующим формулам:

;

.

Скоростная  характеристика двигателя строится не менее чем для семи различных  значений частоты вращения коленчатого  вала двигателя п в диапазоне

n = (0,5 – 1,0)∙n

Результаты  расчетов приведены в таблице 2.3.

 

 

Зависимости эффективных параметров двигателя от частоты

вращения  коленчатого вала

 

Таблица 2.3

Частоты вращения коленчатого вала n, об/мин

Эффективная мощность Ne, кВт

Крутящий момент Me , Н∙м

Часовой расход GT , кг/ч

Удельный эффективный расход ge , г/кВт∙ч

1000

105,9

1011

24,64

232,68

1167

123,5

1019

27,64

223,82

1337

140,1

1001

30,44

217,24

1501

153,5

977 

33,07

215,42

1667

164,5

943 

35,55

216,10

1833

172,1

897 

37,86

219,96

2000

175,4

838 

39,82

227,10


 

 

 


  1. Выбор основных узлов и передаточных чисел силовой

передачи лесовозного автопоезда

 

 

  • 3.1. Общие положения
  •  

  • Система деталей и узлов, передающая энергию двигателя ведущим  колесам (звездочкам) и другим рабочим органам машин, называется трансмиссией. Назначение трансмиссии заключается также в изменении частоты вращения ведущих органов машин и подводимого к ним момента в заданных пределах по величине и направлению.

    Основные требования к  трансмиссии лесотранспортных машин:

    - плавное изменение крутящего момента в интервале рабочих скоростей движения;

    - простота конструкции  агрегатов и надежность в эксплуатации;

    - дешевизна  изготовления, малый вес и небольшие  габариты;

    - легкость и  удобство управления;

    - экономичность  работы двигателя в широком  интервале изменения оборотов.

    Рис. 3.1. Компоновочная схема механической силовой передачи (колесная формула 4х4): 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – карданная передача; 5 – задний ведущий мост; 6 – передний ведущий мост.

     

     

     

  •  

     

     

     

     

     

     

  • 3.2. Выбор передаточных чисел силовой передачи проектируемой 
  • машины
  •  

    Общее передаточное число трансмиссии на низшей (первой) передаче k1Д должно обеспечить движение машины в самых трудных условиях с грузом. Значение k1Д определяется из условия преодоления груженой машиной максимальных дорожных сопротивлений:

      ,

    где – максимальная касательная сила тяги, принимается по данным расчета, проведенного в п. 2.1;

    R – динамический радиус колеса;

     – КПД трансмиссии.

    Для нахождения динамического  радиуса колеса необходимо вычислить нагрузку на одно колесо (шину) машины Zк (кН):

    ,

    где nш – число колес (шин) машины.

    По нагрузке на колесо подбирается  шина соответствующего размера и вычисляется динамический радиус колеса R (м) по формуле

    ,

    где Н – высота профиля шины, дюйм;

    d – диаметр обода колеса, дюйм (1 дюйм = 25,4 мм);

     – коэффициент деформации шины, равный 0,93 – 0,97.

    Рис. 3.2. Основные геометрические параметры автомобильных  и тракторных шин:

    В - ширина профиля; Н - высота профиля; d — посадочный диаметр;

    b — расстояние между бортовыми закраинами;  D - наружный диаметр.

     

    Значения  максимальной касательной  силы тяги = 39930 Н (п.2.1), номинального крутящего момента Мен=838 Н∙м (табл. 2.3), наибольшей скорости движения = 60 км/ч, вес машины Gм=80 кН, Q1 = 76 кН

    Тогда нагрузка на одно колесо равна:

    Zk =(80+76)/6=26 кН;

    Подбираем шину обычного профиля, размерностью 10,00R20 (280R508). Ее основные параметры:  диаметр D = 1052 мм, ширина профиля В = 275 мм, статический радиус равен 488 мм.

          Тогда динамический радиус колеса равен:

    R = (2·10,7+20)·0,0254·0,97/2=0,51 м;

          Зная динамический радиус, можем определить k1Д:

    Информация о работе Лесотранспортные машины