Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа
Условия эксплуатации лесных машин сложнее и многообразнее, чем, например, тракторов и автомобилей различного назначения. Свойства трелевочного волока, дорожных усов и веток, таксационные показатели древостоя, атмосферно-климатические и производственные условия изменяются в широком диапазоне и довольно часто. Стохастический характер распределения древостоя в зависимости от рельефа местности и свойств лесных почв усложняет задачу систематизации условий эксплуатации лесных машин и их исследование. Лесная машина состоит из сложных систем и механизмов, включающих большое количество масс со многими степенями свободы и связями. Характерные особенности взаимодействия лесной машины с предметом труда приводят к возникновению весьма сложных процессов в ее механизмах и в контакте движителя с опорной поверхностью, которые влияют на эксплуатационные свойства и эффективность применения этих машин. Для повышения технического уровня машин и грамотного их использования необходимо иметь представление о законах, положенных в основу функционирования отдельных систем механизмов и машин в целом.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Назначение проектируемой машины и условия ее работы……………….6-7
2. Выбор двигателя………………………………………………………….....…8
2.1 Определение мощности двигателя……………………………………….8-11
2.2. Определение основных размеров двигателя…………………………..11-12
2.3. Построение внешней скоростной характеристики двигателя………..13-16
3. Выбор основных узлов и передаточных чисел
силовой передачи проектируемой машины………………………………..….17
3.1 Общие положения……………………………………………………......17-18
3.2 Выбор передаточных чисел силовой передачи колесных машин….....18-21
3.3. Сцепления…………………………………………………………….…......21
3.4. Коробки передач……………………………………………………........21-25
3.5. Раздаточные коробки………………………………………………..…..25-26
3.6. Карданные передачи……………………………………………………..…26
3.7. Главные передачи……………………………………………………..….....27
3.8. Полуоси и колесные редукторы…………………………………………...27
3.9. Ходовая часть………………………………………………………….…....28
3.10. Механизмы управления………………………………………….….....28-29
3.11. Тормоза………………………………………………………………....29-30
4. Тяговая и динамическая характеристики проектируемой машины... …...31
4.1. Построение характеристик……………………………………………...31-37
4.2. Анализ тяговых свойств машины………………………………………37-39
5. Определение производительности проектируемой машины… ……… ...40
5.1. Общие указания…………………………………………………............... ..40
5.2. Расчет сменной производительности лесовозного автомобиля……...40-41
5.3. Расчет годовой производительности………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Литература………………………………………………………………………..43
Выбираем рулевой механизм типа «винт-гайка».
3.11. Тормоза
Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, необходимую для регулирования скорости движения машины и ее плавной остановки; стояночную, которая служит для удержания машины на уклоне.
Тормозной механизм служит для создания искусственного сопротивления движению трактора и автомобиля. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней цилиндрической поверхности вращения, в ленточном – на наружной, а в дисковом – на боковых поверхностях вращающегося диска.
По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые – на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные – в стояночной.
Привод тормозов предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические и гидравлические.
На автомобилях с дизельным двигателями получили распространение моторный тормоз (горный) компрессионного типа.
В нашем случае используем фрикционные дисковые тормоза и гидравлический тормозной привод.
4. Тяговая и
динамическая характеристики
автопоезда и их анализ
4.1. Построение характеристик
Тяговая характеристика представляет
собой графическую зависимость
Расчет тяговой характеристики производится в следующем порядке.
В табл. 4.1 вносятся значения крутящего момента и частоты вращения вала двигателя n, найденные при построении внешней характеристики двигателя.
Для построения кривых Pa = f(Va) необходимо определить на каждой передаче скорость движения и свободную силу тяги при соответствующей частоте вращения вала двигателя.
Параметры тяговой характеристики
Скорость движения Vа (км/ч) машины определяется по формуле:
где R – динамический радиус колеса, м;
ki – общее передаточное число трансмиссии на i-й передаче.
Свободная сила тяги (Н) равна:
где Рк – касательная сила тяги, Н, определяемая по зависимости
– сопротивление воздушной
При анализе тяговых свойств автопоезда удобнее пользоваться динамической характеристикой, выражающей зависимость динамического фактора от скорости движения D = f(Va). Динамический фактор характеризует удельную, отнесенную к общему весу транспортной системы, свободную силу тяги, которую может развить машина на различных передачах:
где – общий вес транспортной системы, Н.
Таким образом, динамическая характеристика представляет собой тяговую характеристику, у которой по оси ординат в соответствующем масштабе отложен динамический фактор D.
Динамический фактор удельных сопротивлений движению:
Применение динамической характеристики значительно упрощает решение эксплуатационных задач, так как возможности машины по реализации различных видов и величин сопротивлений на каждой передаче могут быть определены без дополнительных расчетов. Кроме того, динамическая характеристика позволяет проводить сравнительный анализ тяговых свойств различных машин.
В курсовом проекте для лесовозного автопоезда вычерчивается тягово-динамическая характеристика транспортной системы с нанесением масштабов Ра.
n, об/мин |
Me, Нм |
Передачи КПП | |||||||
k1=40,2 |
k2=30,6 | ||||||||
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 | ||
1000 |
1011 |
4,78 |
66,1 |
- |
66,1 |
6,28 |
50,3 |
- |
50,3 |
1167 |
1019 |
5,58 |
66,7 |
- |
66,7 |
7,33 |
50,7 |
- |
50,7 |
1337 |
1001 |
6,39 |
64,5 |
- |
64,5 |
8,40 |
49,8 |
- |
49,8 |
1501 |
977 |
7,18 |
63,9 |
- |
63,9 |
9,43 |
48,6 |
- |
48,6 |
1667 |
943 |
7,97 |
62,0 |
- |
62,0 |
10,47 |
47,0 |
- |
47,0 |
1833 |
897 |
8,77 |
58,7 |
- |
58,7 |
11,52 |
44,7 |
- |
44,7 |
2000 |
838 |
9,57 |
54,8 |
- |
54,8 |
12,57 |
41,7 |
- |
41,7 |
k3=23,3 |
k4=17,7 |
k5=13,7 | |||||||||
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
8,25 |
38,3 |
- |
38,3 |
10,86 |
29,1 |
- |
29,1 |
14,03 |
22,5 |
- |
22,5 |
9,63 |
38,6 |
- |
38,6 |
12,68 |
29,3 |
- |
29,3 |
16,38 |
22,7 |
- |
22,7 |
11,03 |
37,9 |
- |
37,9 |
14,52 |
28,8 |
- |
28,8 |
18,76 |
22,3 |
- |
22,3 |
12,39 |
37,0 |
- |
37,0 |
16,30 |
28,1 |
- |
28,1 |
21,07 |
21,8 |
- |
21,8 |
13,76 |
35,8 |
- |
35,8 |
18,11 |
27,2 |
- |
27,2 |
23,40 |
21,0 |
- |
21,0 |
15,13 |
34,0 |
- |
34,0 |
19,91 |
25,8 |
- |
25,8 |
25,72 |
20,0 |
0,326 |
19,7 |
16,50 |
31,8 |
- |
31,8 |
21,73 |
24,1 |
- |
24,1 |
28,07 |
18,7 |
0,388 |
18,3 |
K6=10,5 |
K7=8,04 |
K8=6,4 | |||||||||
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
Va, км/ч |
Pk, Н *103 |
Pw, Н *103 |
Pa, Н *103 |
18,3 |
17,3 |
- |
17,3 |
23,91 |
13,2 |
- |
13,2 |
30,04 |
10,5 |
0,444 |
10,1 |
21,4 |
17,4 |
- |
17,4 |
27,91 |
13,3 |
0,383 |
13,0 |
35,06 |
10,6 |
0,605 |
10,2 |
24,5 |
17,1 |
- |
17,1 |
31,97 |
13,1 |
0,503 |
12,6 |
40,17 |
10,4 |
0,794 |
9,6 |
27,5 |
16,7 |
0,372 |
16,3 |
35,90 |
12,8 |
0,634 |
12,1 |
45,09 |
10,2 |
1,001 |
9,2 |
30,5 |
16,1 |
0,459 |
15,7 |
39,86 |
12,3 |
0,782 |
11,6 |
50,08 |
9,8 |
1,235 |
8,6 |
33,6 |
15,3 |
0,555 |
14,8 |
43,83 |
11,7 |
0,946 |
10,8 |
55,07 |
9,3 |
1,493 |
7,8 |
36,6 |
14,3 |
0,66 |
13,7 |
47,83 |
11,0 |
1,126 |
9,8 |
60,08 |
8,7 |
1,777 |
7,0 |
kn=i1кпiр2i0.
k1=5,0∙1,2∙6,7=40,2,
k2=3,8∙1,2∙6,7=30,6,
k3=2,9∙1,2∙6,7=23,3,
k4=2,2∙1,2∙6,7=17,7,
k5=1,7∙1,2∙6,7=13,7,
k6=1,3∙1,2∙6,7=10,5,
k7=1,0∙1,2∙6,7=8,04,
k8=0,8∙1,2∙6,7=6,4,
Все найденные значения по данным формулам вносятся в табл. 4.1, и на ее основе строится тяговая и динамическая характеристика лесовозного автопоезда.
4.2. Анализ тяговых свойств машины.
Возможность движения транспортной системы на той или иной передаче в заданных условиях эксплуатации ограничивается мощностью двигателя и силами сцепления ведущих колес с опорной поверхностью. Следовательно, машина должна развивать на данной передаче силу тяги, равную действующей суммарной силе сопротивления движению или большую, и обеспечить возможность реализации этой силы тяги на ведущих органах без буксования. Эти условия выражаются следующей зависимостью:
Рφ≥Ра≥ΣРсопр
где ΣРсопр - суммарная сила сопротивления движению, Н.
Очевидно, что при любом режиме движения машины Ра=ΣРсопр. Сила тяги по сцеплению зависит от состояния дорожного покрытия и типа движителя, определяющих величину коэффициента сцепления φ, а также от нагрузки, приходящейся на ведущие органы машины, сцепного веса Gсц:
Рφ=Gсцφ.
Анализ показывает, что движение транспортной системы на данной передаче возможно при следующих условиях:
- сумма сил сопротивления ΣРсопр не превосходит по своей величине значения свободной силы тяги Ра, которую машина способна развить на этой передаче;
- сила тяги Ра, подводимая к ведущим органам, не превышает силы тяги Pφ, ограничиваемой по сцеплению;
- при Ра>ΣРсопр и отсутствии ограничений по сцеплению (Ра>Рφ) обеспечивается ускоренное движение;
- для движения с равномерной скоростью при переменной величине ΣРсопр необходимо автоматически или действиями водителя изменять крутящий момент на коленчатом валу двигателя путем изменения подачи топлива в соответствии с изменением ΣРсопр так, чтобы Ра=ΣРсопр.
Тяговая характеристика показывает способность машины развивать на различных передачах при полной подаче топлива предельные значения силы тяги или динамического фактора при соответствующей скорости движения.
Однако в условиях эксплуатации использование полной силы тяги и наибольшей скорости на данной передаче не всегда целесообразно и возможно. Поэтому на машинах с дизельными двигателями водитель, воздействуя на всережимный регулятор, устанавливает желаемую частоту вращения коленчатого вала двигателя, обычно непредельную. Регулятор в соответствии с изменением сил сопротивления изменяет подачу топлива, сохраняя Vа=const.
Таким образом, в реальной эксплуатации дизельные двигатели машин работают обычно на регуляторных ветвях характеристик. Работа двигателя по внешней характеристике происходит лишь на режимах разгона или перегрузки, при значительном возрастании сил сопротивления.
Тяговая и динамическая характеристики широко используются в практике для решения различных тягово-эксплуатационных задач.
Определяемыми показателями могут быть:
- вес поезда и нагрузка на машину;
- ускорение при трогании
с места и разгоне на
- величины допустимых сопротивлений движению;
- предельные значения подъемов на различных типах дорог;
- скорость и время движения с грузом и без.
Условия движения порожнего автопоезда по гравийной дороге при φ=0,4, f1=0,017, i=0:
ΣРсопр=(G+Gпр)f1=(80+39,57) ∙0,017=2,04кН;
Рφ=Gсцφ=80∙0,4=32 кН.
Движение порожнего автопоезда возможно на всех передачах.
Условия движения груженого автопоезда по гравийной дороге при φ=0,4, f2=0,027, i=0,12:
ΣРсопр=Gа(f2+iр)=271,57(0,027+
Рφ=Gсцφ=156∙0,4=62,4 кН.
Движение на 3-й и
последующих передачах
В средних условиях движения груженого автопоезда по гравийной дороге при φ=0,4, f3=0,022, i=0,024:
ΣРсопр=Gа(f3+i)=271,57(0,022+
Движение возможно на 1,2,3,4,5,6 и частично на 7-й передачах.
5. Определение производительности проектируемой машины.
5.1. Общие указания.
Под производительностью лесотранспортных машин понимается количество кубических метров вывезенной древесины за смену или за год. В соответствии с этим производительность различают сменную или годовую.
Сменная производительность (Псм, м3) на вывозке в общем виде определяется по формуле:
где Т - продолжительность смены (420 мин); Тпз - время на подготовительно-заключительную работу, мин; Тц - время цикла, мин (рассчитывается дифференцированно для трелевки и вывозки); Q - рейсовая нагрузка, м3 (указывается в задании).