Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:40, курсовая работа
МАЗ-509А (рисунок 1) представляет собой двухосный автомобиль-лесовоз с двумя ведущими мостами. Совместно с прицепом-роспуском он образует лесовозный автопоезд, предназначенный для перевозки хлыстов и сортиментов по профилированным дорогам с гравийным и усовершенствованным покрытием, с заходом на лесосеки, а также по дорогам, укрепленным щитовыми колейными покрытиями.
МАЗ-509А (рисунок 1) представляет собой двухосный автомобиль-лесовоз с двумя ведущими мостами. Совместно с прицепом-роспуском он образует лесовозный автопоезд, предназначенный для перевозки хлыстов и сортиментов по профилированным дорогам с гравийным и усовершенствованным покрытием, с заходом на лесосеки, а также по дорогам, укрепленным щитовыми колейными покрытиями.
На автомобилях МАЗ-509А, так же как и на автомобилях МАЗ-509, устанавливают четырехтактные дизели, усовершенствованные сцепления и коробки передач, ведущие мосты и раздаточные коробки, рулевые управления с гидравлическими усилителями, эффективные колесные тормоза с пневматическим приводом, специальное оборудование для погрузки и перевозки прицепа-роспуска со складывающимся дышлом.
Переднее расположение кабины у лесовозных автомобилей МАЗ позволило более равномерно загрузить ведущие мосты, создать хорошую обзорность и маневренность.
Рисунок 1 - Автомобиль-лесовоз МАЗ-509А.
1.2 Техническая характеристика автомобиля МАЗ-509А
Техническая характеристика автомобиля МАЗ-509А представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Техническая характеристика автомобиля МАЗ-509А
Наименование параметра |
Значение |
Масса буксируемого прицепа-роспуска с грузом, кН |
210000 |
Масса автопоезда с грузом, кг |
300000 |
Нагрузка на коник автомобиля, кН |
550 |
Допустимая нагрузка на коник в зимних условиях при промерзании грунта, кН |
6000 |
Распределение массы автомобиля без груза, кН: на передний мост на задний мост |
44100 43900 |
Распределение массы автомобиля с грузом, кН: на передний мост на задний мост |
49500 95000 |
База автомобиля, мм |
3950 |
Колея задних колес (между серединами сдвоенных колес), мм |
1900 |
Колея передних колес, мм |
1950 |
Дорожные просветы, мм: под передним мостом под задним мостом под картером раздаточной коробки |
310 300 450 |
Наименьший радиус поворотов в обе стороны по оси следа внешнего переднего колеса, м |
11,5 |
Угол свеса (с полной нагрузкой), град: передний задний |
35 40 |
Габаритные размеры автомобиля, мм: длина ширина высота но ограждению без нагрузки высота с роспуском на шасси |
6770 2600 3000 3660 |
Наибольшая скорость при полной нагрузке, км/ч |
60 |
Продолжение таблицы 1
Путь торможения с полной нагрузкой при скорости 40 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием (не более), м |
21 |
Максимальный подъем преодолеваемый автопоездом, 0 |
12 |
Контрольный расход топлива на 100 км, л |
48 |
1.3 Аналоги лесовоза МАЗ-509А
Отечественными аналогами лесовоза МАЗ-509А (рисунок 2) являются лесовозы МАЗ-509 и МАЗ-509П, который отличается повышенной грузоподъемностью (158 кН.), надежностью, плавностью хода, общей комфортабельностью, тормозной системой с раздельным торможением мостов и новой светотехнической аппаратурой для обеспечения требований безопасности движения, а также более мощным двигателем ЯМЗ-236 с номинальной мощностью 133 кВт., двухдисковым сцеплением (сухое, фрикционного типа с периферийными цилиндрическими пружинами). На лесовоз МАЗ-509А устанавливается лебедка барабанного типа с червячным редуктором, которая предназначена для погрузки-прицепа роспуска на шасси тягача.
Рисунок 2-Общий вид лесовоза МАЗ-509А
В настоящее время зарубежные
производители практически
Подробней рассмотрим лесовоз Volvo А25Е (рисунок 3), в отличие от моделей конкурентов его рама состоит из двух частей (секций). На передней расположена кабина и двигатель с агрегатами трансмиссии, а на задней - лесовозное оборудование. Между собой секции соединены специальным шарниром, который позволяет им поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 45º. Благодаря такому решению существенно повысились управляемость и проходимость машины.
Рисунок 3- Общий вид лесовоза Volvo
Турбодизельный двигатель лесовозов Volvo D9 объемом 9,4 л и мощностью 225 кВт. оснащен комплексом V-ACT, включающем новейшую схему впрыска топлива под высоким давлением, усовершенствованную систему электронного управления и устройство рециркуляции отработавших газов. Неудивительно, что мотор легко выполняет европейские экологические
нормы Stage 3a и американский стандарт Tier III.
С двигателем агрегатируется
автоматическая планетарная коробка
передач Volvo Powertronic с блокируемым
гидротрансформатором. Для движения
вперед используются 6 ступеней, для
движения назад – 2. Раздаточная
коробка оборудована
Плавность хода
лесовозов на бездорожье повышает оригинальная
подвеска. Трехточечное крепление направляющего
аппарата обеспечивает независимое перемещение
передних колес, а балансирная конструкция
второго и третьего мостов увеличивает
ход колес и снижает нагрузки на раму.
Таблица 2- Основные технические характеристики
зарубежных и отечественного лесовозов
Параметры |
Volvo А25Е |
MAN TGA 33.480 |
HOWO ZZ4252S3446F |
Scania R144GB |
МАЗ-509А |
Мощность, кВт |
225 |
353 |
276 |
390 |
133 |
Максимальная скорость, км/ч |
53 |
85 |
65 |
85 |
60 |
Колесная формула |
6*6 |
6*4 |
6*4 |
6*4 |
4*4 |
Число передач |
6 |
16 |
14 |
14 |
5 |
Полная масса автопоезда, кН |
460 |
330 |
300 |
290 |
200 |
Габаритные размеры, мм |
13603*3400*3400 |
7538*2500*3050 |
7035*2480*3088 |
6905*2565*3000 |
6770*2600* 3000 |
Проанализируем
технические характеристики
Таким
образом, ознакомившись с
2 Выбор двигателя
2.1 Определение веса
лесотранспортной машины и
Достижение необходимых тяговых и скоростных показателей лесотранспортной машины возможно только при правильном выборе основных ее параметров. Такими параметрами являются: вес лесотранспортной машины, скорости движения (передаточные числа трансмиссии) и мощность двигателя.
Исходные данные:
Грузоподъёмность автопоезда Q=168 кН;
Тип и состояние дороги: бетон;
Вес прицепа =41,5 кН;
Угол преодолеваемого подъема α = 12°;
Коэффициент сцепления движителя с дорогой =0,5;
Коэффициент сопротивления движению тягача =0,03;
Коэффициент сопротивления движению прицепа =
Колея колес автомобиля В=1,95 м;
Высота автомобиля Н=3 м;
Коэффициент обтекаемости кv =0,7 Нс2/м2 .
Вес лесотранспортной машины, и мощность ее двигателя зависят от схемы транспортировки груза (рисунок 4).
Рисунок 4- Функциональная схема транспортировки груза.
Вес машины определяется из формулы:
где - вес прицепа, принимается по прототипу и равен =41,5 кН;
Q – грузоподъёмность автопоезда, которая определяется по формуле:
Q = Q1+ Q2, и ровна Q=168 кН. (берется в соответствии с заданием);
-вес части груза, размещенного на тягаче, который определяется по формуле для автомобилей 4К4: Q1 = (0,7... 0,8) G*= ;
G*- собственная масса тягача, G*=53,9 кН.
Тогда вес части груза размещенного на прицепе равен:
- коэффициент сопротивления движению тягача, =0,03;
- коэффициент сопротивления движению прицепа, =0,03, так как для автомобиля с прицепом можно принять =
- угол преодолеваемого подъема. Максимальный угол подъема для автомобилей α = 12°;
- коэффициент сцепления
- коэффициент загрузки ведущих колес. Для полноприводных автомобилей со всеми ведущими колесами при блокированном приводе λк = 1.
Мощность двигателя лесовозного автомобиля определяется для трёх случаев: при полной нагрузке и максимальном сопротивлении движению; при полной нагрузке и среднем сопротивлении движению; при максимальной скорости движения без нагрузки и минимальном сопротивлении движению по формуле:
где - касательная сила тяги на ведущих колесах:
где - сила сопротивления воздуха:
где F - лобовая поверхность машины:
где В - колея колес автомобиля, м. Принимается по прототипу, В=1,95 м;
H - высота автомобиля, м. Принимается по прототипу, Н=3 м;
кv - коэффициент обтекаемости, кv =0,7 Нс2/м2 ;
V – скорость автомобиля. Принимается по прототипу и ровна - 60км/ч;
- к.п.д. трансмиссии принимается по прототипу и равен ;
- коэффициент использования мощности двигателя;
Мощность двигателя при движении в тяжёлых дорожных условиях и минимальной скорости движения с грузом V=0,85 м/с [5] определяется:
Мощность двигателя при движении в средних дорожных условиях и рабочей скорости движения с грузом V=4 м/с [5] определяется:
Мощность двигателя при движении порожнего автомобиля на максимальной скорости (V=16,7 м/с - максимальная скорость по прототипу) определяется:
Правильность принятия мощности двигателя проверяется по величине удельной мощности, (кВт/т):
где Nе – максимальная расчетная мощность двигателя, кВт;
G - вес лесовозного автомобиля без груза, т.
Значения удельных мощностей Nуд лесотранспортных машин находятся в пределах (кВт/т):
- лесовозные автомобили с дизельным двигателем: 14,0….23.0.
Значение удельной мощности попадает в указанный предел.
Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что мощность проектируемого автомобиля практически совпадает с мощностью прототипа. Следовательно, выбираем двигатель аналогичный прототипу, а именно ЯМЗ-236, техническая характеристика которого приведена в таблице 3.