Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:40, курсовая работа
МАЗ-509А (рисунок 1) представляет собой двухосный автомобиль-лесовоз с двумя ведущими мостами. Совместно с прицепом-роспуском он образует лесовозный автопоезд, предназначенный для перевозки хлыстов и сортиментов по профилированным дорогам с гравийным и усовершенствованным покрытием, с заходом на лесосеки, а также по дорогам, укрепленным щитовыми колейными покрытиями.
Таблица 3- Техническая характеристика двигателя ЯМЗ-236
Показатели |
Характеристики |
Модель двигателя |
ЯМЗ-236 |
Номинальная мощность (при 2100 мин-1), кВт |
132,3 |
Обороты, мин-1 |
2100 |
Тип |
4-тактный с воспламенением от сжатия |
Число цилиндров |
6 |
Расположение цилиндров |
V-образное с углом развала 900 |
Порядок работы цилиндров |
1-4-2-5-3-6 |
Способ смесеобразования |
непосредственный впрыск |
2.2 Построение скоростной характеристики двигателя
Значения параметров скоростной характеристики вычисляются для шести точек с равным интервалом в диапазоне частот вращения 600< n <2100 мин-1. Скоростная характеристика двигателя приближенно может быть построена по эмпирическим формулам.
Исходные данные:
Частоты вращения коленчатого вала: ne1=600 мин-1; ne2=900 мин-1; ne3=1200 мин-1; ne4=1500 мин-1; ne5=1800 мин-1; ne6=2100 мин-1;
Максимальная мощность двигателя Ne max=132,3 кВт;
Постоянные коэффициенты: А=0,87; В=1,13; А0=1,55; В0=1,55; С0=1;
Удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя
gен =245 г/(кВт.ч).
Мощность двигателя
где Nemax - выбранная максимальная мощность двигателя, Nemax=132,3кВт;
nе1 - частота вращения коленчатого вала, nе1=600 мин-1;
nн - частота вращения, соответствующая максимальной мощности, nн=2100 мин-1;
А, В, - постоянные коэффициенты, значения которых приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Значения постоянных коэффициентов формул характеристик двигателей
Тип двигателя |
А |
В |
А0 |
В0 |
С0 |
Дизель с непосредственным впрыском |
0,87 |
1,13 |
1,55 |
1,55 |
1 |
Значения остальных мощностей при частоте вращения коленчатого вала ne2=900 мин-1; ne3=1200 мин-1; ne4=1500 мин-1; ne5=1800 мин-1; ne6=2100 мин-1 занесены в таблицу 5.
Крутящий момент двигателя определяется по следующей формуле:
Значения остальных крутящих моментов занесены в таблицу 5.
Удельный расход топлива рассчитывается по формуле:
где gен - удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя,
gен =245 г/(кВт.ч), (берется из характеристики прототипа);
А0, В0, С0 - постоянные коэффициенты, значение которых приведены в таблице 4.
Значения остальных удельных расходов топлива занесены в таблицу 5.
Часовой расход топлива рассчитывается по формуле:
Значения остальных часовых расходов топлива занесены в таблицу 5.
Таблица 5 – Параметры скоростной характеристики двигателя.
Ni, об/мин |
Nеi, кВт |
Мei, Нм |
gei, г/кВтч |
Gei, кг/ч |
600 |
42,004 |
668,56 |
291,25 |
12,23 |
900 |
66,45 |
705,11 |
262 |
17,41 |
1200 |
89,9 |
715,45 |
242,75 |
21,82 |
1500 |
110,276 |
702,09 |
233,75 |
25,78 |
1800 |
125,18 |
664,15 |
234,25 |
29,32 |
2100 |
132.3 |
601.65 |
245 |
32.41 |
Скоростная характеристика двигателя представлена на рисунке 5
Рисунок 5 - Скоростная характеристика двигателя
3 Тяговый расчет машины
3.1 Выбор кинематической схемы трансмиссии и описание основных узлов машины
Кинематическая схема
во многом определяет
Так как автомобиль является грузовым и работает в тяжелых условиях, то целесообразнее использовать двухдисковое, сухое сцепление, фрикционного типа с периферийными цилиндрическими пружинами, предназначенное для плавного отсоединения работающего двигателя от трансмиссии, безударного включения передач, плавного трогания с места, торможения и остановки автомобиля. Двухдисковое сцепление при сравнительно небольших размерах позволяет передавать значительный крутящий момент.
Для лучшей загрузки двигателя по мощности целесообразнее использовать трехвальную, пятиступенчатую, с синхронизаторами и с неавтоматическим дистанционным управлением коробку передач. Высшая 5 передача в коробке передач – повышающая, а 4 передача – прямая. Повышающая передача используется при движении по хорошим дорогам, а также при движении автомобиля с неполной нагрузкой. При этом уменьшается расход топлива и увеличивается долговечность двигателя, так как на повышающей передаче обеспечивается работа двигателя с меньшей частотой вращения коленчатого вала двигателя.
Для повышения проходимости машины передний и задний мосты принимаем ведущими, для чего используем раздаточную коробку. Причем передний ведущий мост имеет центральный редуктор и бортовые передачи, а
также две полуоси с шарнирами, а задний ведущий мост имеет центральный
редуктор и колесные цилиндрические передачи. Раздаточная коробка – механическая, двухступенчатая, с межосевым цилиндрическим дифференциалом. Она позволяет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее использовать автомобиль в различных дорожных условиях.
На автомобиле повышенной проходимости с колесной формулой 4*4 используются три одновальных карданных передачи, шарниры неравных угловых скоростей с игольчатыми подшипниками для соединения соответственно коробки передач с раздаточной коробкой, а также раздаточной коробки и с задним и передним ведущими мостами.
Рулевое управление целесообразнее
применить левое, с передними
управляемыми колесами и с усилителем.
Рулевой механизм – винтореечный
и выполнен в виде винта, шариковой
гайки – рейки и сектора. Передаточное
число рулевого механизма 23,6. Рулевой
привод – с задней неразрезной
трапецией. Усилитель гидравлический.
Гидрораспределитель и
Тормозная система автомобиля должна быть представлена несколькими типами. Рабочая (ножная) тормозная система автомобиля предназначена для снижения скорости движения вплоть до полной его остановки. Рабочий тормоз – ножной, колодочный на все колеса с пневматическим раздельным приводом передней и задней тормозных осей. Стояночная тормозная система служит для удержания на месте неподвижного автомобиля. Стояночный тормоз – ручной, центральный, колодочный, расположен на фланце ведущей шестерни редуктора заднего моста, привод механический. Вспомогательная тормозная система служит для ограничении скорости движения автомобиля на длинных и затяжных спусках.
3.2 Определение передаточных чисел трансмиссии
лесовозного автомобиля
Исходные данные:
Передаточное число к.п.п. на высшей передаче
Передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче
Максимальная скорость движения автомобиля на высшей передаче
Радиус ведущего колеса автомобиля
Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя =2100 с-1;
Коэффициент сцепления движителя с дорогой =0,6;
Коэффициент загрузки ведущих колес λк = 1;
Максимальный крутящий момент двигателя =715,45 Нм;
Расчетная схема трансмиссии автомобиля-лесовоза представлена на рисунке 6.
Рисунок 7 – Расчетная схема трансмиссии лесовоза
Общее передаточное число трансмиссии автомобиля рассчитывается по формуле:
где передаточное число коробки перемены передач;
передаточное число главной передачи;
передаточное число
Передаточное число главной передачи автомобиля определятся исходя из обеспечения максимальной скорости движения автомобиля, и может быть рассчитано по следующей формуле:
где - радиус ведущего колеса автомобиля, принимается по прототипу и равен ;
- максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя, =2100 с-1;
- передаточное число к.п.п. на высшей передаче. У автомобилей с дизельным двигателем ;
- передаточное число
- максимальная скорость
Передаточное число к.п.п.
на первой передаче определяется исходя
из условия преодоления
где - коэффициент сцепления движителя с дорогой =0,6;
- коэффициент загрузки ведущих колес. Для полноприводных автомобилей со всеми ведущими колесами при блокированном приводе λк = 1.
Исходя из условия получения максимальной величины динамического фактора передаточное число к.п.п. на первой передаче определяется по формуле:
где - максимальный крутящий момент двигателя, определяемый по внешней скоростной характеристике двигателя и равный =715,45 Нм.
Для обеспечения наибольшей
интенсивности разгона
где - передаточное число передачи к.п.п., предшествующей высшей. Для автомобиля с дизельным двигателем .
Передаточные числа
Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче определяется по формуле:
Остальные передаточные числа трансмиссии определяются по формуле:
Результаты расчетов занесены в таблицу 6.
Таблица 6-Передаточные числа трансмиссии
Передача |
Uр |
Uк(Uк прототипа) |
Uтр |
I |
1,18 |
5,91(5,26) |
87,93 |
II |
1,18 |
3,26(2,9) |
48,58 |
III |
1,18 |
1,81(1,52) |
26,84 |
IV |
1,18 |
1(1) |
14,83 |
V |
1,18 |
0,56(0,66) |
8,1 |