Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 13:36, дипломная работа
Целью данной работы является изучение и описание технологического процесса обслуживания аккумуляторных батарей и привода бортовых фрикционов гусеничных тракторов.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Выяснение деталей технического обслуживания и технологического процесса при ремонте узлов автомобиля и тракторов.
2. Описание теоретической части процесса для понимания и практического использования при техническом обслуживании и ремонте.
Введение………………………………………….........……………...2
Раздел I. Обслуживание аккумуляторных батарей.
1.1 Зарядка аккумуляторных батарей…………………………………...4
1.2 Неисправности аккумуляторных батарей……………………….….7
1.3 Проверка аккумуляторных батарей и уход за ними…………….…9
Раздел II. Обслуживание привода бортовых фрикционов гусеничных
тракторов.
2.1 Принцип действия и устройство фрикционных муфт………........12
2.2 Обслуживание и регулировка фрикционных муфт……….............14
Раздел III. Заключительная часть.
3.1 Техника безопасности при ТО и ремонте автомобилей..................19
3.2 Приложение...………………………………………………….….....21
3.3 Заключение……………………………………………………....…..23
3.4 Библиографический список………………………………….…..…24
Уход за аккумуляторными батареями должен проводиться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию автомобиля или трактора, на который установлены батареи.
Ежедневно в конце работы машины батарея очищается от пыли и грязи. Если на поверхности батареи обнаруживается электролит, то необходимо его стереть сухой тряпкой или тряпкой, намоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очищают, а неконтактные части смазывают техническим вазелином (а при отсутствии вазелина — солидолом). Проверяют крепление и плотность контактов наконечников проводов с клеммами батареи. Прочищают вентиляционные отверстия батареи.
Периодически, не реже чем через 10—15 дней зимой и 5—6 дней летом, замеряют уровень электролита во всех бачках и при необходимости доливают дистиллированной воды. Проверяется плотность электролита (ареометром) и определяется степень зарядки батареи. Перед проверкой плотности, если до этого доливалась вода, батарею подзаряжают на двигателе для перемешивания электролита. Систематически следует проверять целость баков и отсутствие утечки электролита, зачищать наконечники проводов и клеммы; после затяжки клеммы и наконечники смазываются. Не реже одного раза в месяц замеряют напряжение элементов под нагрузкой и определяют исправность батареи.
При надлежащем уходе аккумуляторные батареи могут храниться длительное время без употребления, не теряя своей работоспособности. Перед хранением производится уход за батареей и полная ее зарядка. После этого батареи устанавливают в отдельном помещении при температуре не ниже минус 25° и не выше 0°.
Ежемесячно для компенсации саморазряда батарею подзаряжают нормальным током до постоянства напряжения и плотности электролита. В конце подзарядки корректируются уровень и плотность электролита. Один раз в три месяца аккумуляторную батарею подвергают разрядке и зарядке (контрольно-тренировочному циклу), что предупреждает усадку активной массы пластин.
Раздел II. Обслуживание привода бортовых фрикционов гусеничных тракторов.
2.1 Принцип действия и устройство фрикционных муфт
Поворот гусеничного трактора происходит при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой надо повернуть трактор. Если нужно сделать крутой поворот, отключенную гусеницу притормаживают и трактор поворачивается на месте.
Механизм поворота большинства гусеничных тракторов представляет собой самостоятельный механизм, размещенный за главной передачей трактора. От двигателя к главной передаче идет один поток мощности, который далее распределяется механизмом поворота между правой и левой гусеницами.
В качестве механизмов поворота гусеничных тракторов используют фрикционные муфты поворота (Т-70С, Т-130), планетарный механизм (ДТ-75М, Т-4А). У трактора Т-150 функции механизма поворота выполняет коробка передач, на вторичных валах которой установлены гидроподжимные фрикционные муфты и тормоза, при помощи которых трактор поворачивается.
Фрикционные муфты поворота, как правило, изготовляют многодисковыми сухими постоянно замкнутыми. Ведущей частью муфты служит вал (1) (рис. 1, а) главной передачи с расположенным на его шлицах ведущим барабаном (2). На наружной цилиндрической поверхности барабана сделаны продольные канавки, в которых установлены внутренними зубцами тонкие стальные диски (3).
Ведомая часть муфты — барабан (4), укрепленный на ведущем валу (6) конечной передачи. На внутренней поверхности барабана сделаны канавки, в которые входят наружные зубцы дисков (5), снабженных фрикционными накладками. Ведомые и ведущие диски собраны через один. На валу (1) установлен нажимной диск (9), вращающийся вместе с валом, но имеющий возможность перемещаться вдоль его оси. В диск (9) ввинчены шпильки (7), проходящие через отверстие барабана (2). На шпильки установлены пружины (8), упирающиеся с одной стороны в диск (9), а с другой — в укрепленные на шпильках (7) шайбы. Пружины сжимают диски (3) и (5), и муфта, находясь в замкнутом состоянии, создает требуемый момент трения. При этом вращающий момент от главной передачи передается муфтами на конечные передачи — трактор совершает прямолинейное движение.
Для поворота трактора надо отключить соответствующую гусеницу от трансмиссии, т. е. выключить одну из муфт поворота. При выключении этой муфты (рис. 1, б) диск (9) перемещается в горизонтальном направлении, пружины (8) сжимаются, диски (3) и (5) освобождаются и вращение ведомого барабана и ведущей звездочки прекращается. В это время другая муфта остается замкнутой, вследствие чего трактор поворачивается вокруг отключенной гусеницы.
Схема регулировки тормозка управления муфты сцепления трактора ДТ-75М: 1 – колодка тормозка; 2 – регулировочный болт тормозка; 3 — упор пружин тормозка; 4 — рычаг тормозка; 5 — рычаг муфты сцепления.
2.2 Обслуживание и регулировка фрикционных муфт
Фрикционные муфты сцепления (дисковые и конусные). Силы трения, развиваемые между дисками или колодками муфт, должны быть больше, чем наибольшие усилия, передаваемые от вала двигателя.
Основным показателем, характеризующим надежную работу муфт сцепления, является коэффициент запаса, показывающий, во сколько раз момент трения, создаваемый дисками или колодками, превышает момент, передаваемый от двигателя механизма трансмиссии. В процессе эксплуатации муфт сцепления коэффициент запаса постепенно уменьшается из-за снижения момента трения, что является следствием износа трущихся поверхностей (дисков, колодок) или разрегулировки взаимного их положения. В результате уменьшаются силы поджатия ведущих и ведомых элементов муфт, что ведет к пробуксовкам, а также к увеличению хода нажимного (ведущего) диска, конуса колодки при включении муфт и к ослаблению нажимных рычагов (у непостоянно замкнутых муфт) или нажимных пружин (у постоянно замкнутых муфт).
Работоспособность фрикционных муфт сцепления обеспечивается регулировкой и заменой пришедших в непригодное состояние их рабочих элементов (фрикционных дисков, колодок, лент и др.). Работоспособность муфт проверяют при максимальной нагрузке. При испытании, когда выбирается максимальная нагрузка, силовой двигатель вследствие перегрузки передачи должен останавливаться, а муфта сцепления работать без пробуксовки.
Правильно отрегулированная муфта не должна буксовать при перегрузках двигателя, в то же время она должна обеспечивать легкое включение и выключение с полным соединением и разобщением ее рабочих элементов. Зазоры между дисками в однодисковых муфтах должны находиться в пределах 0,35—0,45 мм. В двухдисковых муфтах этот зазор колеблется от 1,5 до 2,0 мм. Величину зазора проверяют набором щупов, а регулировку производят по-разному в зависимости от конструктивных особенностей регулировочных устройств. Свободный ход педали для включения муфт должен составлять 20—40 мм в зависимости от назначения муфты и конструкции механизма управления этой муфтой.
Расстояние между концами отжимных рычажков и кольцом отжимного подшипника находится в пределах 3,5—4,5 мм, причем разница этих зазоров у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм. Указанные размеры контролируют щупом при включенном сцеплении.
Фрикционные муфты регулируют в выключенном и нейтральном положении рычагов переключения передач. Муфта считается отрегулированной, если ее включение можно осуществить при ножном включении усилием не более 60—80Н, при ручном включении — 120—160Н, а зазор между фланцем и муфтой должен быть в пределах 9—11 мм. Если усилие будет меньше 120Н при ручном включении, а зазор менее 4-6 мм, муфта подвергается дополнительному регулированию. Для обеспечения нормальной работы муфт необходимо систематически (в соответствии с инструкцией) смазывать их подшипники.
В качестве примера рассмотрена регулировка фрикционных муфт сцепления различных конструктивных исполнений.
Муфта сцепления трактора Т-130М (рис. 2) является многодисковой, постоянно замкнутой, с механическим замыканием дисков трения. Рассматриваемая муфта не представляет собой отдельного съемного элемента, а сборочные единицы ее вмонтированы в маховик двигателя, хотя и могут быть сняты без демонтажа других элементов машины.
Для того чтобы проверить и отрегулировать муфту сцепления, связанную с сервомеханизмом и блокировочным механизмом, соединяют выходной рычаг сервомеханизма с отводкой, тягой, пальцем, гайкой, а также шаровой гайкой. Затем вывертывают пробку из сервомеханизма и присоединяют к нему трубопроводы системы управления. После этого между фланцем и муфтой устанавливают зазор 9-11 мм, а между концами рычагов и муфтой - зазор 0,1-0,2 мм и регулируют свободный ход штока сервомеханизма, ввертывая и вывертывая амортизатор на колонке педалей так, чтобы, между штоком сервомеханизма и нажимным рычагом был зазор 0,9-1,11 мм.
При регулировке (при неработающем двигателе) сначала шаровой гайкой (находящейся внутри кожуха муфты сцепления) устанавливают свободный ход штока сервомеханизма (13-15 мм), равный величине утопления штока при нажатии на педаль. В дальнейшем приступают к регулировке блокировочного механизма при включенной муфте сцепления, для чего регулировочной вилкой устанавливают рычаг так, чтобы он был отклонен вперед (по ходу машины) на 15—21°. При этом риски на валиках фиксаторов должны совпасть с рисками на корпусах валика. Затем проверяют легкость хода штока сервомеханизма и педали муфты сцепления при работающем двигателе.
В процессе эксплуатации при уменьшении зазора между фланцем и отжимной муфтой до 4 мм, а свободного хода штока сервомеханизма — до 6 мм муфту сцепления снова подвергают регулировке. После окончания регулировки муфты проверяют свободный ход штока, который должен быть 13-15 мм. В такой же последовательности проверяются муфты сцепления дорожных машин.
При регулировке постоянно замкнутой муфты сцепления трактора ДТ-75М сначала рычаг переключения устанавливают в нейтральное положение. Затем включают муфту сцепления, открывают ее люк и устанавливают муфту в такое положение (рис. 3), чтобы один из рычажков (16) был расположен против люка. В этом положении посредством щупа проверяют зазор между отводкой (19) и отжимным рычажком (16). При правильной регулировке зазор между ними должен быть в пределах 2,5—3,5 мм. Разница в зазоре для отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм. Если этот зазор менее 2 мм или более 5 мм, регулировку продолжают, вращая корончатую гайку 15. Перед регулировкой расшплинтовывают корончатую гайку, а отжимной болт, для того чтобы при вращении избежать проворачивания корончатой гайки, удерживают ключом. После того как будет отрегулирован зазор у одного рычажка гайку шплинтуют и поворачивают муфту на 1/3 оборота и в такой же последовательности регулируют зазор у второго рычажка, а затем через 1/3 оборота — у третьего.
Затем приступают к регулировке зазора между винтами (18) и промежуточным диском (17). Для этого проворачивают муфту, установив ее! так, чтобы винт (18) разместился против люка. После этого отпускают: контргайку винта и завинчивают винт до упора в подпятник диска, а затем отворачивают его на два оборота, что соответствует зазору в 2 мм, и затягивают контргайку. Потом поворачивают муфту на 1/3 оборота и регулируют зазор вторым винтом, а затем - третьим.
После регулировки зазора между винтами и диском проверяют ход отводки (19), который должен составлять (22±1) мм. Если ход отводки не будет соответствовать указанной величине, регулировку продолжают, изменяя при этом длину тяги путем вращения регулировочной муфты (6). При правильной регулировке рычаг выключения (12) должен отклоняться назад от вертикального положения на (30±5)°, а рычаг тормоза на (23±5)° от горизонтали.
Для правильного действия сервомеханизма муфты сцепления между упором (10) и рычагом (8) в выключенном положении муфты должен быть зазор 1,0—1,6 мм. Этот зазор регулируют, изменяя длину тяги (1). Если рычаг (3) не удерживается в крайних положениях, увеличивают натяжение пружины (5), вращая регулировочный винт (4).
Правильность регулировки тормоза управления муфты сцепления трактора ДТ-75М (Рис. 4) проверяют при включенном положении муфты сцепления по величине зазора (4—5 мм) между упором пружины (3) и заплечиком расточки рычага (4). Этот зазор регулируют болтом (2) при ослабленной контргайке. После регулировки затягивают контргайку.
Отрегулировав и проверив исправность действия муфты сцепления на тракторе под нагрузкой, крышку лючка устанавливают на место.
При пробуксовке главной муфты сцепления вследствие замасливания или разрушения фрикционных накладок ведомых дисков ее разбирают, промывают в керосине или заменяют изношенные фрикционные диски.
При разборке муфты сцепления нельзя снимать балансировочные болты, ввёрнутые со стороны внешнего торца в упорный диск, так как нарушится балансировка дисков муфты.
При сборке муфты сцепления промежуточный и нажимной диски устанавливают относительно упорного диска в то же положение, в котором они находились до разборки. Метки, нанесённые на наружные поверхности нажимного и промежуточного дисков, должны совпадать с меткой, нанесённой на торцевой поверхности упорного диска.
Муфту сцепления нужно включать и выключать плавно и достаточно быстро. Такое включение и выключение муфты предотвращает возникновение ударных нагрузок, что способствует более продолжительной работе деталей муфты, силовой передачи и двигателя. Для уменьшения износа накладок ведомых дисков не следует оставлять муфту в недовключенном и выключенном положении на длительное время.