Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном подвижном составе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:54, доклад

Описание работы

Современная технология предусматривает железнодорожную перевозку грузов насыпью, навалом или наливом на открытом подвижном составе, в универсальных или специальных контейнерах, в крытых вагонах, в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах. Способы перевозки грузов определяют в значительной степени опасность для людей, контактирующих с данными грузами. Вещества, с которыми соприкасаются рабочие, могут быть опасны при вдыхании, проглатывании и попадании на кожу.
Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо знать прежде всего Правила безопасности, а также требования к перевозкам опасных грузов на жд транспорте.

Содержание работы

I. Введение

II. Основная часть
1. Организация перевозок опасных грузов
2. Классификация и маркировка опасных грузов
3. Классификация опасных грузов
4. Организация перевозок опасных грузов
5. Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов
6. Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов
7. Безопасность железнодорожных перевозок опасных грузов при эксплуатации железнодорожного подвижного состава
8. ЖД транспорт для перевозки опасных грузов
сегодня…

III. Заключение

Файлы: 1 файл

грузоведение.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)


Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Федеральное Агентство  Железнодорожного Транспорта

Иркутский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  на тему

«Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном  подвижном составе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

факультета УПП

группы Д-07-3

Шевчук Ирина Александровна

 

Проверил: Власова Наталья  Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2009

Содержание

I. Введение

 

II. Основная часть

     1. Организация перевозок опасных грузов

     2. Классификация и маркировка опасных грузов

    3. Классификация опасных грузов

    4.   Организация перевозок опасных грузов

     5. Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

     6. Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

     7. Безопасность железнодорожных  перевозок опасных грузов при  эксплуатации железнодорожного  подвижного состава

       8. ЖД транспорт для перевозки опасных грузов

      сегодня…

 

III. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более чем столетнюю историю развития.

Транспортные характеристики грузов должны учитываться при выборе оптимальных способов доставки и разработки технологических процессов переработки грузов.

В процессе перевозки и хранения во многих грузах под действием различных  внешних факторов — механических, климатических, биологических — происходят количественные и качественные изменения, которые необходимо учитывать при разработке условий хранения и транспортировки грузов.

       Сегодня на железную дорогу приходится около 30% от общего объема опасных грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта. При этом номенклатура опасных грузов уже превышает 4 тыс. наименований. В основном это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком и твердом состоянии, ядовитые вещества, взрывчатые материалы и другое.

Современная технология предусматривает  железнодорожную перевозку грузов насыпью, навалом или наливом  на открытом подвижном составе, в  универсальных или специальных  контейнерах, в крытых вагонах, в  вагонах-цистернах и бункерных  полувагонах. Способы перевозки грузов определяют в значительной степени опасность для людей, контактирующих с данными грузами. Вещества, с которыми соприкасаются рабочие, могут быть опасны при вдыхании, проглатывании и попадании на кожу.

Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо знать прежде всего Правила безопасности, а также требования к перевозкам опасных грузов на жд транспорте.

 

 

 

 

 

1. Организация перевозок опасных грузов

 

Прием к перевозке  и выдача опасных грузов

Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.

    Конкретный опасный груз  должен быть предъявлен грузоотправителем  к перевозке только теми видами  отправок, которые определены Правилами  перевозок грузов, в таре и  упаковке, предусмотренной стандартами  или техническими условиями на данную продукцию.

Запрещается погрузка и  выгрузка опасных грузов, перевозимых  наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и  выгрузки этих грузов.

 Помимо всего прочего, принятые с подъездных путей от грузоотправителей и прибывшие в адрес обслуживаемых грузополучателей вагоны с опасными грузами класса 1 не должны находиться на станции более двух часов с момента поступления на станцию.

А в случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.

 

2.Классификация и маркировка опасных грузов

 

Классификация опасных грузов (отнесение  к классу, подклассу, категории и  группе) производится в зависимости  от вида и степени опасности груза  в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы  опасные. Классификация и маркировка".

Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, грузовых единиц и транспортных средств при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом, производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и Правилами перевозок грузов.

 

 

 

 

3.Классификация опасных грузов

 

Опасные грузы делятся на 9 классов, в соответствии с классификацией ООН. У каждого из этих классов  опасности, определяющих свойства вещества, есть подклассы, которые конкретизируют особенности груза.

  

Класс 1

Материалы (зачастую предназначенные  для изготовления пиротехнических изделий), обладающие возможностью взрыва или возгорания с эффектом взрыва. Сюда же относятся средства взрывания, вызывающие пиротехнический эффект. Взрывчатые смеси паров и газов с пылью в качестве взрывчатых веществ не рассматриваются.

Подклассы таких материалов:

  - с опасностью взрыва всей  массы, мгновенного охвата взрывом  всего груза

  - с отсутствием опасности  взрыва всей массы

  - с опасностью возгорания  с незначительным или отсутствующим  взрывчатым действием

  - с небольшой опасностью взрыва, существующей исключительно в случае инициирования или воспламенения; вероятность разрушения упаковки отсутствует

  - с незначительной опасностью  взрыва всей массы, инициирования  при транспортировке или перехода  воспламенения в детонацию, связанной с низкой чувствительностью вещества

  - с отсутствием опасности  взрыва всей массой, чувствительности  к детонации; вероятность случайного  инициирования чрезвычайно низка

  

 

Класс 2

Газы – сжатые, растворенные под  давлением или сжиженные охлаждением, отвечающие одному или обоим условиям:

- критическая температура ниже 50°C

- абсолютное давление паров  при 50°C не ниже 3 кгс/см² (3 КПа).

Подклассы газов:

  - легковоспламеняющиеся

  - легковоспламеняющиеся ядовитые

  - невоспламеняющиеся

  - невоспламеняющиеся ядовитые

  - химически неустойчивые

  - химически неустойчивые ядовитые

  

Класс 3

Горючие, легковоспламеняющиеся жидкости и их смеси (в том числе, жидкости с содержанием твердых веществ  в суспензии или растворе), для  которых характерно выделение легковоспламеняющихся паров, с температурой вспышки в тигле до 61°C.

Подклассы жидкостей и смесей:

  - с температурой вспышки  в закрытом тигле ниже -18°C

  - с температурой вспышки  в закрытом тигле от -18°C до +23°C

  - с температурой вспышки  в закрытом тигле от +23°C до +61°C

  

Класс 4

Материалы и вещества (не взрывчатые), загорающиеся в результате нагревания, трения, поглощения влаги, внешних источников воспламенения или самопроизвольных химических реакций.

 

Подклассы подобных материалов:

  - воспламеняющиеся от кратковременного воздействия (искра или трение) и активно горящие

  - сильно нагревающиеся и  самовоспламеняющиеся в обычных  условиях транспортировки

  - выделяющие при взаимодействии  с водой воспламеняющиеся газы

  

 

Класс 5

Окисляющие вещества, пероксиды, способные выделять кислород, поддерживая горение. В подходящих условиях или при смешении с другими веществами могут вызывать самовоспламенение и взрыв.

Подклассы окисляющих веществ:

  - горючие органические пероксиды;  могут окислять другие вещества и опасно взаимодействовать с ними; зачастую они чувствительны к трению и/или ударам.

  - негорючие окисляющие вещества, которые способствуют воспламенению  других веществ; увеличивают интенсивность  горения, выделяя кислород

  

Класс 6

 Ядовитые или инфекционные вещества. Способны вызвать при попадании в организм, при соприкосновении с кожей или слизистыми оболочками отравление, заболевание или смерть.

Подклассы таких веществ: 

  - токсичные вещества, вызывающие  отравление при контакте с  кожей, попадании внутрь организма или вдыхании паров или пыли

  - инфекционные вещества, содержащие  опасные микроорганизмы

  

Класс 7

Радиоактивные вещества и материалы, имеющие удельную радиоактивность  свыше 70 КБк/кг (нКи/г).

Подклассы отсутствуют.

  

Класс 8

Вещества, вызывающие коррозию и повреждение металлов, разъедающие кожу и/или слизистые оболочки, а также способные вызвать возгорание при взаимодействии с некоторыми веществами.

 

Подклассы активных веществ:

  - щелочи

  - кислоты

  - иные едкие вещества, вызывающие коррозию

  

Класс 9

Опасные вещества, которые не относятся  к первым восьми классам. Соблюдение определенных правил при их транспортировке  и хранении обязательно.

Подклассы:

  - становящиеся при определенных  условиях едкими и коррозионными

- горючие вещества (как твердые, так и жидкие), которые нельзя отнести к 3 и 4 классам, способные стать огнеопасными при изменении обычных условий.

 

 

 

 

4.Организация перевозок опасных грузов

 

Прием к перевозке  и выдача опасных грузов

Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.

    Конкретный опасный груз  должен быть предъявлен грузоотправителем  к перевозке только теми видами  отправок, которые определены Правилами  перевозок грузов, в таре и  упаковке, предусмотренной стандартами  или техническими условиями на данную продукцию.

Запрещается погрузка и  выгрузка опасных грузов, перевозимых  наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и  выгрузки этих грузов.

 Помимо всего прочего, принятые  с подъездных путей от грузоотправителей  и прибывшие в адрес обслуживаемых  грузополучателей вагоны с опасными  грузами класса 1 не должны находиться  на станции более двух часов  с момента поступления на станцию.

А в случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.

 

 

5.Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

 

1. Грузоотправители, грузополучатели,  работники магистрального и промышленного  железнодорожного транспорта, владельцы  и арендаторы подвижного состава  и контейнеров, а также предприятия,  осуществляющие транспортно - экспедиционное обслуживание, при перевозках опасных грузов должны обеспечить соблюдение настоящих Правил, другой действующий нормативно - технической документации по перевозкам опасных грузов.

2. Опасные грузы принимаются  к перевозке по железным дорогам в соответствии с порядком, установленным Правилами перевозок грузов.

3. Новые опасные грузы допускаются  к перевозке по железным дорогам  в соответствии с порядком, утвержденным  МПС России, и по согласованию  с Госгортехнадзором России.

4. Грузоотправители, кроме  требований п. 1, обязаны:

 загружать опасные  грузы только в подвижной состав, который по своей конструкции,  назначению и техническому состоянию  пригоден для безопасной и  сохранной перевозки конкретного  опасного груза; иметь документацию, подтверждающую классификацию опасного груза, об условиях его безопасной перевозки и аварийную карточку; применять тару, упаковку, упаковочные комплекты, которые должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на конкретные опасные грузы, пройти испытания по установленным программам и методикам в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и т.д.

 

 

6.Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

 

  Класс 1: Взрывчатые  материалы (ВМ)

Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и контейнеры грузоотправителю необходимо выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований .

 Движение поездов,  в которых имеются вагоны с  ВМ, должно быть организовано  по возможности в обход крупных  населенных пунктов, на безопасном  расстоянии от взрывопожароопасных  производств, без остановок на  промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС.

Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов необходимо осуществлять на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов  до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранен ия грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей не менее чем на 125 м. Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.

Информация о работе Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном подвижном составе