Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 00:59, курсовая работа
В этой работе мы определим оптимальные схемы движения флота судоходной компании, оптимальные показатели их работы с помощью симплекс-метода. Растет оптимального плана произведутся с помощью пакета прикладных программ "ПЭР".
Также можно отметить, что целью выполнения данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных по данной дисциплине, приобретение практических навыков в использовании математических методов для решения задач планирования.
Введение
1. Характеристика направлений перевозок и флота
2. Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи
2.1.Построение возможных вариантов схем движения судов
2.2.Расчет нормативов работы судов на схемах движения
2.3.Составление математической модели задачи
3.Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов
4.Расчет основных плановых показателей работы флота
Вывод
Список литературы
Суммарный оборот морских грузоперевозок порта Ашдод составляет 3,2 млн. т (1982), а судопоток — до 900 судов в год. В порту Ашдод имеется более 40 складов для хранения грузов, 14 открытых грузовых площадок и два нефтехранилища.
Порт Касабланка
Касабланка - пункт базирования ВМС и крупный порт Марокко на Атлантическом побережье страны. Порт Касабланка доступен для судов и кораблей всех классов. Искусственная гавань Касабланки образована длинным молом Делюр. Длинна причального фронта свыше 7 км с глубинами 7—15 м. Для стоянки кораблей ВМС Марокко используется юго-восточная часть мола Делюр. В порт Касабланка ввозятся следующие морские грузы - нефть, машины, цемент, хлопок; вывозятся фосфаты (основная статья), марганцевая, цинковая и железная руды, сельхозпродукты. Суммарный оборот морских грузоперевозок порта составляет 13 млн. т.
В порту Касабланка имеются краны для погрузки и разгрузки морских грузов грузоподъёмностью 10— 150 т и транспортёры, склады, грузовые площадки, нефтехранилища, 2 элеватора. Судоремонтные предприятия порта Касабланка, сухой док, 3 слипа и мастерские обеспечивают ремонт судов и кораблей до крейсеров включительно. В 23 км южнее порта расположен международный аэродром.
Характеристика флота
Основные параметры и характеристики судов, используемых для перевозки груза, указаны в табл.1.1.
Таблица 1.1 – Основные характеристики флота
Характеристики |
PO-30 |
PO-60 |
Длина максимальная |
168 м |
223 м |
Ширина |
24,5 м |
30 м |
Высота борта |
16,9 м |
20,9 м |
Осадка максимальная |
7,6 м |
9,9 м |
Скорость : - в грузу - в балласте |
20,0 узл. 22,3 узл. |
24,7 узл. 26,8 узл. |
Грузовместимость - кип
|
28000 м3 |
54500 м3 |
Дедвейт |
9020 т |
20270 т |
Чистая грузоподъемность |
6810 т |
13950 т |
Дальность плавания |
12000 миль |
16000 миль |
Ледовый класс |
Л2 |
Л3 |
Расход топлива в сут - на ходу - на стоянке |
74,3 т/сут 1,9 т/сут |
223,5 т/сут 2,1 т/сут |
Численность экипажа |
32 чел |
34 чел |
Затраты на содержание судна в эксплуатации, - на ходу - на стоянке |
8107 грн/сут 5613 грн/сут |
16900 грн/сут 8136 грн/сут |
2. Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи
2.1.Построение
возможных вариантов схем
На основе заданных участков работы флота (груженных и балластных) строятся все возможные варианты замкнутых схем движения судов.
Схемы движений
Возможные варианты схем движения судов:
1 схема
Ашдод__2__ Бердянск __1__ Ашдод (2,1)
2 схема
Ашдод __3__Касабланка __4__ Ашдод (3,4)
3 схема
Ашдод __2_ Бердянск--6--Касабланка__4__ Ашдод(2,6,4)
4 схема
Касабланка__4__ Ашдод __2__ Бердянск--6--Касабланка (4,2,6)
5 схема
Бердянск__1__ Ашдод --5--Бердянск (1,5)
__________ груженый участок;
--------------- балластный участок.
2.2.Расчет нормативов
работы судов на схемах
Для полученных схем движения рассчитываются следующие нормативы:
а) время рейса судна i-го типа на j-ой схеме движения в сутках
tij=∑til , (1)
l∈j
где til - норматив времени работы i-го типа на l-ом участке, сут., который включает валовое стояночное время перехода на участке и валовое стояночное время в порту выгрузки; суммирование выполняется по участкам, входящим в схему (l∈j);
t11=tx11+tст11+tx12+tст12
t11=7+5+7+4=23 сут
Дальнейшие расчеты сводим в табл.2.1.
Таблица 2.1 – Время рейса судов, сут.
Тип судна |
Схема |
движения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
PO-30 |
23 |
21 |
36 |
36 |
24 |
PO-60 |
24 |
23 |
37 |
37 |
25 |
б) инвалютный доход судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс (тыс. долл.) определяется по формуле
Fij=∑flqil , (2)
l∈j
где fl – тарифная ставка на l-ом участке, долл/т;
qil – загрузка судна i-го типа на l-ом участке, тыс.т;
F11=f1q11+f2q12
F11=32*10+30*9=590 тыс. долл.
Дальнейшие расчеты сводим в табл.2.2
Таблица 2.2 – Инвалютный доход судов, тыс. долл.
Тип судна |
Схема |
движения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
PO-30 |
590 |
566 |
545 |
545 |
270 |
PO-60 |
652 |
572 |
552 |
552 |
300 |
в) расходы в инвалюте судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс Rij принять равными 30% от доходов в инвалюте
Rij= 0,3*Fij (3)
R11=0,3*F11
R11=0,3*590=177
Дальнейшие расчеты сводим в табл.2.3.
Таблица 2.3 – Инвалютный расход судов
Тип судна |
Схема |
движения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
PO-30 |
177 |
169,8 |
163,5 |
163,5 |
81 |
PO-60 |
195,6 |
171,6 |
165,6 |
165,6 |
90 |
2.3.Составление математической модели задачи
Критерий оптимальности – максимум чистой валютной выручки (ЧВВ)
, (4) ΔF11=F11-R11
ΔF11=590-177=413
Дальнейшие расчеты сводим в табл.2.4.
Таблица 2.4 – Чистая валютная выручка
Тип судна |
Схема |
движения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
PO-30 |
413 |
396,2 |
381,5 |
381,5 |
189 |
PO-60 |
456,4 |
400,4 |
386,4 |
386,4 |
210 |
Математическая модель задачи в общем виде
(5)
(6)
(7)
(8)
где xij- число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;
Ti- бюджет времени в эксплуатации судов i-го типа, судо-сутки;
Ti=Ni*Tпл (9)
где Ni-число судов i-го типа;
T- продолжительность планового
Ql- количество груза предъявленное к перевозке на l-ом участке, тыс. т;
Gl-множество схем движения содержащих l-й участок;
S- количество груженных участков.
T1=2*385=770 судно-сутки;
T2=4*385=1540 судно-сутки.
Экономический смысл:
-целевой функции (5) – максимизировать чистую валютную выручку(ЧЧВ);
-ограничения (6) отражают требование: на каждом участке перевезти груз в количестве, не превышающем заявленного;
-ограничения (7) отражают требование: использовать бюджет времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках;
-ограничения (8) – условие неотрицательности переменных.
Запишем математическую модель в координатной форме:
Целевая функция: (1)
Z=∆F11x11+∆F12x12+∆F13x13+∆F14
+∆F22x22+∆F23x23+∆F24x24+∆F25x
Ограничение 1го типа: (2)
G1 (1,5)
G2 (1,3,4)
G3 (2)
G4 (2,3,4)
Ограничения 2го типа: (3)
t11x11+t12x12+t13x13+t14x14+t1
t21x21+t22x22+t23x23+t24x24+t2
Ограничения: (4)
xij ≥ 0
Таблица 2.5 – Переход от двухиндексной к одноиндексной нумерации переменных
X11 |
X12 |
X13 |
X14 |
X15 |
X21 |
X22 |
X23 |
X24 |
X25 |
Знак |
Правые части огр-ий |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X6 |
X7 |
X8 |
X9 |
X10 |
||
413 |
396,2 |
381,5 |
381,5 |
189 |
456,4 |
400,4 |
386,4 |
386,4 |
210 |
→ |
max |
9 |
12 |
- |
- |
9 |
10 |
- |
- |
- |
10 |
≤ |
500 |
10 |
- |
10 |
10 |
- |
11 |
- |
11 |
11 |
- |
≤ |
250 |
- |
11 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
- |
≤ |
350 |
- |
9 |
9 |
9 |
- |
- |
8 |
8 |
8 |
- |
≤ |
600 |
23 |
21 |
36 |
36 |
24 |
- |
- |
- |
- |
- |
= |
770 |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
23 |
37 |
37 |
25 |
= |
1540 |
Запишем математическую модель в координатной форме с использованием конкретных числовых данных:
Целевая функция:
Z=413x1+396,2x2+381,5x3+381,5x
+386,4x8+386,4x9+210x10→max
Ограничения 1го типа:
9x1+9x5+10x6+10x10 ≤500
10x1+10x3+10x4+11x6+11x8+11x9≤
11x2+12x7 ≤350
9x2+9x3+9x4+8x7+8x8+8x9 ≤600
Ограничения 2го типа:
23x1+21x2+36x3+36x4+24x5=770
24x6+23x7+37x8+37x9+25x10=1540
Математическую модель с помощью дополнительных переменных приводим каноническому виду:
9x1+9x5+10x6+12x10 +x11=500
10x1+10x3+10x4+11x6+11x8+11x9+
11x2+12x7 +x13=350
9x2+9x3+9x4+8x7+8x8+8x9 +x14=600
23x1+21x2+36x3+36x4+24x5 =770
24x6+23x7+37x8+37x9+25x10 =1540
Обозначаем вектора условий :
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;
Добавляем искусственные переменные:
9x1+9x5+10x6+12x10 +x11=500
10x1+10x3+10x4+11x6+11x8+11x9+
11x2+12x7 +x13=350
9x2+9x3+9x4+8x7+8x8+8x9 +x14=600
23x1+21x2+36x3+36x4+24x5+x15=
24x6+23x7+37x8+37x9+25x10+x16=
; ;
Составляем исходный опорный план:
X=(x1=0, x2=0, x3=0, x4=0, x5=0, x6=0, x7=0, x8=0, x9=0, x10=0, x11=500, x12=250, x13=350, x14=600, x15=770, x16=1540)
Z=413x1+396,2x2+381,5x3+381,5x
+386,4x8+386,4x9+210x10+0x11+
Составляем исходную симплекс таблицу:
3.Нахождение
оптимального плана работы
Оптимальный план работы флота находится на ПК с помощью симплекс-метода, используя пакет прикладных программ «ПЭР».
x1=x11=0 x9=x24=0
x2=x12=31.8=32 x10=x25=38
x3=x13=2.8=3 S1=0
x4=x14=0 S2=0
x5=x15=0 S3=0
x6=x21=11.9=12 S4=222.8858
x7=x22=0 A5=0
x8=x23=8.1=9 A6=0
Zmax=30294.5 Итерац.=7
Экономический смысл полученных данных:
Х11= 0 - Судами 1го типа выполнено 0 рейсов по 1й схеме.
Х12= 32 - Судами 1го типа выполнено 32 рейса по 2-й схеме.
Х13= 3 - Судами 1го типа выполнено 3 рейса по 3-й схеме.
Х14= 0 - Судами 1го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.
X15= 0 - Судами 1го типа выполнено 0 рейсов по 5-й схеме.
Х21= 12 - Судами 2го типа выполнено 12 рейсов по 1-й схеме.
Х22= 0 - Судами 2го типа выполнено 0 рейсов по 2-й схеме.
Х23= 8 - Судами 2го типа выполнено 8 рейсов по 3-й схеме.
Х24= 0 - Судами 2го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.
X25= 38 - Судами 2го типа выполнено 38 рейсов по 5-й схеме.
S1= 272.2 - На 1-ом участке не было перевезено 272.2 т. груза.
S2= 443.3 - На 2-м участке не было перевезенo 443.3 т. груза.
S3= 630 - На 3-м участке не было перевезенo 630 т. груза.
S4= 500 - На 4-м участке не было перевезенo 500 т. груза.
Информация о работе Оптимальне планування роботи флоту судноплавної компанії