Организация,нормирование и оплата труда на АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Решение социальных задач общества в настоящее время тесно связано с ростом объема, качества и культуры транспортного обслуживания населения. Задачей автомобильного пассажирского транспорта является полное и качественное удовлетворение потребностей пассажиров в перевозке. Ее реализация зависит от многих факторов, таких как обеспечение городского пассажирского транспорта трудовыми ресурсами, сокращение текучести кадров и закрепление рабочих кадров на производстве, а также организация и оплата труда основной категории рабочих на транспорте – водителей.

Содержание работы

Раздел I 2
Введение 2
Особенности организации труда водителей 3
Особенности оплаты труда водителей 5
Сложность труда водителей 7
Алгоритмические методы оценки труда 11
Раздел II 17
Оценка сложности труда водителя на городском автобусном маршруте 17
Раздел III 33
Расчет энергозатрат водителей при работе на маршруте и установление рационального режима труда и отдыха 33
Раздел IV 57
Категорирование маршрутов по сложности и установление надбавки за работу на маршрутах различной сложности 57
Заключение 61
Список использованной литературы: 62

Файлы: 1 файл

Kurovoy_proekt_bez_prilozheny.doc

— 985.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Раздел I

Введение

Решение социальных задач общества в настоящее время тесно связано с ростом объема, качества  и культуры транспортного обслуживания населения. Задачей  автомобильного пассажирского транспорта  является полное и качественное удовлетворение потребностей пассажиров в перевозке. Ее реализация зависит от многих факторов, таких как обеспечение городского пассажирского транспорта трудовыми ресурсами, сокращение текучести кадров и закрепление рабочих кадров на производстве, а также организация и оплата труда основной категории рабочих на транспорте – водителей.

Водительский  труд далеко не для всех может оказаться  оптимальным и соответствовать  психологическим и физиологическим  возможностям. Деятельность водителей  связана с восприятием большого объема информации, сложной ее переработкой и быстрым принятием решений. В этих условиях большое значение приобретает объективная оценка и учет возможностей человеческого фактора. Для успешного выполнения работы водителя, кроме физических и умственных предпосылок требуются и определенные личные качества, которые частично или полностью зависят от внимания, эмоций, воли, способностей и т. п. Учитывая это, важной проблемой является проблема высокой текучести водительских кадров, в первую очередь, обусловленная нарушением принципа экономической справедливости при возмещении трудозатрат водителя с учетом их сложности. Суть нарушения состоит в том, что, в настоящее время труд водителей автобусов оплачивается в зависимости от  типа и размера автобуса, не учитывается при этом сложность маршрута, пассажиропоток и транспортный поток.

 

 

Особенности организации труда  водителей

На  автотранспортных предприятиях организация  трудовой деятельности рабочих, в первую очередь водителей, имеет ряд  особенностей, которые обусловлены  следующими факторами:

-  протеканием основной работы водителей вне предприятий

- тесной зависимостью результатов  деятельности АТП от внешних  факторов организации производства (климатических условий, состоянием  дорог, организации и технологии  погрузочно-разгрузочных работ и  д.р.)

- повышенной опасностью рабочего места водителей автомобиля в условиях интенсивного дорожного движения для его участников

- расширенной рабочей зоны водителя (места погрузки-разгрузки, посадки-  высадки пассажиров, заправки ГСМ  и др.), большинство элементов  которой находится вне предприятий

- воздействием на водителей метеорологических  факторов, зависящих от климатической  зоны, погодных условий и времени  года, влияющих на сложность и  безопасность трудовой деятельности 

- преобладанием нервно-эмоциональных нагрузок на водителя в процессе труда

- необходимость выполнения большинства  работ по техническому обслуживанию  и ремонту автомобилей в межсезонное  время, связанное с их проведением  в биологически неудобное для  человека ночное  время.

    Учитывая вышеперечисленные  особенности,  организация труда водителей   должна обеспечивать:

  • четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;
  • безопасность перевозки пассажиров;
  • полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
  • соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;
  • достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска  водителей к управлению транспортными  средствами, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

На городские, пригородные маршруты повышенной сложности, а  также междугородние, межобластные, международные рейсы, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.

Деятельность водителя относится  к одной из наиболее напряженных  и ответственных форм труда. Она связана с большим нервно-эмоциональным напряжением, требует постоянной устойчивости и концентрации внимания, а также довольно больших энергозатрат. Поэтому вопрос нормирования и распределения рабочего времени на автотранспортных предприятиях является важным фактором, призванным активно влиять на качество работ водителя. Применяемые различные варианты организации труда водителя предусматривают суммированный учет рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.

 Для водителей городских  автобусов, с их согласия, работодатель  совместно с местным комитетом  профессионального союза может  устанавливать рабочий день с разделением смены с двумя выходами на работу. При этом продолжительность перерыва должна быть не более 2 ч без учета времени обеденного перерыва и не позже чем через 4 часа после начала работы.

      В состав рабочего  время водителя включается:

  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ                              перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие;
  • время движения автомобиля на линии;
  • время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров;
  • время остановок, предусмотренных графиком для    кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах.

  Для водителей  основным  фактором при разработке режима  их труда и отдыха является  технологический процесс. Специфика  разработки режимов труда и отдыха водителей в том, что, с одной стороны, необходимо соблюдать общие государственные требования к разработке режимов труда и отдыха, а с другой – осуществлять привязку режимов труда и отдыха к технологическому транспортному процессу, т.е.:

  • к особенностям работы обслуживаемой клиентуры;
  • к начально-конечным пунктам автобусного маршрута;
  • к остановочным пунктам для отдыха и питания.

 

 

Особенности оплаты труда водителей

      Для водителей  автотранспортных средств (автобусов), работающих на регулярных маршрутах пассажирского сообщения, как правило, применяются повременно-премиальная и сдельно-премиальная система оплаты труда.

      Повременно-премиальная  система устанавливается для  водителей, работающих по объявленному  маршрутному расписанию с  начислением основной заработной платы по установленным часовым тарифным ставкам за отработанные часы.

      Тарифные ставки  для данной категории водителей,  относящихся к персоналу государственных  унитарных предприятий муниципальной  формы собственности, устанавливаются по 7-8 тарифным разрядом с учетом квалификационных требований ЕТКС рабочих и специфики условий трудовой деятельности (габаритной длины автотранспортного средства, интенсивности дорожного движения на сети пролегания маршрутов).

      Сдельно-премиальная система устанавливается для водителей, работающих на фиксированных маршрутах без объявления расписания по наполнения салона автотранспортного средства в начальных пунктах движения.

      При применении  данной системы основная заработная  плата водителей формируется по нормативу в процентах к величине доходов, собранных в салоне автотранспортного средства за учетный период времени. Величина норматива оплаты труда водителей  является договорной между ними и работодателями, подлежащей регистрации в коллективном договоре и индивидуальном трудовом контракте работника.

      Анализ кадровой  обеспеченности водителей пассажирских  автотранспортных предприятий, в  особенности государственных, осуществляющих  регулярные маршрутные перевозки,  свидетельствует о неудовлетворенности водительских кадров системами и уровнем оплаты труда. Спрос на кадры в данном сегменте рынка труда водителей значительно превышает их предложение и в основном удовлетворяется за счет временных мигрантов.

      Одним из факторов, определяющих несовершенство действующих систем оплаты труда водителей, работающих на регулярных маршрутах пассажирского сообщения, является неучет в указанной системе реальной маршрутной сложности и их трудовой деятельности.

 

      В действующих  системах оплаты учитывается только две группы факторов: технические (габаритная длина или вместимость пассажирского автотранспортного средства) и организационные (соблюдения интервалов движения на маршруте или выполнения рейсов по расписанию), но не учитывается реальная сложность маршрута, то есть пассажиропоток, транспортный поток, количество поворотов, светофоров и т.д. Влияние этих факторов практически не учитывается в действующей системе оплаты труда водителей.

      Отсутствие тарификации  маршрутов по сложности трудовой деятельности водителей приводит к ослаблению регулирующей роли оплаты труда, «уравниловке» и занижению ее индивидуального уровня.

      Трасса любого  городского маршрута может быть  представлена состоящей из определенного  количества типовых транспортных  ситуации, что при оценке сложности по каждой ситуации позволит оценить сложность деятельности водителя на маршруте.

 

Сложность труда водителей

      Измерение сложности трудовой  деятельности водителей автомобилей  необходимо для правильного решения  психофизиологической и социальной задач рациональной организации труда водителей. Этот вопрос очень важен, так как отсутствие измерения и учета сложности отрицательно влияет на рациональность: маршрутов, регламентации режимов труда и отдыха водителей, квалифицированного разделения труда, определения объективных размеров трудового участия, в том числе при начислении и распределения заработной платы.

      Особенность методов измерения  сложности труда водителей заключается  в необходимости отражения в  них двух различных видов нагрузок (физических и психических), действующих на водителей, а также специфики состава их трудового процесса. Указанный процесс в отличие от рабочих других массовых профессий осуществляется не только на рабочем месте (в кабине автомобиля), но и на участках его расширенной рабочей зоны, где водитель участвует в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, подготовительно-заключительных операциях, экспедиционных и погрузо-разгрузочных работах. Сложность трудовой деятельности водителей на участках рабочей зоны имеет специфику измерения, характерную для труда рабочих других массовых профессий (ремонтных рабочих, грузчиков, механизаторов, экспедиторов и др.) Поэтому измерение профессиональной сложности труда водителей должно, по-существу, сводиться к измерению сложности трудовой деятельности по управлению автомобилем.

      В наибольшей мере  реальная маршрутная сложность  труда водителей зависит от  группы организационно-движенческих  факторов (интенсивности дорожного  движения, пропускной способности  дороги, частот перекрестков со светофорным регулированием и остановочных пунктов, пропускной способности дороги, частот перекрестков со светофорным регулированием и остановочных пунктов, маршрутного пассажиропотока, протяженности и конфигурации маршрута).

      В соответствии с рекомендациями ряда исследователей (Каран Е. Д., Лобанов Е. М.) методы оценки трудовой деятельности могут быть экспериментальными и логико-исследовательскими.

      Экспериментальные методы трудоемки,  дорогостоящи, так как требуют  специального персонала, сложного медикобиологического оборудования, не позволяют обеспечить естественные условия трудовой деятельности водителя.

      Измерение сложности труда с  помощью логико-исследовательских  методов базируется на предложенном  в инженерной психологии алгоритмическом описании процесса трудовой деятельности человека-оператора.

      В работах Карана Е.Д., Спицина  Д.М., Гилевой А.П. для количественной  оценки трудовой деятельности  в алгоритмическом анализе используются  показатели логической сложности, показатель стереотипности, показатель общей психофизиологической сложности выполнения алгоритма.

      Указанные показатели включают  в себя логические условия,  информационные сигналы, внутренние  команды, команды действий, частоту  появления действий, команд и условий и др., но не показывает величины физических усилий, связанных с выполнением трудовых действий.

      Для учета дифференцированной  величины физических усилий при  выполнении трудовых действий  надо измерять также и потребные  энергозатраты водителя.

      Таким образом, сложность труда  водителя по управлению транспортным  средством целесообразно измерять  двумя типами показателей: сложностью  выполнения алгоритма по управлению  автомобилем и потребными энергозатратами,  отражающими физическую работу по перемещению органов управления.

      Используя правила построения  алгоритмов трудовой деятельности  водителей, были определены их  минимальные реализации, а также  показатели психофизиологической  сложности выполнения алгоритма  и энергозатрат, оценивающие сложность трудовой деятельности в различных типовых дорожно-транспортных ситуациях (перегон, светофор, повороты направо, налево и др.).

Информация о работе Организация,нормирование и оплата труда на АТП