Организация,нормирование и оплата труда на АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Решение социальных задач общества в настоящее время тесно связано с ростом объема, качества и культуры транспортного обслуживания населения. Задачей автомобильного пассажирского транспорта является полное и качественное удовлетворение потребностей пассажиров в перевозке. Ее реализация зависит от многих факторов, таких как обеспечение городского пассажирского транспорта трудовыми ресурсами, сокращение текучести кадров и закрепление рабочих кадров на производстве, а также организация и оплата труда основной категории рабочих на транспорте – водителей.

Содержание работы

Раздел I 2
Введение 2
Особенности организации труда водителей 3
Особенности оплаты труда водителей 5
Сложность труда водителей 7
Алгоритмические методы оценки труда 11
Раздел II 17
Оценка сложности труда водителя на городском автобусном маршруте 17
Раздел III 33
Расчет энергозатрат водителей при работе на маршруте и установление рационального режима труда и отдыха 33
Раздел IV 57
Категорирование маршрутов по сложности и установление надбавки за работу на маршрутах различной сложности 57
Заключение 61
Список использованной литературы: 62

Файлы: 1 файл

Kurovoy_proekt_bez_prilozheny.doc

— 985.50 Кб (Скачать файл)

      Было установлено, что при ограниченном  числе транспортных ситуаций  принципиально возможно описание  любого маршрута движения транспортного средства как совокупности возникающих при этом типовых ситуаций. В зависимости от стабильности, количества, состава и последовательности возникновения этих ситуаций различаются постоянные и непостоянные маршруты движения. В то же время при организации транспортных процессов практически не учитываются различия в маршрутной сложности труда водителей, следствием чего является отсутствие маршрутного квалификационного разделения труда, неучет интенсивности труда водителей при нормировании сменно-суточных заданий, внутрисменных и межсменных перерывов. Маршрутные различия фактической сложности труда водителей не компенсируются и действующей системой его оплаты.

      Вышесказанное позволяет определить  основные задачи рациональной  организации автомобильных перевозок, требующих и измерения и учета сложности труда водителей.

      В их числе: распределение маршрутов  различной сложности между водителями  с учетом их квалификации; формировании  сменно-суточных маршрутных режимов  труда и отдыха водителей, с ограничениями по сложности трудовой деятельности; нормирование производственных заданий в зависимости от маршрутной сложности; учет различий в сложности труда водителей при организации индивидуальной и коллективной оплаты их труда.

      Для решения перечисленных задач необходима разработка методов комплексной оценки и маршрутного категорирования сложности трудовой деятельности водителей. Например, такая комплексная оценка сложности труда водителей может быть осуществлена с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа. Цель категорирования заключается в формировании обоснованного количества групп маршрутов, различающихся границам изменения сложности труда водителей. Решение задачи категорирования представляется необходимым для правильного квалификационного разделения труда и рациональной организации его оплаты.

      По своей природе задача категорирования  относится к задачам автоматической  классификации (группировки) объектов, для решения которой широко  используется метод математического распознавания образов. Этот метод состоит в том, что он позволяет с той или иной степенью приближения выделить реально существующие в признаковом пространстве скопления точек – объектов, что связано с одновременной группировкой по большему числу признаков и использованием в качестве границ смежных поверхностей.

  Алгоритмические методы оценки труда

Для оценки сложности  труда водителей будет использован  алгоритмический метод. Этот метод позволит:

  1. строго математически представить содержание каждого элемента трудового процесса, их взаимосвязь в соответствии с принятой последовательностью выполнения;
  2. одновременно рассматривать содержание каждого элемента трудового процесса как вариантную задачу, решение которой по заданному критерию (психофизиологическому, стоимостному или временному) позволяет выбрать оптимальный вариант ее осуществления.

 Учитывая человеко-машинный характер трудовой деятельности в современном производстве, в инженерной психологии принято называть алгоритм трудовой деятельности алгоритмом деятельности человека-оператора. Алгоритм деятельности человека-оператора – есть логическая организация его деятельности из совокупности действий и оперативных единиц информации.

Очевидно, что  разработка алгоритмов трудовых процессов  предполагает разложение этих процессов на качественно различные составляющие и определение их взаимной логической связи. Составляющими трудового процесса являются:

  • оперативные единицы информации (сообщения, образы, понятия, суждения);
  • элементарные действия, представляющие собой простые преобразования информации или энергии (восприятие, извлечение из памяти, мысленное действие, двигательная реакция).

 Представление трудового процесса в виде набора оперативных единиц информации и элементарных действий является исключительно важным для точности анализа и синтеза (проектирования) трудовой деятельности.

Трассу любого городского маршрута можно разложить  на типовые ситуации. Перечень этих типовых транспортных ситуаций, охватывающий практически все возможные виды деятельности водителя при управлении автобусом на маршруте, включает в себя:

  1. Остановочный пункт с «карманом».
  2. Остановочный пункт без «кармана».
  3. Перегон.
  4. Светофор зеленый свет на прямой.
  5. Светофор красный свет на прямой.
  6. Светофор зеленый свет на повороте направо.
  7. Светофор красный свет на повороте направо.
  8. Светофор зеленый свет на повороте налево без остановки на перекрестке.
  9. Светофор зеленый свет на повороте налево с остановкой на перекрестке.
  10. Светофор красный свет на повороте налево без остановки на перекрестке.
  11. Светофор красный свет на повороте налево с остановкой на перекрестке.
  12. Поворот направо без светофора и остановки на повороте.
  13. Поворот  направо без светофора с остановки на повороте.
  14. Поворот  налево без светофора и остановки на повороте.
  15. Поворот  налево без светофора с остановки на повороте.
  16. Перестроение.
  17. Железнодорожные и трамвайные переезды.
  18. Пересечение с главной дорогой без светофора и остановки перед главной дорогой.
  19. Пересечение с главной дорогой без светофора с остановкой перед главной дорогой.
  20. Плавный поворот направо.
  21. Плавный поворот налево.
  22. Движение по кругу.
  23. Спуск.
  24. Подъем.

Каждая типовая транспортная ситуация реализуется несколькими алгоритмами  характерных операций по управлению автобусом. Например, транспортная ситуация: остановочный пункт с «карманом», включает в себя маневр заезда в «карман» на остановочном пункте, торможение до остановки, деятельность водителя на остановочном пункте, трогание с   остановочного пункта при наличии «кармана», маневр выезда из «кармана» на остановочном пункте.

По каждой операции по управлению автобусом на основе их алгоритмического описания можно произвести количественную оценку, используя формулы.

      Представление трудового  процесса в виде набора операций позволяет:

  1. количественно оценить энергетический  и временной аспект деятельности, так как единицы и методы энергетической и временной оценки каждого трудового действия известны из психофизиологии и технического нормирования;
  2. количественно рассматривать информационный аспект деятельности путем выявления вероятностей выполнения того или иного логического условия с помощью методов математического аппарпта теории информации.

      Таким образом,  цели формирования алгоритма трудовой деятельности водителя – комплексная оценка всех ее аспектов; проектирование деятельности с наивысшим качеством выполнения.

      Качество выполнения  может рассматриваться в комплексе  для всей трудовой деятельности  и как качество выполнения  отдельных трудовых действий. Причем  качество выполнения деятельности  – есть ее результат, определяемый  по критериям достижения цели.

      Качество выполнения  действия – результат его выполнения  по показателям точности и  своевременности.

      Эффективность внедрения  алгоритмов трудовой деятельности  определяется:

  • повышением качества трудовой деятельности (снижением числа ошибок, отказов человека-оператора);
  • повышением работоспособности человека-оператора за счет оптимального регулирования его действий по состояниям физиологических и психических функций;
  • снижением эмоциональной напряженности человека-оператора, обусловленной конкретизацией содержания и последовательностью выполняемых их действий и логических процедур.

      Указанные выше  факторы эффективности в конечном  итоге обеспечивают:

    1. рост производительности труда;
    2. улучшение психофизиологического состояния;
    3. минимизацию энергозатрат, имеющую значение для сохранения здоровья;

      Эффективность алгоритмизации  трудовой деятельности может  быть оценена и по экономическим  критериям.

      Составление алгоритмов  трудового процесса осуществляется  в четыре этапа.

      На первом этапе составляется описательная форма алгоритма – последовательное изложение всех действий оператора в зависимости от тех или иных условий с обязательным дроблением на оперативные единицы – логические условия и типовые действия.

      На втором этапе  составляется алгоритм в символической форме, так называемая логико-вероятностная модель.

      Третий этап алгоритмизации заключается  в представлении алгоритма в  виде граф-схемы. Которая наряду  с большей наглядностью позволяет  проследить за ходом процесса, выявит взаимосвязи между элементами алгоритма, позволяет в конкретных условиях собирать данные о временных параметрах и ошибках оператора.

      На четвертом этапе составляют  минимальный, типичный и максимальный  варианты реализации алгоритма.

      При изучении полного варианта алгоритма трудовой деятельности водителей могут быть получены несколько реализаций:

  • минимальная реализация, содержащая наименьшее число членов алгоритма, обеспечивающая своевременное и точное выполнение задач управления автомобиля с незначительной сложностью;
  • максимальная реализация, содержащая наибольшее число членов алгоритма;
  • типичная реализация – отражение реальной структуры операторской деятельности водителя в типичных производственных условиях при сформировавшихся трудовых навыках, для которой характерна значительная вероятность появления на практике. Типичная реализация выявляется экспериментальным путем длительных наблюдений;
  • фактические реализации – это реализации, имеющие различные вероятности появления и сложности выполнения.

      Наибольший интерес  в практике представляет типичная  реализация полного алгоритма  трудовой деятельности водителя.

      Алгоритмический способ описания  деятельности предполагает ряд  ограничений и поэтому неизбежно  упрощает реальную деятельность. К их числу относятся:

  • последовательный характер описания алгоритмов;
  • детерминированность функции переходов;
  • бинарность логических условий;
  • допущение о нулевых затратах на проверку логических условий;

      Поэтому дальнейшая  модификация способов алгоритмического описания деятельности должна проходить по пути учета вероятностного характера алгоритмической модели и отражения многозначности проверяемых человеком логических условий.

      Алгоритмическое описание трудовой  деятельности может широко применяться  для водителей транспортных средств при решении следующих важных организационно-экономических задач:

  • проведение профессионального обучения рациональным приемам труда;
  • измерение сложности труда как основы объективного начисления и распределения заработной платы;
  • квалификационное закрепление водителей за маршрутами различной сложности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

Оценка сложности труда водителя на городском автобусном маршруте

 

2.1. Сбор данных  о трассе маршрута

      Была составлена схема автобусного  маршрута №105 с указанием остановок, поворотов, светофоров. Эта схема представлена на рисунке 1.

 

2.2. Определение  набора транспортных ситуаций  на маршруте

      Для определения  сложности анализируемого маршрута  необходимо выделить транспортные  ситуации, которые характеризуют  маршрут №105. Перечень типовых транспортных ситуаций, встречающихся на данном маршруте, представлен в таблице 1.

                                                 

                                                                                                                 Таблица 1

Перечень типовых  транспортных ситуаций на 105 маршруте

 

 

 

Типовая транспортная ситуация

Число на один оборот

1

2

Остановочный  пункт без «кармана»

56

Остановочный  пункт, оборудованный карманом

-

Перегоны

57

Светофоры на прямой, всего

14

 зеленый  свет

7

 красный  свет

7

Светофоры на повороте направо, всего

5

зеленый свет

3

красный свет

2

 

Светофоры на повороте налево, всего

6

зеленый свет без  остановки на перекрестке

2

зеленый свет с  остановкой на перекрестке

1

красный свет без  остановки на перекрестке

3

красный свет с  остановкой на перекрестке

-

Поворот направо  без светофора, всего

7

без остановки  на повороте

5

с остановкой на повороте

2

Поворот налево без светофора, всего

6

без остановки  на повороте

5

с остановкой на повороте

1

Перестроения

-

Трамвайный  и железнодорожный переезды

4

 Пересечение  с главной дорогой без светофора  и 

1

 остановки  перед главной дорогой.

1

 с остановкой  перед главной дорогой.

-

Плавный поворот, всего

15

направо

7

налево

8

Движение по кругу.

3

Спуск

3

Подъем

3

Информация о работе Организация,нормирование и оплата труда на АТП