Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:37, реферат

Описание работы

Транспорт играет огромную роль в экономике страны. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов.

Файлы: 1 файл

1 Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

1 Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте

Транспорт играет огромную роль в экономике страны. От его  работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения  и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов.

Единая транспортная сеть включает железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Основным видом транспорта в России является железнодорожный, на его долю приходится 85 % всего грузооборота и около 40 % пассажирооборота. Первостепенная роль железнодорожного транспорта определяется экономическими и географическими особенностями: значительными расстояниями, размещением промышленных предприятий, концентрацией производства, особенностью водных путей и т. п.

Работа железных дорог  имеет свою специфику. Предприятия, сооружения и устройства железнодорожного транспорта размещены на огромной территории. Тысячи железнодорожных станций, разъездов, депо, дистанций пути, мостов, устройств связи и сигнализации, дистанций электроснабжения, вычислительных центров должны обеспечить бесперебойную и согласованную работу по выполнению планов перевозок грузов и пассажиров. Перевозочный процесс осуществляется непрерывно, днем и ночью, в любое время года независимо от погодных и климатических условий. Успех этой работы определяется не только надежностью технических устройств, но и четкой, слаженной деятельностью всех специалистов железнодорожного транспорта, поэтому централизация руководства движением и производственная дисциплина на железнодорожном транспорте имеют первостепенное значение.

С 2001 осуществляется «Программа структурной реформы  на железнодорожном транспорте», рассчитанная до 2010 и предусматривающая разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности: выделение из монопольной структуры конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров; поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, а также внутрироссийских перевозок за счёт экспортно-импортных; совершенствование тарифной политики; обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции федерального железнодорожного транспорта, независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава. В 2003 принят пакет федеральных законов, обеспечивающих реализацию программы. Создано ОАО «Российские железные дороги», тем самым разделены функции государственного управления и организации хозяйственной деятельности.

Именно эти этапные  документы явились отправной точкой эффективного развития железнодорожного транспорта в новом качестве - в виде мощной государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности

Переход железнодорожного транспорта - одной из базовых отраслей экономики Российского государства - в новую организационно-правовую форму явился историческим событием.

В «Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 3 апреля 2002года ставились следующие задачи:

1.Реструктуризация  кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам

2. Правовое обеспечение  структурной реформы на железнодорожном  транспорте в части разделения  функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности, возможности создания открытого акционерного общества для организации хозяйственной деятельности, функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте, ограничения хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

3. О принятии мер  по обеспечению социальной защищенности  работников железнодорожного транспорта  в ходе структурной реформы  отрасли.

4. Обеспечение финансовой  прозрачности всех видов хозяйственной  деятельности на железнодорожном транспорте, введение раздельного бухгалтерского учета по видам хозяйственной деятельности.

5. Обеспечение недискриминационного  доступа к инфраструктуре федерального  железнодорожного транспорта независимых  транспортных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок (компаний-операторов, в том числе владеющих инфраструктурой, не входящей в состав федерального железнодорожного транспорта).

6. Проведение инвентаризации (включая оценку технического состояния) имущества предприятий, подведомственных МПС России.

7. Создание механизма  финансовой поддержки убыточных  видов деятельности.

На селекторном  совещании, состоявшемся 26 сентября 2003 года в выступлении президента ОАО  РЖД Г.М. Фадеева « Об организации открытого акционерного общества « Российские железные дороги», стратегических целях развития и первоочередных задачах деятельности компании», говорилось, что новой корпорации необходимо качественное развитие производственной базы на основе построения эффективной системы управления и инвестиционной политики.

Огромные финансовые ресурсы требовались на погашение  накопившейся за многие годы кредиторской задолженности и сокращение финансовых рисков. Поэтому требовалась оптимизация  финансовой деятельности, которая обеспечила выход на рентабельную работу, устойчивое функционирование и динамичное развитие корпорации.

Необходимым условием решения названных проблем было названо грамотное управление и  квалифицированное исполнение. А  это, прежде всего, - кадры. Вместе с тем, именно кадровый состав корпорации, обладая гигантским опытом и способностью оперативного решения сложнейших задач, в большинстве своем требует усиления рыночного менталитета.

Управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей. Меры по повышению заработной платы работников отрасли, с учетом приближения ее уровня к рыночной стоимости, позволили значительно сократить текучесть кадров. Тем самым созданы условия для улучшения их профессионального уровня.

Особый профессионализм и ответственность требуются от рядовых работников, так как трудом машинистов, слесарей, монтеров, электромехаников, приемосдатчиков, билетных и товарных кассиров обеспечивается безопасность и качество перевозок, формируется имидж и авторитет компании.  

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

2.1. Цели, задачи и  принципы реформы 

Целями структурной  реформы на железнодорожном транспорте являются:

  • повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
  • формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
  • снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  • удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной  реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:

  • разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
  • сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
  • поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;
  • совершенствование тарифной политики;
  • дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
  • недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;
  • обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;
  • выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;
  • обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;
  • осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
  • повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

2.2. Выбор оптимальной  модели организации железнодорожного  транспорта в России 

Выбор оптимальной  модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с  учетом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Принципиальными для  успешной реализации выбранной организационной  модели являются следующие основные положения:

  • постепенность процесса реформирования и минимизация риска необратимых действий;
  • разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;
  • разделение основных и неосновных видов деятельности;
  • переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;
  • формирование организационной структуры по основным видам деятельности;
  • сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);
  • сохранение интеграции инфраструктуры с частью грузовых перевозок, по крайней мере, в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли организационно-обособленного подвижного состава.

Постепенность процесса реформирования

Постепенность (поэтапность) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:

  • устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта;
  • контроль и возможность корректировки действий на основе анализа промежуточных результатов.

Разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности

При переходе к новой  модели организации железнодорожного транспорта ключевым моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных  функций уже на начальном этапе реформирования. Это разделение необходимо для внедрения конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и справедливого тарифообразования.

Разделение основных и неосновных видов деятельности

Виды деятельности, непосредственно не связанные с  перевозками, должны быть обособлены с  последующим их выведением из системы  железнодорожного транспорта, поскольку  могут быть ориентированы на других потребителей услуг и предоставляют иные возможности для специализации. Окончательное решение о выделении указанных видов деятельности принимается с учетом результатов комплексного анализа экономического эффекта, достигаемого в результате выделения.

Переход от монопольного состояния к конкурентному 

Основой для принятия решений о разделении существующих видов деятельности является их классификация  на естественно-монопольные, временно монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные.

Временно монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения эффективности и уровня качества услуг, внедрения инноваций. В отношении предприятий, осуществляющих конкурентные и временно монопольные (по мере их демонополизации) видов деятельности будет решаться вопрос о приватизации. Государственное регулирование будет постепенно заменено рыночными механизмами регулирования во временно монопольном и конкурентном секторах.

Формирование организационной структуры по основным видам деятельности

При переходе к новой  модели организации железнодорожного транспорта его территориально-функциональная организация будет преобразована  в организацию по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки и т.п.).

Разделение грузовых, пассажирских пригородных перевозок  и пассажирских перевозок в дальнем  следовании в итоге реформирования обусловлено различиями между соответствующими рынками, основными фондами и  техническими средствами, используемыми в этих видах деятельности. Данное разделение позволит более точно и своевременно определять прямые и общие затраты по видам деятельности.

Прозрачность деятельности предприятий железнодорожного транспорта, достигнутая вследствие их разделения, принесет ряд следующих преимуществ:

  • станет прозрачным механизм перекрестного субсидирования, что создаст основу для принятия решений относительно убыточных видов деятельности;
  • будут выявлены области сокращения эксплуатационных затрат;
  • будет сформирована основа для эффективного государственного регулирования, в том числе тарифов.

Транзитные, интермодальные и рефрижераторные грузовые перевозки  также выделяются в отдельные  направления деятельности, так как  по сравнению с перевозками основных категорий грузов, эти перевозки в наибольшей степени конкурируют с другими видами транспорта.

Интеграция инфраструктуры и части грузовых перевозок. Сохранение государственного регулирования и  контроля над инфраструктурой 

Интеграция инфраструктуры, большей части локомотивного  парка, и части грузовых вагонов является целесообразной (при поэтапном увеличении доли организационно-обособленного вагонного парка) по крайней мере в течение нескольких первых лет реформирования по следующим причинам:

Информация о работе Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте