Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:37, реферат
Транспорт играет огромную роль в экономике страны. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов.
1 Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте
Транспорт играет огромную роль в экономике страны. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов.
Единая транспортная сеть включает железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Основным видом транспорта в России является железнодорожный, на его долю приходится 85 % всего грузооборота и около 40 % пассажирооборота. Первостепенная роль железнодорожного транспорта определяется экономическими и географическими особенностями: значительными расстояниями, размещением промышленных предприятий, концентрацией производства, особенностью водных путей и т. п.
Работа железных дорог имеет свою специфику. Предприятия, сооружения и устройства железнодорожного транспорта размещены на огромной территории. Тысячи железнодорожных станций, разъездов, депо, дистанций пути, мостов, устройств связи и сигнализации, дистанций электроснабжения, вычислительных центров должны обеспечить бесперебойную и согласованную работу по выполнению планов перевозок грузов и пассажиров. Перевозочный процесс осуществляется непрерывно, днем и ночью, в любое время года независимо от погодных и климатических условий. Успех этой работы определяется не только надежностью технических устройств, но и четкой, слаженной деятельностью всех специалистов железнодорожного транспорта, поэтому централизация руководства движением и производственная дисциплина на железнодорожном транспорте имеют первостепенное значение.
С 2001 осуществляется «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», рассчитанная до 2010 и предусматривающая разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности: выделение из монопольной структуры конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров; поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, а также внутрироссийских перевозок за счёт экспортно-импортных; совершенствование тарифной политики; обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции федерального железнодорожного транспорта, независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава. В 2003 принят пакет федеральных законов, обеспечивающих реализацию программы. Создано ОАО «Российские железные дороги», тем самым разделены функции государственного управления и организации хозяйственной деятельности.
Именно эти этапные документы явились отправной точкой эффективного развития железнодорожного транспорта в новом качестве - в виде мощной государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности
Переход железнодорожного транспорта - одной из базовых отраслей экономики Российского государства - в новую организационно-правовую форму явился историческим событием.
В «Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 3 апреля 2002года ставились следующие задачи:
1.Реструктуризация кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам
2. Правовое обеспечение
структурной реформы на
3. О принятии мер
по обеспечению социальной
4. Обеспечение финансовой
прозрачности всех видов
5. Обеспечение
6. Проведение инвентаризации (включая оценку технического состояния) имущества предприятий, подведомственных МПС России.
7. Создание механизма
финансовой поддержки
На селекторном совещании, состоявшемся 26 сентября 2003 года в выступлении президента ОАО РЖД Г.М. Фадеева « Об организации открытого акционерного общества « Российские железные дороги», стратегических целях развития и первоочередных задачах деятельности компании», говорилось, что новой корпорации необходимо качественное развитие производственной базы на основе построения эффективной системы управления и инвестиционной политики.
Огромные финансовые
ресурсы требовались на погашение
накопившейся за многие годы кредиторской
задолженности и сокращение финансовых
рисков. Поэтому требовалась
Необходимым условием решения названных проблем было названо грамотное управление и квалифицированное исполнение. А это, прежде всего, - кадры. Вместе с тем, именно кадровый состав корпорации, обладая гигантским опытом и способностью оперативного решения сложнейших задач, в большинстве своем требует усиления рыночного менталитета.
Управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей. Меры по повышению заработной платы работников отрасли, с учетом приближения ее уровня к рыночной стоимости, позволили значительно сократить текучесть кадров. Тем самым созданы условия для улучшения их профессионального уровня.
Особый профессионализм
и ответственность требуются от рядовых
работников, так как трудом машинистов,
слесарей, монтеров, электромехаников,
приемосдатчиков, билетных и товарных
кассиров обеспечивается безопасность
и качество перевозок, формируется имидж
и авторитет компании.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ
2.1. Цели, задачи и принципы реформы
Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:
Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:
2.2. Выбор оптимальной
модели организации
Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с учетом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.
Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели являются следующие основные положения:
Постепенность процесса реформирования
Постепенность (поэтапность) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:
Разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности
При переходе к новой
модели организации железнодорожного
транспорта ключевым моментом является
полное отделение функций
Разделение основных и неосновных видов деятельности
Виды деятельности, непосредственно не связанные с перевозками, должны быть обособлены с последующим их выведением из системы железнодорожного транспорта, поскольку могут быть ориентированы на других потребителей услуг и предоставляют иные возможности для специализации. Окончательное решение о выделении указанных видов деятельности принимается с учетом результатов комплексного анализа экономического эффекта, достигаемого в результате выделения.
Переход от монопольного состояния к конкурентному
Основой для принятия решений о разделении существующих видов деятельности является их классификация на естественно-монопольные, временно монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные.
Временно монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения эффективности и уровня качества услуг, внедрения инноваций. В отношении предприятий, осуществляющих конкурентные и временно монопольные (по мере их демонополизации) видов деятельности будет решаться вопрос о приватизации. Государственное регулирование будет постепенно заменено рыночными механизмами регулирования во временно монопольном и конкурентном секторах.
Формирование организационной структуры по основным видам деятельности
При переходе к новой
модели организации железнодорожного
транспорта его территориально-
Разделение грузовых, пассажирских пригородных перевозок и пассажирских перевозок в дальнем следовании в итоге реформирования обусловлено различиями между соответствующими рынками, основными фондами и техническими средствами, используемыми в этих видах деятельности. Данное разделение позволит более точно и своевременно определять прямые и общие затраты по видам деятельности.
Прозрачность деятельности предприятий железнодорожного транспорта, достигнутая вследствие их разделения, принесет ряд следующих преимуществ:
Транзитные, интермодальные
и рефрижераторные грузовые перевозки
также выделяются в отдельные
направления деятельности, так как
по сравнению с перевозками
Интеграция инфраструктуры и части грузовых перевозок. Сохранение государственного регулирования и контроля над инфраструктурой
Интеграция инфраструктуры, большей части локомотивного парка, и части грузовых вагонов является целесообразной (при поэтапном увеличении доли организационно-обособленного вагонного парка) по крайней мере в течение нескольких первых лет реформирования по следующим причинам:
Информация о работе Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте