- грузовые перевозки
обеспечивают основную часть загрузки
производственных мощностей инфраструктуры;
- указанная интеграция
позволит сохранить экономию масштаба,
избежать дополнительных затрат на управление
критичными "стыками", в результате
чего минимизировать издержки на: а) управление
движением поездов, в том числе составление
графиков движения; б) управление пропускной
способностью сети в случае возникновения
непредвиденных осложнений, например
отставания от предусмотренного графика
движения, накопления поездов и т.д.; в)
технологическую координацию взаимосвязанных
видов деятельности;
- интеграция позволит
более эффективно управлять инфраструктурой
при одновременном обеспечении устойчивости,
поскольку основным источником финансирования
инфраструктуры и основным ее пользователем
являются грузовые перевозки.
По мере создания
необходимых условий, начиная со
второго этапа реформ, будет развиваться
частная собственность на локомотивы
(за счет покупки новых грузовыми
операторскими и пассажирскими
компаниями, а не продажи существующего
локомотивного парка владельца инфраструктуры).
Постепенное увеличение доли парка грузовых
вагонов, находящегося в частной собственности,
целесообразно по следующим причинам:
- будет повышен
уровень конкуренции в грузовых перевозках,
стимулирующий рост их эффективности
и качества;
- будут привлекаться
частные инвестиции и обеспечиваться
доступ к финансовым ресурсам третьих
сторон;
- за счет принадлежащей
владельцу инфраструктуры необходимой
части вагонного парка будут обеспечиваться
перевозки для государственных нужд, воинские
и специальные перевозки (эти перевозки
могут при необходимости осуществляться
и частными компаниями).
Основные условия,
необходимые для развития частной
собственности на подвижной состав,
в настоящее время фактически
созданы, поскольку значительное количество
вагонов, прежде всего специализированных,
уже принадлежит частным владельцам.
Вместе с тем, сохранение
интеграции инфраструктуры и грузовых
перевозок не гарантирует равноправного
доступа независимых, частных перевозчиков
к инфраструктуре. Эта проблема будет
решена с помощью соответствующих механизмов
регулирования доступа. Необходимо также
предусмотреть сохранение полного государственного
контроля над инфраструктурой.
По мере развития
структурной реформы на железнодорожном
транспорте могут складываться условия,
при которых возможно полное организационное
отделение инфраструктуры от перевозочной
деятельности. Решение о полном организационном
отделении инфраструктуры может быть
принято с учетом международного опыта
при выполнении ряда условий, в результате
которых будут:
- полностью завершена
внутренняя реорганизация по видам деятельности,
организационно выделены пассажирские,
транзитные, интермодальные и рефрижераторные
перевозки, за счет чего создана основа
для апробации механизмов взаимодействия
инфраструктурной компании с компаниями-перевозчиками;
- разработаны и
протестированы технические стандарты
и правила технологической координации
деятельности перевозчиков и инфраструктуры;
- созданы и протестированы
регуляторные механизмы обеспечения равноправного
доступа компаний-перевозчиков к инфраструктуре;
в частности, разработаны и протестированы
механизмы обеспечения соблюдения технических
стандартов инфраструктурной компанией
и всеми пользователями инфраструктуры;
- разработан механизм
финансирования инфраструктуры за счет
тарифов, взимаемых с компаний-перевозчиков,
а при недостаточности этих тарифов - также
за счет государственного бюджета;
- разработаны и
протестированы механизмы мотивации будущей
инфраструктурной компании в сокращении
издержек, оптимизации инвестиционной
деятельности и совершенствовании набора
и качества предоставляемых услуг;
- разработан механизм
обеспечения перевозок для нужд государства;
- в целом доказана
устойчивым функционированием пассажирских
компаний, компаний по транзитным, интермодальным
и рефрижераторным перевозкам и независимых
компаний-операторов в течение трех лет
технологическая возможность отделения
инфраструктуры от перевозочной деятельности
без нарушения устойчивости и безопасности
системы. В частности: а) разработан и протестирован
механизм управления пропускной (провозной)
способностью сети при сбоях графика,
ограничениях пропускной (провозной) способности
и других осложнениях; б) разработана,
протестирована и введена в действие на
железнодорожном транспорте единая система
управления движением поездов, предусматривающая
автоматизированное составление графика
движения и плана формирования поездов
при взаимодействии многих компаний-перевозчиков.
в) на железнодорожном транспорте действует
система сигнализации, обеспечивающая
безопасность движения и оптимальное
использование мощностей инфраструктуры
при наличии многих компаний-перевозчиков.
Необходимость формирования
единого хозяйствующего субъекта
На первом (подготовительном)
этапе реформирования функции хозяйственного
управления будут выделены из ведения
МПС России и переданы единому хозяйствующему
субъекту - открытому акционерному обществу
"Российские железные дороги", 100%
акций которого будет принадлежать государству.
Его создание позволит обеспечить:
- устойчивость
и управляемость системы железнодорожного
транспорта в период реформирования, в
частности, сведение к минимуму риска
необратимых действий, способных привести
к потере экономической и/или технологической
устойчивости;
- формирование
и усиление управленческих связей по видам
деятельности при сохранении территориальной
организации системы;
- сведение к минимуму
возможностей роста транзакционных издержек,
сопровождающих изменение структуры управления;
- ликвидацию механизма
расчетных цен между элементами системы
(железными дорогами и центральным аппаратом)
с целью повышения ее прозрачности: лишение
железных дорог статуса юридических лиц
и переход на бюджетно-сметный принцип
финансирования позволит отказаться от
механизма использования расчетных цен
и обеспечит большую объективность формирования
финансовых результатов по структурным
подразделениям и видам деятельности;
- использование
эффекта масштаба.
Сфера деятельности,
функции и имущественный комплекс
открытого акционерного общества "Российские
железные дороги"
Открытое акционерное
общество "Российские железные дороги"
на подготовительном (первом) этапе
реформ осуществляет следующие основные
виды деятельности и выполняет следующие
функции:
- предоставление
услуг инфраструктуры железнодорожного
транспорта (в том числе собственникам
подвижного состава) и ее содержание. К
инфраструктуре железнодорожного транспорта
относятся: путь и искусственные сооружения,
подразделения по обеспечению их содержания
и ремонта, станции, системы электрификации
и технологической связи, системы сигнализации,
централизации и блокировки, информационные
комплексы управления движением и система
управления перевозками, здания и сооружения,
занятые в обеспечении перевозочного
процесса;
- эксплуатация
локомотивного парка и предоставление
услуг локомотивной тяги;
- эксплуатация
собственного грузового вагонного парка
и предоставление услуг грузовых перевозок
собственным вагонным парком;
- грузовые перевозки
для государственных нужд, воинские и
специальные перевозки;
- эксплуатация
парка пассажирских вагонов локомотивной
тяги и предоставление услуг дальних пассажирских
перевозок;
- эксплуатация
мотор-вагонного парка пригородного сообщения
и предоставление услуг пригородных пассажирских
перевозок (возможно с участием субъектов
Российской Федерации);
- эксплуатация
иных технических средств, связанных с
перевозочным процессом;
- оперативное управление
перевозочным процессом (формирование
графика движения, диспетчеризация и другие
функции управления технологическим процессом
перевозки);
- организация и
контроль обеспечения безопасности движения,
эксплуатации транспортных и иных технических
средств, связанных с перевозочным процессом,
а также осуществление аварийно-восстановительных
работ;
- производство,
строительство и ремонт инфраструктуры,
подвижного состава и технических средств
предприятиями, входящими в структуру
федерального железнодорожного транспорта;
- научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, направленные
на обеспечение безопасности движения
и повышение эффективности железнодорожного
транспорта, проведение единой научно-технической
и инновационной политики;
- эксплуатация
объектов социальной сферы, входящих в
структуру федерального железнодорожного
транспорта;
- финансовое планирование,
бюджетирование и корпоративное управление;
- разработка и
реализация инвестиционной стратегии;
- управление информационными
ресурсами;
- выработка предложений
по совершенствованию нормативных актов
по эксплуатации железных дорог и технических
средств, безопасности перевозок и охране
труда, экологической безопасности, обеспечению
охраны объектов, сохранности перевозимых
грузов и имущества, пожарной безопасности;
- разработка проектов
единых технических и технологических
правил и требований к перевозочному процессу;
- проведение мероприятий
по предотвращению чрезвычайных ситуаций,
а также обеспечение движения поездов
в условиях чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение выполнения
мероприятий по гражданской обороне и
защите от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение в
пределах своей компетенции защиты государственной
тайны;
- создание, развитие
и сохранение мобилизационных мощностей
и объектов для производства продукции,
необходимой для удовлетворения потребностей
государства, Вооруженных Сил Российской
Федерации в интересах обороноспособности
и национальной безопасности Российской
Федерации;
- накопление, сохранение
и обновление запасов материальных ценностей
мобилизационного резерва;
- создание и подготовка
специальных формирований;
- выработка мер
по защите объектов, работников и пассажиров
железнодорожного транспорта от террористических
проявлений;
- участие в проведении
единой согласованной социальной политики
на железнодорожном транспорте;
- другие функции
и виды деятельности, направленные на
обеспечение устойчивой работы железнодорожного
транспорта.
Для обеспечения
выполнения перечисленных видов
деятельности открытое акционерное
общество "Российские железные дороги"
наделяется имуществом федерального железнодорожного
транспорта по следующим основным группам:
- инфраструктура
железнодорожного транспорта;
- локомотивный
парк МПС России, локомотивные депо, пункты
технического обслуживания локомотивов;
- грузовой вагонный
парк МПС России, вагонные депо, пункты
технического обслуживания грузовых вагонов;
- парк пассажирских
вагонов локомотивной тяги, пассажирские
депо обслуживания и ремонта вагонов локомотивной
тяги, пункты технического обслуживания
вагонов;
- мотор-вагонный
парк пригородного сообщения, мотор-вагонные
пассажирские депо, пункты технического
обслуживания мотор-вагонного подвижного
состава;
- имущество предприятий,
входящих в структуру федерального железнодорожного
транспорта и обеспечивающих производство,
строительство и ремонт инфраструктуры,
подвижного состава и технических средств
железнодорожного транспорта (за исключением
предприятий, выводимых из структуры федерального
железнодорожного транспорта);
- имущество предприятий,
входящих в структуру федерального железнодорожного
транспорта и обеспечивающих проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ;
- объекты социальной
сферы (за исключением образовательных
учреждений, учреждений культуры и отдельных
объектов социальной сферы, сохраняющих
статус государственных учреждений либо
передаваемых на баланс муниципальных
образований);
- недвижимое и
прочее имущество, необходимое для осуществления
административно-управленческих функций.
Вопрос о наделении
открытого акционерного общества "Российские
железные дороги" имуществом перечисленных
основных групп решается исходя из
следующего:
- в отношении имущества
инфраструктуры законодательством вводится
режим ограничения его оборота, предусматривающий
особый режим распоряжения данным имуществом
(возможности его отчуждения);
- законодательством
определяется перечень имущества предприятий
железнодорожного транспорта, не подлежащего
приватизации, и порядок приватизации
остального имущества;
- промышленные,
ремонтные и строительные предприятия,
непосредственно не связанные с организацией
движения и обеспечением аварийно-восстановительных
работ на железнодорожном транспорте,
а также предприятия общественного питания
и торговли могут не включаться в имущественный
комплекс хозяйствующего субъекта, если
соблюдены следующие условия:
- предприятие не
является единственным поставщиком товаров
и услуг для системы федерального железнодорожного
транспорта;
- предприятие имеет
стабильный рынок сбыта своей продукции
помимо федерального железнодорожного
транспорта;
- предприятие обладает
конкурентоспособной технологией;
- немедленное выделение
предприятия не приведет к существенному
росту транзакционных издержек для системы
железнодорожного транспорта в целом.
Процедура приватизации
данных предприятий может быть организована
одним из следующих способов:
- закрепление 100%
пакета акций в государственной собственности
с последующей передачей этого пакета
единому хозяйствующему субъекту;
- вывод из структуры
федерального железнодорожного транспорта
с реализацией пакетов акций в установленном
законодательством порядке;
- включение имущества
данных предприятий в состав имущественного
комплекса единого хозяйствующего субъекта
с последующим выделением из него в виде
дочерних предприятий.
Конкретный способ
приватизации каждого такого предприятия
будет определен Комиссией по
приватизации в порядке, установленном
законодательством.
Перечень передаваемого
имущества и реорганизуемых предприятий
уточняется в период осуществления мероприятий
по созданию открытого акционерного общества
"Российские железные дороги".
Цели
и задачи реформы
В соответствии
с Программой
структурной реформы
(утверждена Правительством Российской
Федерации от 18 мая 2001 года) целями реформирования
железнодорожного транспорта являются:
- повышение устойчивости
работы железнодорожного транспорта,
его доступности, безопасности и качества
предоставляемых им услуг;
- обеспечение единого
экономического пространства страны и
общенационального экономического развития;
- формирование
единой гармоничной транспортной системы
страны;
- снижение совокупных
народно-хозяйственных затрат на перевозки
грузов железнодорожным транспортом;
- удовлетворение
растущего спроса на услуги железнодорожного
транспорта.
Для достижения
поставленных целей необходимо обеспечить
реализацию следующих задач и
принципов:
- разделение функций
государственного управления и организации
хозяйственной деятельности на железнодорожном
транспорте с одновременным выделением
из монопольной структуры конкурентных
видов деятельности;
- сохранение единой
государственной сетевой производственной
инфраструктуры железных дорог и централизованного
диспетчерского управления;
- поэтапное прекращение
перекрестного субсидирования между грузовыми
и пассажирскими, внутрироссийскими и
экспортно-импортными перевозками;
- совершенствование
тарифной политики;
- развитие конкуренции
в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного
состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
- недопущение слияния
предприятий, действующих в потенциально
конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного
сектора;
- обеспечение гарантированного
недискриминационного доступа к инфраструктуре
федерального железнодорожного транспорта
независимых грузовых и пассажирских
компаний-операторов и пользователей
подвижного состава;
- выделение из
сферы деятельности федеральных железных
дорог объектов социально-бытового и другого
назначения (кроме специализированных)
для снижения непроизводственных издержек;
- обеспечение финансовой
прозрачности всех видов хозяйственной
деятельности отрасли, в том числе на основе
введения раздельного финансового учета;
- осуществление
мер, обеспечивающих повышение инвестиционной
привлекательности системы железнодорожного
транспорта;