Основы теории надежности и диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:47, курс лекций

Описание работы

1.1. Проблемы надежности современных машин
Надежностью машин называется такое качество, которое позволяет им нормально функционировать в определенных условиях в течение планового межремонтного периода эксплуатации.
Нормальное функционирование в этом случае означает работу без отказов при изменении условий эксплуатации в широких пределах, соответствующих характеристикам машин, и при нормальном соблюдении технических уходов и планово-предупредительных ремонтов.

Содержание работы

1. ВВОДНАЯ…………………………………………………………….….4
1.1. Проблемы надежности современных машин……………………..4
1.2. Экономическая характеристика надежности…………………….6
1.3. Система стандартов (НТД) по надежности………………………..8
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ………………….10
2.1. Основные понятия теории надежности………………………….…10
2.2. Процесс потери машинной работоспособности…………………...15
2.3.Критерии надежности…………………………………………………17
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ…………………..18
3.1. Основные понятия теории вероятностей, используемые в
теории надежности…………………………………………………………18
3.2. Нормальный закон распределения и его параметры………….….22
3.3. Логнормальный закон распределения и его параметры…………25
3.4. Вейбулловский закон распределения и его параметры…………..26
3.5. Экспоненциальный закон распределения и его параметры……..27
4. ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ……………….28
4.1. Отказы……………………………………………………………..……28
4.2. Причины потери машинной работоспособности……………….….31
4.3. Классификация отказов…………………………………………….…33
5. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ …………………………….34
5.1. Физика отказов…………………………………………………………34
5.1.1. Изменение свойств и состояния материалов как причина
потери изделием работоспособности……………………………………...34
5.1.2. Три уровня изучения поведения материалов…………………………..35
5.2. Износ………………………………………………………………………36
5.2.1. Изменение технического состояния автомобилей в процессе
эксплуатации…………………………………………………………………...36
5.2.2. Основные положения по трению и изнашиванию…………………..…36
5.2.3. Виды изнашивания………………………………………………………..38
5.3. Методы количественной оценки износа деталей автомобиля…….…39
6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАДЕЖНОСТЬ
АВТОМОБИЛЕЙ…………………………………………………………….44
6.1. Влияние конструктивно-технологических факторов на
надежность автомобиля……………………………………………………44
6.1.1. Конструктивные факторы…………………………………………..44
6.1.2. Технологические факторы……………………………………………45
6.2. Влияние качества эксплуатационных материалов на
надежность автомобиля……………………………………………………46
6.2.1. Масла, применяемые для смазки двигателей……………………..…47
6.2.2. Трансмиссионные масла…………………………………………...….48
6.2.3. Консистентные смазки…………………………………………..…..48
6.2.4. Топливо……………………………………………………………….….49
6.2.5. Вода и охлаждающие жидкости………………………………………50
6.3. Влияние условий эксплуатации на надежность автомобиля……50
6.3.1. Дорожные условия……………………………………………………50
6.3.2. Климатические условия…………………………………………….…..51
6.3.3. Транспортные условия и режим использования автомобиля……..52
6.4. Влияние уровня технической эксплуатации на надежность
автомобиля…………………………………………………………………..53
6.4.1. Качество вождения………………………………………………..….53
6.4.2. Техническое обслуживание автомобиля…………………………….53
6.4.3. Ремонт автомобиля…………………………………………………..54
6.4.4. Хранение автомобиля…………………………………………………55
7. НАДЕЖНОСТЬ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ …………………………….…..55
7.1. Сложная система и ее характеристики……………………………..55
7.2. Элементы сложной системы……………………………………….…56
7.3. Расчет схемной надежности сложных систем……………………...58
7.3.1. Расчет надежности систем по надежности элементов……….…58
8. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ
(ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ)………………………………………60
8.1. Методы оценки надежности…………………………………….….…60
8.2. План и программа испытаний………………………………………..…63
8.3. Определение объема испытаний……………………………………..…64
8.4. Требования к информации о результатах испытаний……………..…65
9. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ……….……66
9.1. Цель испытаний на надежность……………………………………...…66
9.2. Виды испытаний на надежность………………………………….….…67
9.3. Объект испытания на надежность…………………………………...…68
9.4. Характеристики, оцениваемые при испытании на надежность…….69
10. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ……………………………………….…70
10. 1. Испытания стойкости материалов ………………………………..70
10.2. Стендовые испытания узлов и механизмов машин…………...…71
10.3. Ускоренные испытания на надежность…………………………...72
10.3.1. Сокращенные испытания……………………………………………73
10.3.2. Форсированные испытания…………………………………………75
10.3.3. Ужесточение факторов внешней среды………………………..…76
11. СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЕЕ
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………………………………………………..…77
11.1. Общие понятия…………………………………………………….…77
11.2. Постановка диагноза…………………………………………………79
11.3. Методы диагностики…………………………………………………80

Файлы: 1 файл

Лекции ОТН и Д.doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

Под химической стабильностью (устойчивостью) смазочного масла понимают его способность длительное время сохранять свои физико-химические свойства при воздействии окисляющих факторов. При длительной работе двигателя на поверхностях камеры сгорания, поршней и других деталей образуются нагар и лаковое отложение, а в картере двигателя, на поверхностях масляных фильтров и маслопроводов — различные осадки (шлам). Нагар и лаковые отложения образуются вследствие окисления масла при соприкосновении его частиц с нагретыми до высокой температуры деталями двигателя и кислородом воздуха, который содержится в воздушном пространстве картера двигателя. Отложение нагара в камерах сгорания вызывает перебои в зажигании (происходит шунтирование запальных свечей), перегрев двигателя, интенсивное изнашивание его и работу с детонацией.

Механические  примеси: наличие твердых механических частиц в масле вызывает разрыв масляной пленки и нарушает жидкостный режим трения. В результате все смазываемые детали подвергаются интенсивному абразивному изнашиванию. Крупные твердые частицы внедряются в мягкий подшипниковый материал и царапают шейки коленчатого вала, вызывая образование на них кольцевых канавок. Поэтому при эксплуатации машин необходимо принимать меры, предупреждающие попадание механических примесей и воды в масло.

Масла, применяемые для дизельных двигателей, как правило, имеют большую вязкость по сравнению с маслами, применяемыми для карбюраторных двигателей. Дизельные масла также имеют повышенную противоокис-лительную устойчивость, лучшие моющие и антикоррозионные свойства. Эти свойства обеспечиваются введением специальных присадок.

6.2.2. Трансмиссионные масла

Механизмы силовой передачи автомобилей работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей. Основным режимом трения для рабочих поверхностей деталей силовой передачи является граничное трение.

Для предохранения зубьев шестерен и деталей подшипников  от износа и задиров при высоких  контактных давлениях трансмиссионные  масла должны образовывать на их поверхности прочную пленку. Противоизносные свойства трансмиссионных смазок зависят от качества исходного материала, из которого они изготовлены, и технологии их производства. Вместе с тем трансмиссионные масла должны быть подвижными при низких температурах, т.е. иметь невысокую вязкость и низкую температуру застывания. Улучшение смазочных свойств трансмиссионных масел достигается введением в них осерненных, свинцовых, хлорированных, фосфорных и других присадок.

Большую опасность для  трансмиссионных масел представляют различные механические примеси (песок, окалина, ржавчина и др.) Частицы этих материалов, попадая в подшипники агрегатов трансмиссии, вызывают преждевременный износ их и даже разрушение.

Для предотвращения коррозионно-механического  износа деталей силовой передачи трансмиссионные масла не должны содержать водорастворимых кислот и щелочей.

6.2.3. Консистентные смазки

Эти смазки должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям: 1) обеспечивать надежное поступление в узлы трения; 2) предохранять трущиеся поверхности от износа; 3) обладать хорошим антикоррозионным действием; 4) обеспечивать стабильность при работе в узлах трения и хранении.

Основным  показателем, характеризующим надежность смазывания узлов трения консистентными смазками, является их температура  каплепаде-ния (температура плавления). Если температура каплепадения смазки ниже температуры, при которой работает подшипник, то смазка вытекает из зазоров и детали интенсивно изнашиваются. Обычно температура каплепадения должна превышать температуру трущихся деталей на 10 - 15° С.

Надежность  смазки узлов трения зависит также от химической стабильности консистентных смазок — способности сопротивляться окислению и изменению своих физико-химических свойств при работе в узлах трения. Во избежание развития коррозионно-механического изнашивания деталей

консистентные смазки не должны содержать свободной щелочи и воды, а для предупреждения абразивного изнашивания - механических примесей. В защитных консистентных смазках, применяемых для покрытия деталей при хранении, не должно быть коррозионных компонентов и влаги. Эти масла должны создавать на поверхностях деталей плотную воздухонепроницаемую пленку.

6.2.4. Топливо

Топливо для карбюраторных двигателей. Основными физико-химичес-кими константами бензина, влияющими на износ двигателя, являются: 1) его фракционный состав и особенно температура конца разгонки; 2) антидетонационная стойкость (определяемая октановым числом); 3) содержание серы, сернистых соединений, водорастворимых и органических кислот и щелочей.

Повышенный  износ двигателя при применении бензинов с высокой температурой конца разгонки является следствием смывания масляной пленки с зеркала цилиндров и разжижения картерного масла неиспарившейся частью топлива.

Влияние октанового числа бензина на износ двигателя  обусловливается тем, что при  работе его с детонацией возникают высокие динамические нагрузки в деталях кривошипно-шатунного механизма, повышается температура деталей, выгорает смазка в зазорах и др.

Большое влияние  на износ двигателя оказывает  содержание серы в бензине. Повышенное содержание серы ускоряет износ цилиндров, поршневых колец и клапанов, шеек коленчатого вала, подшипников и др. деталей, а также увеличивает нагарообразование в камерах сгорания. Некоторое уменьшение вредного влияния серы может быть достигнуто повышением теплового режима двигателя.

При повышенном содержании в бензине смолистых и легкоосмоляю-щихся веществ увеличивает количество смолистых отложений во впускном трубопроводе двигателя, а также стимулирует процесс образования нагара.

Топливо для дизельных двигателей. Основные параметры дизельного топлива, влияющие на износ двигателя, следующие: 1) вязкость; 2) фракционный состав; 3) содержание серы, смол и механических примесей.

Вязкость  топлива оказывает существенное влияние на процессы смесеобразования и сгорания его в двигателе, а также на износ прецизионных деталей топливного насоса и форсунок.

Большое влияние  на износ двигателя оказывает  наличие серы в дизельном топливе, особенно при работе его с низкой температурой воды в системе охлаждения. При работе двигателей на сернистом топливе увеличивается отложение нагара лаков, интенсифицируется процесс старения картерной смазки и пр. Уменьшение вредного действия серы в дизельном топливе достигается путем соблюдения оптимального температурного режима двигателя, добавкой к топливу специальных щелочных присадок (ЦИАТИМ-339), а также применением коррозиестойких металлов.

Основным  параметром, характеризующим качество процесса сгорания дизельного топлива, является цетановое число. Если дизельное  топливо имеет небольшое цетановое  число, то двигатель работает со стуком и с высокой механической нагрузкой в деталях поршневой группы. При повышении це-танового числа снижается жесткость работы двигателя, уменьшается нагрузка на детали поршневой группы и увеличивается надежность и долговечность двигателя.

Наличие механических примесей в дизельном топливе  вызывает серьезные неполадки в работе двигателя: забивание топливных фильтров, интенсивное изнашивание прецизионных деталей топливной аппаратуры.

6.2.5. Вода и охлаждающие жидкости

Для оценки качества воды применяют такие показатели, как: прозрачность, жесткость, общая минерализация, щелочность, кислотность и окис-ляемость.

Основным  показателем, оценивающим пригодность  воды для использования в системе охлаждения автомобильных двигателей, является жесткость.

Жесткостью  воды называется содержание в ней  растворимых солей кальция и магния, выраженное в миллиграмм-эквивалентах на литр. Различают: 1) временную жесткость воды, которая обусловливается содержанием в ней преимущественно солей бикарбоната кальция Са(НСО3)2 и бикарбоната магния Мg(НСО3)2; 1) постоянную жесткость, характеризующуюся присутствием в ней сернокислого кальция CaS04, сернокислого магния MgSO4 и других солей; 3) общую жесткость, представляющую собой сумму временной и постоянной жесткости.

При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур в ряде случаев применяют специальные жидкости, замерзающие при низких температурах (жидкость марок 40 и 65 ГОСТ 159—52), представляющие собой смесь воды и этиленгликоля (в первом случае в смеси содержится 53% эти-ленгликоля, а во втором — 66%).

6.3. Влияние  условий эксплуатации на надежность автомобиля

6.3.1. Дорожные условия

Дорожные условия работы автомобиля характеризуются: 1) типом  и состоянием дорожного покрытия; 2) величиной и продолжительностью дорожных уклонов; 3) интенсивностью прямого и встречного движения; 4) степенью запыленности воздуха. В зависимости от дорожных условий в широких пределах изменяются: число оборотов коленчатого вала, степень использования мощности и крутящего момента двигателя. Дорожные условия влияют также на нагрузочные режимы агрегатов силовой передачи, ходовой части и упругих элементов подвески автомобиля.

Экспериментальные исследования показали, что на грунтовых  дорогах, находящихся в хорошем  состоянии, средние технические  скорости автомобиля меньше в 1,3 - 1,4 раза, чем на дорогах с усовершенствованным покрытием, а на дорогах с твердым изношенным покрытием средние технические скорости уменьшаются более чем в 2 раза. При движении автомобиля по плохим дорогам увеличиваются амплитуды скоростей и число оборотов коленчатого вала (по отношению к среднему значению). Движение приобретает импульсный характер. Величина средней технической скорости в условиях движения по плохим дорогам ограничивается не динамическими качествами автомобиля, а толчками и колебаниями, которые передаются через рессоры кузову, и устойчивостью автомобиля. Исследования показали, что основное влияние на относительные перемещения кузова и колес автомобиля оказывает высота неровностей. Изменение формы неровностей оказывает меньшее влияние.

При ухудшении дорожных условий увеличиваются число оборотов коленчатого вала на единицу пути, расход топлива и число включений сцепления, тормозов и передач. Аналогично на работу двигателя влияет и увеличение веса прицепной нагрузки.

В зависимости от дорожных условий, особенно от ровности дорожного покрытия, изменяются ресурс автомобиля, средняя техническая скорость и производительность, что оказывает весьма существенное влияние на себестоимость перевозок.

Для уменьшения влияния  дорожных условий на износ автомобиля необходимо:

1) выбирать и поддерживать постоянные оптимальные скорости движения;

2) тщательно следить  за своевременной и качественной  смазкой деталей механизмов и агрегатов;

3) не допускать перегрузок  автомобиля сверх установленной  нормы и длительной работы  с буксованием;

4) принимать эффективные меры по защите двигателя от пыли;

5) соблюдать оптимальный  тепловой режим двигателя и  режим подогрева горючей смеси;

6) при работе на  плохих дорогах не применять  топливо с высокой температурой конца разгонки, а также обогащенного состава горючей смеси.

6.3.2. Климатические условия

Климатические условия характеризуются среднегодовой  температурой окружающего воздуха, ее максимальными и минимальными значениями, количеством осадков, выпадающих в год, а также влажностью воздуха и барометрическим давлением. Известно, что климатические условия оказывают большое влияние на состояние и характер дорожного покрытия.

Влияние климатических  условий на автомобиль обусловливается  прежде всего тем, что под воздействием как низких, так и высоких температур, изменяются физико-механические свойства конструкционных сталей, металлических сплавов, пластических масс, резины и других материалов.

Особенно  большое влияние оказывают климатические  условия на физико-химические константы масел, топлив, тормозной и амортизаторной жидкости, электролита и пр.

Некоторые металлы  и металлические сплавы при низких температурах обнаруживают склонность к хрупкому разрушению и повышенную чувствительность к концентраторам напряжений, к быстрому разрушению сварных швов или прилегающих к ним участков.

Понижение температуры  снижает величину ударной вязкости ряда металлов и сплавов, что приводит к поломке рам, полуосей, кулаков поворотных цапф и других деталей.

В ряде случаев  высокая влажность воздуха (в  северных районах или в приморских южных районах) вызывает интенсивное развитие атмосферной коррозии деталей автомобилей. Совместное действие коррозионной среды и нагрузок снижает предел выносливости металла, прочность и пластичность металлических деталей, увеличивает трение между движущимися частями машин и обусловливает быстрое разрушение. Детали, изготовленные из пластических масс, при низких температурах становятся хрупкими и ломаются от незначительных усилий.

При температурах -40 °С и ниже наблюдается стеклование  резины (подобие кристаллизации), что вызывает повышенную хрупкость и разрушение при нагружении без предварительного подогрева. Высокая температура и воздействие солнечных лучей способствует быстрому старению резины со всеми вытекающими последствиями.

Климатические условия оказывают существенное влияние на протекание рабочих процессов двигателя, агрегатов силовой передачи и ходовой части.

Информация о работе Основы теории надежности и диагностика