Особенности оценки машин и оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение специальных приемов и методов, с помощью которого можно достигнуть максимально точной оценки имущества.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решить следующие задачи:
Дать определение движимого имущества;
Изложить правовые основы оценочной деятельности;
Описать принципы оценочной деятельности;
Изучить подходы к оценочной деятельности;
Выполнить анализ рынка движимого имущества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств
5

1.1. Машины, оборудование и транспортные средства как объекты оценки. Факторы и принципы, влияющие на формирование стоимости
5

1.2. Понятие и виды оценочной стоимости
12

1.3. Нормативно-правовые и организационные основы оценки машин, оборудования и транспортных средств, цели оценки
16
Глава 2. Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств
19

2.1. Основные подходы и методы, используемые при оценке машин, оборудования и транспортных средств
19

2.2. Понятие и виды износа машин, оборудования и транспортных средств, методы определения различных видов износа
32

2.3 Согласование результатов оценки, получаемых от разных подходов к оценке машин, оборудования и транспортных средств
37
Заключение
40
Использованная литература
44

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

3) Инвентаризацию  и идентификацию отдельных объектов  оценки. Инвентарными объектами  считаются: по передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения; по силовым машинам и оборудованиям – каждая силовая машина и аппарат, включая приспособления к ним, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект; по рабочим машинам и производственному инвентарю – каждый станок или аппарат, включая их приспособления, принадлежности и приборы; по транспортным средствам – каждый объект транспортного средства с его приспособлениями и принадлежностями (включая запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);

4) Техническую экспертизу машин, механизмов, оборудования и транспортных средств с определением типа, наименования, модели, марки, года выпуска и пуска в эксплуатацию, технической мощности, предприятия-производителя, назначения и принципа действия, массы и габаритов, основных характеристик системы управления, комплектации.

5) Анализ специфических  особенностей и базисных характеристик  оценки машин, механизмов, оборудования  и транспортных средств;

6) Определение  стоимости различными подходами  и методами и с учетом различных факторов (инфляции, соотношения спроса и предложения, износа);

7) Подготовку  отчета о стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных  средств.

Машины, оборудование и транспортные средства как объекты  движимого имущества вступают в  хозяйственный оборот, и с ними совершаются различные операции. Машины и оборудование могут быть объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становиться объектом оценки.

Основными ситуациями оценки машин и оборудования являются:

  • совершение сделок купли-продажи;
  • кредитование под залог движимого имущества;
  • переоценка основных фондов;
  • в условиях ликвидации бизнеса и вынужденной продажи;
  • для целей инвестирования;
  • при лизинге;
  • при утилизации машин и оборудования
  • вступление в права наследства при оценке транспортных средств и т. д.

 

Глава 2. Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств

2.1. Основные подходы и методы, используемые при оценке машин, оборудования и транспортных средств

 

Перечисленные в разделе 1.1. принципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценки выработаны три основополагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный.

Расчет рыночной стоимости технических объектов методами сравнительного подхода позволяет определить полную стоимость замещения. Сравнительный подход в оценке рыночной стоимости машин, оборудования и транспортных средств реализуется в следующих методах:

1) прямого сравнения  с аналогичным объектом;

2) направленных  качественных корректировок; 

3) расчета по  корреляционно-регрессионным моделям  полезностного типа.

Метод прямого сравнения

Метод прямого  сравнения с аналогичным объектом является основным в сравнительном подходе, реализуется в нескольких вариантах в зависимости от степени схожести объекта оценки и объектов сравнения, включая объекты идентичные, аналогичные и объекты подобные оцениваемому. Чем больше объект сравнения отличается от объекта оценки, тем большему количеству корректировок подлежит его цена. Сравнительный подход в оценке машин и оборудования осуществим при наличии открытого активного рынка на технические средства исследуемого типа.

Метод прямого  сравнения с идентичным объектом чаще относится к методам затратного подхода, хотя при анализе ценовой информации на идентичный объект, также как при сравнении с аналогичными и подобными объектами, для приведения к искомой рыночной стоимости объекта оценки, выполняется ряд «коммерческих» корректировок по фактору времени, на нетипичные условия продажи, на наличие НДС.

Под близким  аналогом понимается объект той же модели,  что и оцениваемый объект, без отличий в конструкции, по основным параметрам и оснащению, возможна некоторая несхожесть по материалам и конструктивным решениям, которые в итоге могут определить разрыв по тем или иным техническим характеристикам, что повлечет при сравнении с характеристиками оцениваемой машины необходимость параметрических корректировок.

Первоначально выполняются коммерческие корректировки, затем коэффициентные корректировки на параметры, последними вносятся абсолютные или поправочные корректировки на техническое различие и на комплектацию.

Сравнение объекта оценки с объектом, подобным ему, влечет за собой дополнительные корректировки на параметры, т.к. подобие предполагает существенное расхождение в основных технических показателях при близости в функциональном предназначении.

 «Коммерческие»  корректировки чаще всего вносят с помощью соответствующих коэффициентов, умножением исходной цены аналога на коэффициент или индекс.

Скорректированная  (проиндексированная) цена аналога на дату оценки будет равна:

Цкор0 × In/0

где: Ц0 – цена аналогичного объекта в базисном (нулевом) месяце;

In/0 – корректирующий индекс для n-го месяца по отношению к 0-му месяцу;

n – период индексации, выраженный количеством месяцев.

Для определения  корректирующего индекса могут  быть использованы данные о помесячных цепных ценовых индексах, т.е. отношение цены в данном месяце к цене в предшествующем месяце для одного и того же объекта:

In/0 = hn

где: h — среднемесячный цепной ценовой индекс на протяжении n месяцев.

Коэффициентная  корректировка выполняется путем  умножения исходной цены аналога на корректирующий параметрический коэффициент:

Цкор = Ц  × Ккор

при этом величина коэффициента рассчитывается по формуле:

Kкор = [X/Xан]b

где: Х и Х – значение параметра у оцениваемого объекта и у аналога соответственно;

b – показатель степени, учитывающий силу влияния параметра X на цену.

Этот показатель называют также коэффициентом торможения, так как он, как правило, меньше 1.

Коэффициент торможения для параметра может быть определен способом «двух точек» или путем построения корреляционно-регрессионного уравнения степенного вида.

При способе «двух точек» два аналогичных объекта могут различаться только значением данного параметра, остальные параметры у сравниваемых объектов одинаковы. Коэффициент торможения для параметра рассчитывается по формуле:

b = (lg[Ц12])/(lg[X1/X2])

где: Ц1 и Ц2 – цена первого и второго объектов соответственно;

Х1 и Х2 – значение параметра у первого и второго объектов соответственно.

При необходимости  осуществления корректировки по нескольким параметрам величины коэффициентов определяются аналогичным образом.

Поправочная корректировка  выполняется внесением абсолютной поправки к цене. Скорректированная цена равна алгебраической сумме исходной цены аналога и абсолютной поправки к ней и рассчитывается по формуле:

Цкор = Ц+П

Величина абсолютной поправки определяется по формуле:

П = g*(X-Xан)

где: g — «цена» единицы параметра, т.е. величина, показывающая, на сколько денежных единиц изменится цена при изменении параметра на единицу его измерения.

«Цена» единицы параметра может быть определена способом «двух точек» или построением корреляционно-регрессионного уравнения линейного вида. Способ «двух точек» заключается в том, что находят два аналогичных объекта, различающихся только значением параметра Х. При этом цена единицы параметра находится по формуле:

g = [Ц1 - Ц2]/[X1 - X2]

Абсолютная  поправка, причем как положительная так и отрицательная, может иметь место в связи с разной комплектацией объекта оценки и объекта сравнения. Значение поправки определяется ценой узлов, систем, агрегатов или деталей, на которые разнится спецификация сравниваемых объектов.

Метод направленных качественных корректировок

Метод направленных качественных корректировок может быть использован, если для оцениваемого объекта можно подобрать как минимум два аналога, при этом оцениваемый объект по своим техническим параметрам должен занимать промежуточное положение между двумя аналогами.

Стоимость оцениваемого объекта определяется в интервале  между ценами нижнего и верхнего аналога:

S = Цн + [(Цв – Цн)/(N-в + N+н)]*N+н

где: Цн и Цв — цена нижнего и верхнего аналога соответственно;

N-в — количество действующих понижающих корректировок верхнего аналога;

N+н — количество действующих повышающих корректировок нижнего аналога.

Метод направленных качественных корректировок позволяет  избежать множества параметрических корректировок при наличии расхождений по нескольким техническим показателям у объекта оценки и объектов сравнения.

Метод расчета по корреляционно-регрессионным  моделям

Метод расчета  по корреляционно-регрессионным моделям  полезностного типа применяется при оценке массива объектов,  различающихся значениями отдельных параметров. Каждый из этих объектов рассматривается как представитель некоторого семейства машин одного класса, по которому существует закономерная связь между ценой и основными техническими и функциональными параметрами. Связь между ценой и параметрами описывается моделью полезностного типа. Полученная модель используется для оценки объектов, относящихся к множеству объектов данного класса.

С помощью регрессионного анализа разрабатывают либо однофакторную модель, если обнаруживается один ценообразующий параметр, либо многофакторную модель, если для данного типа машин  определены несколько ценообразующих параметров.

Парная (однофакторная) модель зависимости стоимости ценообразующего параметра чаще всего может иметь вид:

S = a0 + a1X

либо степенной функции

S = a0Xa1

где: S – стоимость (цена) машины;

a0 и a1 – статистические параметры уравнения регрессии.

Многофакторные  модели разрабатывают также на основе линейной либо степенной функции. Для трех параметров они имеют вид соответственно:

S = a0+a1X+a2X2 + a3X3

S = a0Xa1Xa2Xa3

Особенности использования методов сравнительного подхода

Метод прямого  сравнения является наиболее часто используемым, т.к. требует наименьшего количества исходных данных и дает в итоге наиболее достоверную рыночную стоимость. Однако этот метод можно применять только в том случае, когда оцениваемому объекту можно подобрать близкий аналог или несколько аналогов с известными рыночными ценами. В тех же случаях, когда достаточно близких аналогов подобрать не удается, можно применить метод статистического моделирования.

Методы сравнительного подхода реализуемы при наличии рынка сопоставимых объектов. При скудной рыночной информации, или в условиях монополизации рынка, оценка машин и оборудования методами сравнительного подхода ненадежна, а иногда и невозможна. Тем не менее, именно методы сравнительного подхода дают представление о действительно рыночной стоимости технических объектов.

Результаты  оценки рыночной стоимости на основе сравнительного подхода во многом зависят от того, какие объекты взяты в качестве аналогов и соблюдено ли условие однородности выборки. Следовательно, при подборе аналогов требуется полное функциональное и классификационное подобие выбранных для сравнения объектов и их конструктивно-технологическое сходство с оцениваемым объектом.

Функциональное  подобие заключается в идентичности главной функции, выполняемой сравниваемыми объектами, в то время как многие технические объекты являются многофункциональными и могут выполнять несколько дополнительных функций. Дополнительные функции являются результатом дооснащения объекта дополнительными устройствами. Аналог подбирается по главной функции, дополнительные функциональные устройства учитываются при оценке путем внесения абсолютных поправок к цене аналога на величину стоимости дополнительных устройств

Затратный подход предполагают обязательную оценку полной себестоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец. Этот подход является единственно реализуемым, если оценке подлежит объект, изготовленный по индивидуальному заказу, например специальное и уникальное оборудование практически не встречающееся на открытом рынке. При оценке затратным подходом моделируется процесс формирования цены предложения исходя из покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли.

Информация о работе Особенности оценки машин и оборудования