Одним из направлений применения
системы АРСНДУ может служить автоматизированный
учет перемещающихся пассажиров, который
позволит выявить фактические объемы
перевозок по каждому автобусу, маршруту
и маршрутной сети по часам суток, дням
недели, месяцам года и по категориям граждан.
Такая возможность системы может быть
получена при помощи подсоединения к бортовым
радиостанциям "Луч-ЮН" электронных
компостеров, которые в настоящее время
используются в ряде зарубежных стран.
Для оперативной связи диспетчерского
персонала объединений автовокзалов и
автостанций по управлению автобусным
движением и в междугородном сообщении
применяют радиорелейнуюсвязь с помощью
радиорелейных станций. Для приема и передачи
информации о работе подвижного состава
стационарные пункты междугородных перевозок,
объединения и автотранспортные предприятия
могут оборудоваться телетайпами.
Внутренняя связь предназначена
для оперативных переговоров и передачи
информации внутри определенного объекта:
территориального объединения, автотранспортного
предприятия или его филиалов, автовокзала
и автостанции. Среди большого разнообразия
установок внутренней связи распространение
получили: учрежденческая АТС декадно-шаговой
системы; АТС координатной системы; переговорные
устройства с громкоговорителями. Для
информационного обслуживания пассажиров
автовокзалов и автостанций, а также оперативного
оповещения сотрудников АТП на их территории
применяется громкоговорящая связь через
установки производственной громкоговорящей
связи.
Задача №1
Автопредприятие добилось увеличения
скорости сообщения автобусов с 20 до 25
км/ч. Определить: 1) на сколько сократится
время каждого рейса; 2) на сколько рейсов
больше будет делать каждый автобус за
день.
Дано:
- время работы на маршруте -
Т = 16 ч;
- длина маршрута - L = 18 км;
- время простоя на конечной
остановке - 6 мин = 0,1ч;
- изначальная скорость
сообщения автобусов: = 20 км/ч;
- окончательная скорость
сообщения автобусов: = 25 км/ч.
Решение.
Vc=L/tдв+ntno tдв-nto=L/Vc
Tдв-nto1=18/20=0.9ч. tдв-nto2=18/25=0.72ч.
На сколько сократится время
каждого рейса:
0.9 - 0.72 = 0.18ч.
На сколько сократится время
одного рейса:
Tp1 = 0.9 + 0.1 = 1
Tp2 = 0.72 + 0.1 = 0.82
На сколько рейсов больше каждый
автобус будет делать в день:
16/1 = 16
16/0.82 = 19
Ответ:
При увеличении скорости сообщения
с 20км/ч до 25км/ч время каждого рейса сократится
на 0.18ч., а количество рейсов увеличится
с 16 до 19.
Задача №2
Исследование пассажиропотоков
показало, что 4 из 20 остановок на городском
диаметральном маршруте можно сделать
«по требованию».
Определить: на сколько возрастут
скорость сообщения и эксплуатационная
скорость автобуса.
Дано:
- длина маршрута - L = 16км;
- техническая скорость -
24км/ч;
- время простоя на конечной
остановке - 4 мин = 0,07 ч;
- время простоя на промежуточных
остановках - 0,6 мин = 0,01 ч;
- общее число остановок:
20;
- число остановок «по требованию»:
4.
Решение:
Vt = 24
Tдв = 16/24 = 0,7
Vэ1 = 16/0.83 = 19,28
Vэ2 = 16/0.87 = 18,39
19,28 – 18,39 = 0,89
Vt1 = 16/0.76 = 21,05
Vt2 = 16/0.8 = 20
21,05 – 20 = 1,05
Ответ:
Исследуя пассажиропоток, мы
выяснили, что скорость сообщения возрастет
на 0,89км/ч, эксплуатационная скорость
автобуса – на 1,05км/ч.
Задача №3
Для повышения качества обслуживания
пассажиров на городском тангенциальном
маршруте ввели экспрессные маршруты.
Определить: на сколько сократится
время рейса.
Дано:
- время простоя на конечной
остановке - 4 мин = 0,07 ч;
- время простоя на промежуточных
остановках - 1 мин = 0,02 ч;
- длина маршрута - L = 9 км;
- техническая скорость -
18 км/ч;
- количество промежуточных
остановок: 8
Решение.
- Время, затрачиваемое на один
рейс, при движении с промежуточными остановками:
Tp1=8/24+8*0.02+0.07=0.56ч 9/18+8*0,02+0,07 = 0,73ч.
- Время, затрачиваемое на один
рейс, при движении по экспрессному маршруту:
Tp2=8/24+0.02+0.07=0.42ч 9/18 + 0,02 + 0,07 = 0,59ч.
- Разница по времени, затрачиваемого
на один рейс, при движении по экспрессному
маршруту и маршруту с промежуточными
остановками:
0,73 – 0,59 = 0,14ч.
Ответ: Время рейса сократится на
0,14 часа
Задача №4
Дано:
- вместимость автовокзала:
200 пасс.; 500
- площадь участка: 1,12 га;
2,25
- размеры участка: 140*80м; 150*150
- плотность застройки территории:
14%; 16
- количество отправлений автобусов
в час: 12 шт.; 30
- количество отправлений
пассажиров в сутки: 2000 чел.; 5000
- размер здания вокзала:
12*30 м. 18*60
Автовокзал представляет собой
изолированный от городского движения
строительный комплекс, включающий в себя
пассажирское здание, внутреннюю территорию
с перронами посадки и ни садки пассажиров,
площадку отстоя рейсовых автобусов, привокзальную
площадь с подъездами и стоянками городского
транспорт и хозяйственную зону. Типовые
проекты предусматривают классификацию
автовокзалов в зависимости от вместимости
(на 100, 200, 300 и 500 пассажиров). Кроме общей
вместимости, учитывают их пропускную
возможность или то количество автобусов,
которое может прибывать и отправляться
в час максимальной нагрузки.
Территорию автовокзалов и
автостанций оборудуют указателями и
ограждениями, необходимыми для направления
движения пассажиров и размещения транспорта.
Перроны оснащают системами сигнализации
и управления по приему и отправке автобусов.
Пассажирские здания, предназначенные
для обслуживания пассажиров, организации
и управления транспортным процессом,
могут быть одноэтажными и многоэтажными
(в 2 этажа и более). Распространенным типом
автовокзала можно считать двухэтажный
вместимостью 500 пассажиров.
Автостанции и автовокзалы,
как правило, сооружаются на основе типовых
проектов согласно объему отправлений
пассажиров из данного пункта за сутки
и интенсивности движения проходящих
автобусов.
Основными функциями автовокзалов
являются: бытовое обслуживание пассажиров
во время их нахождения на автовокзале;
диспетчерское руководство движением
транспортных средств; управление пассажиропотоками
на территории автовокзала; коммерческие
операции и контроль; операции технического
обслуживания; учет и анализ перевозок
пассажиров; организация быта и отдыха
автобусных бригад; содержание помещений
и территории в чистоте. Площадь пассажирских
помещений здания автовокзала определяется
в зависимости от расчетной вместимости
с учетом числа пассажиров, приходящихся
на конкретные помещения, и удельной нормируемой
площади на одного человека:
Непременным условием при планировке
помещений является размещение пассажирского
зала на первом этаже и выход из зала непосредственно
на перрон. При строительстве автовокзалов
большое внимание необходимо уделять
расположению и оборудованию перронов.
Так, например, над перроном отправления
обязательно должен быть навес, а тротуар
должен располагаться выше проезжей части
на 250 - 300 мм. Зона перрона, к кромке которой
ставится автобус, носит название поста
посадки (высадки). Могут быть три возможных
расположения автобусов относительно
перрона: прямолинейное, гребенчатое (торцовое,
косоугольное) и уступом.
Порядок работы автовокзалов
(автостанций) по обслуживанию пассажиров
и осуществлению перевозок регламентируется
Типовым технологическим процессом работы
автовокзалов (автостанций) междугородных
сообщений. Технологический процесс предусматривает
рациональную организацию работы автовокзалов
и взаимодействие всех его служб. Он включает
в себя: рациональную организацию работы
билетных касс; постоянное взаимодействие
кассиров с диспетчерской службой; систему
работы диспетчерской службы и ее взаимодействие
с водителями, дежурными по вокзалу и посадке;
организацию культурно-бытового обслуживания
пассажиров; порядок обслуживании технических
средств связи, автоматики и управления;
порядок содержания и уборки помещений
автовокзала и привокзальной территории.
Управление автовокзалами и
автостанциями первоначально осуществлялось
АТП, выполняющими междугородные перевозки.
С ростом числа междугородных, пригородных,
местных маршрутов и АТП, выполняющих
их, такое руководство стало нецелесообразным
и оно перешло к специализированным организациям
(объединениям автовокзалов).
Объединения автовокзалов представляют
собой специализированную организацию
по осуществлению междугородных и пригородных
перевозок пассажиров с включением в нее
всех областных автовокзалов и автостанций,
а также централизованным диспетчерским
руководством и единым технологическим
процессом. В результате централизации
руководства деятельностью вокзалов и
станций, внедрения единого технологического
процесса происходит улучшение организации
междугородных и пригородных перевозок,
создаются условия для развития средств
связи и автоматизации процессов слежения
за движением автобусов. Системы радиосопровождения
автобусов с передачей оперативной информации
о времени отправления с остановочных
пунктов, наличии свободных и освобождающихся
по прибытии мест способствуют повышению
оперативного контроля за регулярностью
движения и улучшению качества обслуживания
пассажиров.
Основными источниками финансирования
автовокзалов являются доходы от реализации
билетов, комиссионный сбор за предварительную
продажу билетов, отчисления от доходов
за реализацию билетов по перевозке багажа,
доходы от камер хранения, комнат отдыха
и другие услуги.
При проектировании генерального
плана автовокзала, необходимо учитывать
ряд условий, которые должны выполняться
(согласно «Пособию по проектированию
автовокзалов и пассажирских автостанций»):
- количество постов посадки
и высадки, а также количество
мест на площадке межрейсового
отстоя автобусов следует определять
в соответствии с суточным отправлением:
а. количество постов отправления
- 6 шт.;
б. количество постов прибытия
- 3 шт.;
в. количество мест на площадке
отстоя - 12 шт.;
г. количество эстакад для осмотра
автобусов - 1 шт.
- перроны отправления
необходимо размещать в максимальном
приближении к зданию, обеспечивая
кратчайшие пути следования из
пассажирских помещений. В примыкании
к перронам отправления следует
предусматривать зоны ожидания
пассажиров шириной не менее 2,5
м.
- геометрические параметры
площадки межрейсового отстоя автобусов
и проездов следует принимать согласно
техническим характеристикам автобуса
«Икарус-250» (габаритные размеры в плане:
12*2,5 м).
- геометрические параметры
перронов прибытия и отправления
автобусов согласно приложению
№3 «Пособия по проектированию
автовокзалов и пассажирских
автостанций» в зависимости от
вида перрона (прямолинейный, уступообразный
и т. д.).
Список литературы
1. Дягилева Н. В. Пассажирские
перевозки. - СПб.: Издательство СЗТУ, 2009.
2. Гудков В. А. Пассажирские
перевозки. - М.: Горячая линия - Телеком,
2004.
3. Спирин И. В. Организация
и управление пассажирскими перевозками.
- М.: Академия, 2008.