Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 08:19, реферат
Описание работы
Одним из наиболее важных направлений работ по существенному повышению производительности труда, сокращению затрат на содержание и эксплуатацию автомобилей является совершенствование технологических процессов на основе применения современной техники, т.е. осуществление мероприятий по механизации а автоматизации процессов технического процесса и ремонта (ТО и Р) автомобилей.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...3 Общие сведения и классификация………………………………………………..4
Осмотровые канавы и эстакады……………………………………………………5
Домкраты……………………………………………………………………………7
Подъемники………………………………………………………………………..12
Опрокидыватели…………………………………………………………………...18
Электротали, краны………………………………………………………………..19
Основные правила эксплуатации грузоподъемных механизмов……………….23
Общие сведения
и классификация………………………………………………..4
Осмотровые канавы и эстакады……………………………………………………5
Домкраты……………………………………………………………………………7
Подъемники………………………………………………………………………..12
Опрокидыватели…………………………………………………………………...18
Электротали, краны………………………………………………………………..19
Основные правила эксплуатации
грузоподъемных механизмов……………….23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список используемой
литературы………………………………………………26
Введение
Одним из наиболее важных
направлений работ по существенному
повышению производительности
труда, сокращению затрат на
содержание и эксплуатацию автомобилей
является совершенствование технологических
процессов на основе применения
современной техники, т.е. осуществление
мероприятий по механизации
а автоматизации процессов технического
процесса и ремонта (ТО и Р) автомобилей.
Подъемно-транспортное оборудование является
составной частью единого комплекса технологического
оснащения предприятий автомобильного
транспорта и обеспечивает согласованное
функционирование всех составляющих элементов
производственного процесса.
Общие
сведения и классификация
Данный вид
оборудования подразделяется на осмотровое, подъемно-осмотровое,
подъемно-транспортное и транспортирующее
оборудование и предназначен для обеспечения
доступа при выполнении ТО и Р к узлам
и агрегатам автомобилей, а также осуществления
транспортирования по территории предприятия.
К осмотровому оборудованию
относятся осмотровые канавы и эстакады.
К подъемно-осмотровому
оборудованию относятся подъемники
различного типа, гаражные домкраты, опрокидыватели
автомобилей и другие устройства.
К подъемно-транспортному
оборудованию относятся кран-балки,
тали (электротельферы), передвижные малогабаритные
грузоподъемные краны, гидравлические
стойки, различные модели тележек с несложными
подъемными грузозахватными механизмами.
К этой же группе оборудования можно отнести
механизированные комплексы (посты) по
замене агрегатов и узлов автомобилей.
К транспортирующему
оборудованию следует отнести конвейеры
для перемещения автомобилей по постам
поточных линий ТО, электро- или автопогрузчики,
тележки обыкновенные, а иногда оснащенные
разнопрофильными ложементами и захватами
для соответствующих узлов и агрегатов
автомобилей.
Перечисленные
виды оборудования в зависимости от конструкции,
назначения и способа установки могут
быть стационарными и передвижными, а
по диапазону выполняемых работ по различным
моделям автомобилей — универсальными
и специализированными.
По типу привода
оборудование может быть ручным и механизированным.
Механизированное оборудование классифицируют
по виду привода — оборудование может
быть электромеханическим, пневматическим,
гидравлическим, пневмогидравлическим.
К подъемно-транспортному
оборудованию предъявляют следующие основные требования:
• обеспечение максимального
удобства при выполнении работ;
• обеспечение безопасности
проведения работ;
• высокая надежность
и долговечность;
• небольшие габаритные
размеры и металлоемкость конструкций;
• низкая начальная
стоимость и затраты на эксплуатацию;
• легкость в управлении
и простота обслуживания.
Тип и конструкцию
подъемно-транспортного оборудования
выбирают для каждого случая, учитывая
необходимость сокращения времени на
выполнение технологической операции,
обеспечения сохранности перемещаемых
грузов (деталей, узлов, агрегатов, автомобилей)
и безопасности способов производства
работ. Следует стремиться к максимально
возможной однотипности применяемого
оборудования в целях облегчения его эксплуатации.
Основными факторами,
определяющими выбор рационального типа подъемно-транспортного
оборудования, являются масса и габаритные
размеры поднимаемого или перемещаемого
груза, дальность или высота транспортирования,
производительность.
Осмотровые канавы
и эстакады
Осмотровые канавы являются универсальным
средством, обеспечивающим одновременный
фронт работ снизу, сбоку и сверху автомобиля,
и продолжают использоваться на многих предприятиях автомобильного
транспорта. Особенно удобно использование
осмотровых канав на прямоточных постах
и поточных линиях ТО.
Выбираемая
схема осмотровой канавы зависит от вида
выполняемых работ, способа размещения,
установки и фиксации автомобиля, габаритных
размеров и компоновочной схемы автомобиля,
производственных площадей АТП.
Размещение рабочих мест в осмотровых
канавах ниже уровня пола помещения требует
особого внимания и обеспечения хороших
условий труда. В канавы по подпольным
каналам должен подаваться воздух в объемах
не менее 200 м3/ч на каждый
метр длины канавы, должна обеспечиваться
температура воздуха + 16...25 °С. Недостаток
естественного освещения компенсируют
установкой светильников в нишах канавы.
Стенки осмотровой канавы облицовывают
светлой плиткой, пол выполняют с уклоном
12 % и оборудуют канализационными решетками.
Основными
технологическими характеристиками осмотровых
канав являются глубина и ширина. Глубина
канавы для работы снизу автомобиля зависит
от радиусов колес и величины просветов
автомобиля и составляет для грузовых
автомобилей и автобусов 1,2... 1,3 м, для легковых
автомобилей — 1,4... 1,6 м. Глубина боковых канав не превышает
0,8...0,9 м при ширине не менее 0,6 м. Длину канавы
определяют в зависимости от габаритных
размеров и конструкции автомобиля, а
также назначения рабочего поста.
Недостатками
осмотровых канав всех типов является
сложность обеспечения нормальных условий
труда для исполнителя (ограниченность
пространства, недостаточная естественная
вентиляция, слабое естественное освещение
автомобиля снизу), неудобство работ с
некоторыми агрегатами автомобиля и невозможность
проведения перепланировки производственного
помещения без больших затрат времени
и средств.
Оснащением осмотровых
канав являются канавные электромеханические,
электрогидравлические или пневматические
подъем-I ники. Подъемники монтируют
либо на специальной каретке, перемещающейся
по длине канавы, либо на направляющих, вмонтированных
на боковых стенках канавы.
Эстакады представляют собой
колейные мосты из металла, железобетона или дерева, размещенные
выше уровня пола на 0,7... 1,4 м. Эстакады
могут быть тупиковые и прямоточные, стационарные
и передвижные. Применение эстакад по
сравнению с канавами улучшает санитарно-гигиенические
условия проведения работ, выполняемых
в нижней части автомобиля. Эстакадами
заменяют канавы различных типов там,
где невозможно или нерационально размещать
рабочие места ниже уровня пола: при высоком
уровне грунтовых вод, на межэтажных перекрытиях,
на открытых площадках. Простота монтажа
эстакад обеспечивает возможность их
использования в составе передвижных
средств ремонта. Для въезда автомобиля
на эстакаду применяют наклонные рампы
с уклоном 20...25 %.
Домкраты
Домкраты
представляют собой простейшие
передвижные грузоподъемные механизмы,
состоящие из подъемного устройства
и силового органа. Домкраты
являются вспомогательным оборудованием
рабочих постов и предназначены
для вывешивания различных частей
для осмотра и монтажа и
демонтажа агрегатов при ремонте.
По назначению различают
дорожные и гаражные домкраты. Дорожные
домкраты предназначены для вывешивания
колес автомобиля при устранении неисправности
в пути, они входят в комплект инструмента
водителя. Гаражные домкраты используют
для работы на напольных постах, не оборудованных
подъем-но-осмотровыми устройствами.
По типу силового
устройства различают домкраты механические
(винтовые, рычажно-реечные, зубчато-реечные),
гидравлические, пневматические и пневмогидравлические.
Винтовые
домкраты — устройства, в
которых для подъема и удерживания груза
используют винтовую пару с самотормозящей
резьбой. Грузоподъемность винтовых домкратов
колеблется от 2 до 20 т.
Простейший винтовой
домкрат изображен на рис. 6.1, а. По конструкции
винт 4 представляет
собой цилиндрический стержень с резьбой
на значительной части длины. Гайка 3 установлена
в корпусе 5 неподвижно. Перемещение винта
осуществляется
Схема винтового домкрата:
/ — рукоятка; 2 — пята; 3 — гайка; 4 — винт; 5 — корпус; Л — номинальный диаметр
резьбы винта; О — наружный диаметр
гайки; Н — высота гайки; 8 — высота
буртика гайки; */3, </4 — диаметр
соответственно опорной части и отверстия
пяты; Р — осевая сила, действующая
на винт; Р9 — усилие
на рукоятке домкрата; Ь — длина рукоятки; />,
— наружный диаметр фланца гайки; К — радиус сферического
торца винта; (р — угол конуса пяты
вращением рукоятки 1. Гайку в большинстве
случаев выполняют в форме втулки с фланцем
для осевого крепления. Резьбу винтов выполняют
трапецеидальной формы, как наиболее технологичной
и прочной, чем прямоугольная, допуская
незначительное снижение КПД резьбовой
пары. Передача усилия на перемещаемый
груз производится через пяту 2, которая
не вращается. В некоторых случаях используют
самоустанавливающуюся конструкцию (рис.
6.1, б), где сферический
нажимной торец винта опирается в конусную
часть пяты.
В качестве материалов
винтов используют сталь марок 45, 50, А45,
А50 без термической обработки или марок
У10, 65Г, 40Х, 40ХГ с термической обработкой.
Для уменьшения износа гайки изготавливают
из бронзы марок БрОФ10-1, БрОЦС6-6-3, БрАЖ9-4.
При небольших нагрузках в качестве материала
гаек используют антифрикционный чугун
марок АЧВ-1, АЧС-3 и др.
Основными причинами
выхода из строя винтов и гаек передач
является износ резьбы, поэтому в качестве
критерия работоспособности резьбы винтовой
пары принимают давление ^ между резьбами
винта и гайки.
При проектировочном
расчете передач винт —гайка определяют
средний диаметр резьбы с12, м:
(6.1)
где Г — осевая сила,
действующая на винт, Н; Ас = //Д/2 — отношение
высоты гайки к среднему диаметру резьбы
(для целых гаек А; = 1,2. ..2,5, для разъемных
гаек А: = 2,5. ..3,5); [д] —допустимое
давление в резьбе, Н/м2 (табл. 6.1).
По полученному
значению среднего диаметра б?2 по ГОСТ 9484—81
«Основные нормы взаимозаменяемости.
Резьба трапецеидальная. Профили» принимают
стандартные размеры всех параметров
винта: наружного диаметра (г, внутреннего
диаметра а?,, среднего диаметра йг и шага
резьбы Р.
Допустимые напряжения
для материалов деталей винт —
гайка скольжения
Параметр
Материал
Значение, Н/м2
винта
гайки
Допустимое давление
в паре винт — гайка [(?]
Закаленная сталь
Бронза
(10... 13)-106
Незакаленная сталь
(8... 10)-106
Чугун
(5...6)-106
Допустимое напряжение
при смятии для материала гайки [осм|
"
Бронза
(42...55)-106
Чугун
(20...24)-106
Допустимое напряжение
при растяжении для материала гайки К1
Бронза
(34.. .44)- 106
Чугун
(20...24)-106
Допустимое напряжение
при растяжении или сжатии для материала
винта [о|
Сталь 45
—
130- 106
Сталь 50
—
170 • 106
Приведенный угол
трения определяют по формуле
где апр — эквивалентное
напряжение для опасной точки винта, Н/м2; [а] — допустимое
напряжение при растяжении или сжатии
для материала винта, Н/м2 (см. табл.
6.1).
Р<
Сжатые винты проверяют
на устойчивость по формуле Эйлера:
Сжатые винты проверяют
на устойчивость по формуле Эйлера:
(6.14)
где Е — модуль упругости
материала винта, Н/м2; / — приведенный
момент инерции площади сечения винта,
м4; [5У] — допустимый коэффициент запаса устойчивости
(для вертикальных винтов [,уу] = 2,5...4,0); ц
— коэффициент приведения длины винта,
зависящий от способа заделки концов винта
(для винтов домкратов ц = 2); / — длина винта
(расстояние от середины гайки до опорной
поверхности головки винта при вывернутом
до отказа винте), м.
Приведенный момент
инерции площади сечения винта
(6.15)
Формула Эйлера
применима только при условии, что гибкость
винта А, не ниже предельного значения:
X > Х,11ред. Для винтов,
изготовленных из стали, можно принимать
Я,пред = 90.
Гибкость винта
определяют по формуле
(6.16)
I
где / — радиус инерции
площади сечения винта, м:
Т
/ =
(6.17)
где 51, — площадь
поперечного сечения винта по внутреннему
диаметру, м2.
Усилие на рукоятке
домкрата Рр, Н, при
длине рукоятки Ь -= 0,4...0,6м
ГР = -^- (6.18)
Рекомендуемые значения Рр - 150...300
Н. Гидравлические домкраты
достаточно просты в изготовлении, надежны
в эксплуатации, могут иметь большую грузоподъ-емность
и КПД, компактны. Переносной гидравлический
домкрат (рис. 6.2) представляет собой
конструкцию, состоящую из силового гидроцилиндра,
ручного плунжерного насоса, резервуара
для рабочей жидкости и системы клапанов,
смонтированных в едином корпусе. Для
расширения диапазона высоты подъема
верхнюю часть штока / часто оборудуют
винтом 2. В качестве рабочей жидкости
используют минеральное масло. Заправку
домкрата рабочей жидкостью осуществляют
через резьбовую пробку 4. Подъем груза
производится путем нагнетания рабочей
жидкости плунжерным насосом через нагнетательный
клапан 7 в рабочую полость под силовым
цилиндром. Для опускания груза открывают
кран 8, соединяющий
рабочую полость с резервуаром 9.
Схема переносного
гидравлического домкрата:
/ _ шток; 2 — винт; 3 — корпус; 4 — пробка; 5 — плунжер рабочего
насоса, 6, 7 — перепускной и нагнетательный
клапан соответственно; 8 — кран; 9 — резервуар для рабочей
жидкости; О — диаметр
штока; (1 — диаметр
плунжера; Р' — осевое усилие,
действующее на домкрат; Рр — усилие
на рукоятке; 1^,1 — соответственно
большое и малое плечо рычажного механизма
привода плунжерного насоса
Гаражные
подкатиые домкраты представляют собой
передвижные грузоподъемные механизмы.
Конструкция этих домкратов позволяет
подводить исполнительное устройство
домкрата под место подхвата, оставляя
органы управления за пределами габаритов
поднимаемого автомобиля, что обеспечивает
удобство и безопасность при выполнении
работ. Основу конструкции этих домкратов
составляет сварная рама на двух или четырех
колесах, в которой смонтированы исполнительные
устройства — ручной плунжерный насос,
емкость для рабочей жидкости и органы
управления.