Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Цепной траншейный экскаватор относится к экскаваторам непрерывного действия, рабочий процесс которого происходит при постоянном движении базового тягача. В строительстве цепные траншейные экскаваторы наиболее широко применяют для получения протяженных выемок прямоугольного (траншеи) и трапециадального (каналы) сечений. Также их применяют при разработке карьеров строительных материалов (глины, гравия, песка). Дополнительным преимуществом их на работах этого вида наряду с высокой производительностью является измельчение добываемого сырья (особенно глины) до однородной массы, необходимой для ее последующей обработки.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ВЫБОР АНАЛОГА ПРОЕКТИРУЕМОЙ МАШИНЫ 7
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ 12
3 БАЛАНС МОЩНОСТЕЙ 15
3.1 Расчет затрат мощности на привод рабочего оборудования 15
3.2 Расчет затрат мощности на привод ходового устройства 16
3.3 Расчет затрат мощности на управление рабочим органом 17
3.3.1 Составление гидравлической схемы 17
3.3.2 Определение усилия в гидроцилиндре 19
3.3.3 Подбор гидроцилиндра 23
3.3.4 Выбор гидронасоса 24
3.3.5 Определение затрат мощности 24
4 УСТОЙЧИВОСТЬ МАШИНы 26
4.1 Продольная устойчивость в транспортном режиме 28
4.2 Поперечная устойчивость в транспортном режиме 30
5 РАСЧЕТ ПРИВОДА РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 32
5.1 Кинематический расчет 32
5.2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений 34
5.3 Расчет зубчатых колес 36
6 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ 41
7 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИНЫ 43
7.1 Общие требования безопасности 43
7.2 Требования безопасности перед началом работ 44
7.3 Требования безопасности во время работы 45
7.4 Требования безопасности в аварийной ситуации 47
7.5 Требования безопасности по окончании работы 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
Отсюда
(3.13) |
Положение 2. На рабочий орган действуют усилие гидроцилиндра Pц, сила тяжести рабочего органа Gб и реакция от препятствия Tр, которая определяется по формуле:
(3.14) |
где Tмакс – максимальное тяговое усилие, развиваемое базовым трактором с учетом пригрузки от силы тяжести навесного оборудования и вертикальной составляющей сил резания, Н.
Машина развивает максимальное тяговое усилие при максимальном крутящем моменте на двигателе и наибольшем передаточном числе трансмиссии, т.е.
(3.15) |
где – максимальный крутящий момент на двигателе, Н∙м; Н∙м;
umax – наибольшее передаточное число трансмиссии;
ηт – КПД трансмиссии; ηт = 0,85 [10, с. 26];
Rк – радиус приводного колеса, м; Rк = 0,78 м.
Наибольшее передаточное число трансмиссии для трактора МТЗ-82.1:
(3.16) |
где u1 – передаточное число 1-ой передачи трансмиссии; u1 = 13,342;
uп.р – передаточное число понижающего редуктора; uп.р = 1,35.
Тогда максимальное тяговое усилие
Проверим выполнение условия
(3.17) |
где Pсц – сила сцепления ходового оборудования с опорной поверхностью, Н;
φсц – коэффициент сцепления пневмоколесного хода. Для грунта VII категории φсц = 0,32 [9, табл. 1.16];
Gсц – сцепная сила тяжести, Н. Для пневмоколесного хода:
(3.18) |
где B – число ведущих осей машины; B = 2;
A – общее число осей машины; A = 2.
Сила тяжести машины с рабочим оборудованием
(3.19) |
Сцепная сила тяжести машины
Проверим условие (2.17):
Условие выполняется.
Тогда по выражению (3.14)
Из суммы моментов действующих сил относительно точки A определим усилие в гидроцилиндре.
Отсюда
(3.20) |
Положение 3. На рабочий орган действуют усилие в цилиндре Pц и сила тяжести рабочего органа Gб.
Из суммы моментов действующих сил относительно точки A определим усилие в гидроцилиндре.
Отсюда
(3.21) |
Положение 4. На рабочий орган действуют усилие в цилиндре Pц и сила тяжести рабочего органа Gб.
Из суммы моментов действующих сил относительно точки A определим усилие в гидроцилиндре.
Отсюда
(3.22) |
Положение 5. Рассматривается резание грунта одним кулачком при максимальной глубине резания. На рабочий орган действует усилие гидроцилиндра Pц, горизонтальная и вертикальная составляющие усилия резания Pг, Pв, сила тяжести рабочего оборудования (бара) Gб.
Силы Rг и Rв определим по методике Н.Г. Домбровского [7, с. 15]. Т.к. наибольшее количество резцов в одном кулачке составляет 2, то
(3.23) |
где kр – коэффициент удельного сопротивления резанию, МПа. Для грунта VII категории kр = 2,5 МПа [7, табл. 1.1].
Вертикальная составляющая усилия резания определяется как часть горизонтальной составляющей:
(3.24) |
Из суммы моментов действующих сил относительно точки A определим усилие в гидроцилиндре.
Отсюда
(3.25) |
Знак “–“ означает, что усилие в гидроцилиндре направлено в противоположную сторону принятому направлению.
Таким образом, подбор гидроцилиндра будет осуществлять по следующему значению усилия:
(3.26) |
Ход штока гидроцилиндра определяем графически, вычертив его положение в крайних точках движения. Ход штока составляет
(3.27) |
В соответствии с ГОСТ 12445-80 из стандартного ряда [4, с. 8], учитывая ОСТ 22-1417-79 для гидроцилиндров двухстороннего действия [4, с. 89], принимаем номинальное давление в гидросистеме
Т.к. гидроцилиндр используется для привода рабочего органа довольно большой массы, то, чтобы не применять гидроцилиндр с торможением (демпфированием) поршня в конце хода, скорость его перемещения должна быть меньше 0,3 м/с [4, с. 250]. Поэтому принимаем скорость перемещения штока гидроцилиндра
Определим перепад давления на гидроцилиндре
(3.28) |
Диаметр поршня определим по формуле:
(3.29) |
где φ – отношение площадей поршня и штока гидроцилндра. Для гидроцилиндра двухстороннего действия φ = 1,6 [4, с. 90];
ηгм.ц – гидромеханический КПД гидроцилиндра; ηгм.ц = 0,95 [4, с. 250].
По значениям номинального давления в гидросистеме, ходу штока и диаметру поршня по ОСТ 22-1417-79 [4, с. 89] выбираем гидроцилиндр типоразмера 2.16.0.У-80×50×560. Гидроцилиндр исполнения 2 (на проушине с шарнирным подшипником и цапфах на корпусе – для крепления на кронштейне машины) на номинальное давление 16 МПа, без тормозных устройств поршня в конечных положениях, для умеренного климата, диаметр поршня Dп – 80 мм, диаметр штока dш – 50 мм, ход штока xш.г – 560 мм.
Определим расход рабочей жидкости, потребляемой гидроцилиндром по формуле:
(3.30) |
Рабочий объем насоса определяют, исходя из необходимости обеспечения максимальной подачи,
(3.31) |
где Qн – необходимая подача насоса, м3/с; Qн = Qц = 4,6∙10-4 м3/с;
nн – частота вращения вала насоса, об/мин;
ηVн – объемный КПД насоса; ηVн = 0,95 [4, с. 280].
Т.к. частота вращения вала насоса не задана, то ориентировочно принимаем ее равной nн = 1000 об./мин.
Тогда рабочий объем насоса
Выбираем аксиально-поршневой нерегулируемый насос типа 210.16 со следующими параметрами [4, табл. 3.3]: Vн = 28,1 см3; pном = 16 МПа; pmax = 32 МПа; nном = 1920 об./мин; nmax = 3500 об./мин; nmin = 378 об./мин; полный КПД ηн = 0,91.
Т.к. номинальная частота вращения двигателя базового трактора составляет nc.у = 2200 об./мин, то передаточное число привода насоса составляет
(3.32) |
Мощность гидронасоса
(3.33) |
Затраты мощности на привод гидронасоса определим по формуле:
(3.34) |
где ηпр – механический КПД привода насоса. Принимаем ηпр = 0,85.
Тогда
Таким образом, все затраты мощности машины мы определили. Проверим, достаточно ли мощности двигателя базовой машины для покрытия этих затрат, по условию:
(3.35) |
где Nс.у – мощность силовой установки, кВт; Nс.у = 59,6 кВт.
Таким образом, условие баланса мощностей выполняется и мощности силовой установки базовой машины достаточно на покрытие всех потерь при работе машины.
Опрокидывание баровой машины, как и многоковшового цепного траншейного экскаватора, во время работы невозможно из-за жесткой навески рабочего оборудования. Расчет устойчивости производится только для транспортного режима [10, с. 243].
Расчет ведем по [10, с. 228], а необходимые для расчета параметры берем из [1, 12].
Перед тем, как рассчитывать устойчивость, определим координаты центра тяжести машины с рабочим оборудованием в продольной и поперечной плоскости (рисунок 5, 6). На рисунках L = 2,45 м – база трактора; B = 1,5 м – колея трактора.
Рисунок 5 – Схема к определению центра тяжести машины в продольной плоскости
Определим координаты центра тяжести машины в продольной плоскости по формулам:
(4.1) | |
(4.2) |
где Gт, mт – соответственно, сила тяжести и масса базовой машины (трактора МТЗ-82.1) с бульдозерным отвалом;
Gк, mк – сила тяжести и масса кронштейна крепления бара и редуктора, а также самого редуктора;
Gб, mб – сила тяжести и масса бара;
G, M – общая сила тяжести и масса машины.
В соответствии с разделом 2 и пунктом 3.3.2 имеем:
(4.3) | |
(4.4) | |
(4.5) | |
(4.6) |
Тогда координаты центра тяжести машины в продольной плоскости:
Рисунок 6 – Схема к определению центра тяжести в поперечной плоскости
Определим координаты центра тяжести машины в поперечной плоскости по формулам:
(4.7) | |
(4.8) |
В ходе торможения при спуске машины с уклона возможно опрокидывание машины относительно точки A (рисунок 7) или сползание ее по наклонной поверхности. При опрокидывании машины предельный угол уклона определяется выражением:
(4.9) |
где lц, hц – координаты центра тяжести машины относительно точки A, м;
1,2 – коэффициент запаса устойчивости.
Рисунок 7 – Схема к определению предельного продольного угла уклона при спуске
Как видно из рисунка 7:
(4.10) | |
(4.11) |
Тогда предельный угол уклона:
Для машины с пневмоколесным движителем со всеми тормозными колесами угол уклона по сцеплению находится из выражения:
Информация о работе Проект разработки цепного траншейного экскаватора с баровым рабочим оборудование