Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:25, курсовая работа
1.Задание. Выполнить проектировочный расчет автомобиля по следующим заданным параметрам:
- легковой автомобиль с карбюраторным двигателем; - пассажировместимость - 5 человек; - максимальная скорость 130 км/ч; - значение максимального сопротивления дороги, преодолеваемого на первой передаче ψ1max=0,36.
1. Задание……………………………………………………………………..3
2. Информация о прототипе…………………………………………………3
3. Выбираемые параметры…………………………………………………..3
4. Расчетные параметры……………………………………………………..5
4.1 Определение необходимой максимальной мощности двигателя, обеспечивающего максимальную скорость движения полностью груженого автомобиля на горизонтальной асфальтированной дороге(Nmax)……………………………………………………………5
4.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя……...6
4.3 Определение передаточного числа главной передачи……………...7
4.4 Определение передаточных чисел коробки передач………………..8
5. Анализ тяговых качеств………………………………………………… 10
5.1 Силовой баланс автомобиля…………………………………………10
5.2 Динамическая характеристика автомобиля…………………………12
5.3 Мощностной баланс автомобиля……………………………………13
5.4 Ускорение автомобиля ………………………………………………14
5.5 Время и путь разгона автомобиля…………………………………...15
Литература………………………………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра (Автосервис)
Тема курсовой работы:
«Проектный тяговый расчёт»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО»
Разработал студент гр. ТСЗк-2671с ______________________/ Зуев А.Д. /
Руководитель профессор, канд. техн. наук ____________/ Шпитко Г.Н. /
Работа защищена с оценкой «__________» «___»__________20__г.
Курган 2013
Оглавление
Литература……………………………………………………
1.Задание
Выполнить проектировочный расчет автомобиля по следующим заданным параметрам:
- легковой автомобиль с карбюраторным двигателем;
-пассажировместимость - 5 человек;
- максимальная скорость 130 км/ч;
- значение максимального сопротивления дороги, преодолеваемого на первой передаче ψ1max=0,36.
Прототипом проектируемого автомобиля выбираем автомобиль
ВАЗ-2121 «Нива»
Таблица 1 – Краткая техническая характеристика прототипа.
Параметры автомобиля |
Значение параметра |
Снаряжённая масса автомобиля, кг |
1150 |
Пассажировместимость, чел. |
5 |
Максимальная скорость: |
130 |
Полная масса кг общая |
1550 |
Максимальная мощность кВт / при частоте вращения коленчатого вала об/мин |
59,5 5200 |
а) масса снаряженного автомобиля Мо=1150 кг;
б) полная масса автомобиля
, кг
где Мо – масса снаряженного автомобиля, кг;
Мп – масса одного пассажира или водителя, равная 75 кг;
n – пассажировместимость; n=5.
Мгр – масса груза.
Ма=1150+5∙75+1550=3075кг
в) коэффициент сопротивления воздуха К и лобовая площадь F
Принимаем из предела для грузовых автомобилей: К=0,35 Н∙с2/м4
Приближенно лобовая площадь может быть определена по следующим выражениям:
для легковых автомобилей;
где габаритная высота, м; H=1,59
- габаритная ширина, м; =1,68
м2
г) коэффициент полезного действия трансмиссии ( ).
Могут быть приняты следующие значения коэффициента полезного действия трансмиссии в зависимости от типа автомобиля и типа главной передачи.
=0,85
д) распределение массы автомобиля по осям. У легковых автомобилей масса распределяется между передними и задними осями примерно поровну.
=755кг;
=795кг;
=680кг;
=470кг.
е) теоретический радиус качения колеса - .
Зная размер шин, определяют статический радиус колеса. Шины выбирают в зависимости от наибольшей нагрузки на колесо и максимальной скорости по ГОСТ 4754-80 - для легковых автомобилей.
=0,322м;
ж) максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя.
=5500 об/мин.
з) соотношение между максимальной частотой вращения коленчатого вала двигателя ( =5500 об/мин) и частотой при максимальной мощности двигателя ( =5200 об/мин), т.е. .
Отношение выбирают в пределах: для легковых автомобилей и автобусов с карбюраторным двигателем - ;
4. Расчетные параметры
4.1 Определение
необходимой максимальной
Для определения Nmax сначала находим мощность двигателя, соответствующую максимальной скорости движения автомобиля NVmax.
Используя уравнение мощностного баланса, имеем:
где Ga – вес полностью груженого автомобиля, Н
Ga=Ma∙9.8=1550∙9.8=15190 H
- коэффициент сопротивления дороги при Vmax
=ƒVmax , полагая, что автомобиль развивает максимальную мощность только при движении по горизонтальной дороге (i=0).
ƒ0 =0,015, для сухого асфальта при скорости Va=10-15 км/ч.
Для больших скоростей значение ƒVmax определяют по эмпирической зависимости:
Зная NVmax по формуле Лейдермана, подсчитываем максимальную мощность двигателя:
для карбюраторного двигателя: ;
4.2Построение
внешней скоростной
Рассчитываем величины эффективной мощности Ne и крутящего момента Те, в зависимости от частоты вращения ne , при полной подаче топлива, по уравнениям:
Текущие значения частоты вращения берем от минимально устойчивой частоты вращения при полной нагрузке nmin , определяемой из соотношения:
nmin= 0.2∙nN об/мин,
nmin= 0.2∙5200 = 1040 об/мин
До частоты максимальной мощности
где – соотношение текущей мощности к текущей частоте вращения
Данные расчетов сносим в таблицу 2
nmin |
n2 |
n3 |
n4 |
nmax | |
ne, об/мин |
1040 |
2080 |
3120 |
4160 |
5200 |
Ne, кВт |
13,57 |
28,81 |
43,21 |
53,90 |
58,08 |
Te, Нм |
124,59 |
132,27 |
132,27 |
123,74 |
106,67 |
По данным таблицы строим график внешней скоростной характеристики двигателя (Рисунок 1).
4.3 Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи ведущего моста определяем по формуле:
где - передаточное число высшей передачи коробки передач; =1.
- передаточное число
Если высшая передача прямая, то передаточное число коробки передач принимается ,
4.4 Определение
передаточных чисел коробки
Передаточные числа в коробке передач должны обеспечивать автомобилю способность преодолевать заданное максимальное сопротивление дороги , а так же достаточную динамику разгона при оптимальном использовании мощности двигателя.
Это выполняется при условии:
где - максимальная сила тяги, Н
- максимальная сила сопротивления дороги, Н
Из этого условия определяем:
где - максимальный крутящий момент, Нм;
Полученное значение проверяем по условию буксования:
где сила сцепления колес с дорогой, Н
Из этого условия определяем:
где - сила тяжести полностью груженого автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса, Н;
Для автомобилей с колесной формулой 4х4 .
- коэффициент сцепления колес с дорогой принимают:
Выбираем значение:
При дальнейших расчетах принимается меньшее из полученных передаточных чисел .
Для легковых автомобилей проверка по буксованию не обязательна.
Передаточные числа
где - число передач в коробке, не считая заднего хода;
- номер определяемой передачи.
Принимаем наименьшее значение =3,05
Передаточные числа
U4=1
5. Анализ тяговых качеств
5.1 Силовой баланс автомобиля
По методу академика А.Е.Чудакова силовой баланс строят, зная тяговую характеристику автомобиля и силы сопротивления воздуха и дороги,
Уравнение силового баланса имеет вид:
Тяговую силу на ведущих колесах автомобиля определяем по выражению:
Величину силы тяги определяют на всех передачах.
Силу сопротивления дороги находим как:
где ψ –коэффициент суммарного сопротивления дороги.
Для горизонтальной дороги ψ=ƒ может быть определен по формуле:
Сила сопротивления воздуха рассчитывается по формуле:
Скорость автомобиля на каждой передаче определяют по формуле:
Для первой передачи рассчитаем величины:
Рассчитанные величины сводим в таблицу
Таблица 3 – Тяговая сила на ведущих колесах
nmin |
n2 |
n3 |
n4 |
nmax | |
ne об/мин |
1040 |
2080 |
3120 |
4160 |
5200 |
Pt1 |
5150,16 |
5467,64 |
5467,64 |
5114,89 |
4409,38 |
V1 |
8,06 |
16,12 |
24,19 |
32,25 |
40,31 |
Pt2 |
3546,01 |
3764,60 |
3764,60 |
3521,72 |
3035,97 |
V2 |
11,71 |
23,42 |
35,13 |
46,84 |
58,55 |
Pt3 |
2946,57 |
3128,20 |
3128,20 |
2926,39 |
2522,75 |
V3 |
14,09 |
28,18 |
42,27 |
56,37 |
70,46 |
Pt4 |
1688,58 |
1792,67 |
1792,67 |
1677,01 |
1445,70 |
V4 |
24,59 |
49,18 |
73,77 |
98,36 |
122,95 |